Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления от 6 декабря 2006 г.
по проекту федерального закона N 317506-4 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (в части проведения публичных слушаний), внесенному Законодательной Думой Хабаровского края
Проектом федерального закона N 317506-4 предлагается внесение дополнений в статью 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и в часть 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований",
предусматривающих, что публичные слушания по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования по решению представительного органа муниципального образования могут не проводиться, если принятие указанного муниципального правового акта осуществляется в связи с принятием федерального закона или во исполнение решения суда, вступившего в законную силу.
Проект федерального закона N 317506-4 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" является альтернативным проекту федерального закона N 295794-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части проведения публичных слушаний), внесенному Законодательным Собранием Приморского края, так как указанные законопроекты внесены по одному вопросу - необходимости проведения публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а частью 1 статьи 73 установлена обязанность представительного органа муниципального образования исполнить в течение трех месяцев решение суда, которым установлено противоречие муниципального правового акта, в том числе устава муниципального образования, указанным выше нормативным правовым актам. Таким образом, приведение устава муниципального образования в соответствие с изменениями федерального законодательства или вступлением в силу судебного решения, производится на основании норм Федерального закона и не зависит от мнения населения, выраженного им на публичных слушаниях. Поэтому доводы автора законопроекта о том, что проведение публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в случае, если такие изменения и дополнения вносятся в порядке приведения устава муниципального образования в соответствие с изменениями федерального законодательства или вступлением в силу судебного решения, представляются обоснованными.
Вместе с тем содержание законопроекта не позволяет выявить четкий критерий, по которому можно было бы определить, необходимо ли проведение публичных слушаний по вопросу о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Таким образом, принятие законопроекта открывает возможности для злоупотреблений предоставляемым законопроектом правом не проводить публичные слушания и для ограничения предоставляемой гражданам гарантии осуществления местного самоуправления - учета мнения населения при принятии проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Кроме того, законопроект не учитывает ситуацию, когда принятие проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования связано с приведением устава муниципального образования в соответствие с изменениями в законодательстве субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 317506-4 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", внесенный Законодательной Думой Хабаровского края, в первом чтении.
Председатель Комитета |
B.C. Мокрый |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.