Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 декабря 2006 г. N вн. 2.2-1/4619
по проекту федерального закона N 357580-4 "Об организации деятельности розничных рынков и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы Е.А. Федоровым
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев по поручению Комитета проект федерального закона N 357580-4 "Об организации деятельности розничных рынков и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
В проекте (статья 3, пункт 2) розничный рынок определен как имущественный комплекс. При таком определении предметом данного проекта являются отношения, в той или иной мере направленные на организацию розничного рынка как имущественного комплекса, представляющего собой, по существу, объект недвижимости. В настоящее время указанные функции возложены на администрацию рынка. Полагаем необходимым уточнить, в какой мере названные функции передаются управляющей компании. Иначе говоря, следует определить, является ли управляющая компания правопреемником администрации рынка, либо речь идет о ликвидации рынков в существующей форме и создании их заново во главе с управляющей рынком компанией.
В проекте следует однозначно определить лицо, с которым заключается договор о предоставлении торгового места на рынке. Полагаем, что в отношении граждан речь должна идти исключительно (а не в том числе) о тех, кто ведет крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимается садоводством, животноводством, огородничеством, либо о тех, кого указанные граждане привлекли на основании договора для реализации своей продукции (пункт 10 статьи 3, часть 2 статьи 14 проекта). В ином случае цель представленного проекта - создание благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей, не будет достигнута в полной мере.
В статьях 3 (пункт 7), 4 (часть 3) проекта предусмотрено, что Правительством Российской Федерации определяется порядок выдачи разрешения на организацию рынка. Между тем, статьи 5 - 9 проекта посвящены регламентации указанного порядка. Полагаем необходимым соотнести положения статей 3 (пункт 7) и 4 (часть 3) с положениями статей 5-9 проекта с целью устранения содержащейся внутренней несогласованности.
Статья 5 законопроекта (пункт 5 части 2) и часть 1 статьи 8 законопроекта предусматривают наличие документа об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении разрешения и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу такого разрешения.
Обращаем внимание, что статьи 333.19. - 333.38. Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие размер государственной пошлины за совершение конкретных юридически значимых действий, не предусматривают размер пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении разрешения на право организации рынка. Принятие представленного законопроекта потребует внесения соответствующего изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Кроме того, в статье 5 (часть 2, пункт 6) проекта ссылка на часть 2 ошибочна. Речь идет о части 3 статьи 4.
В пункте 6 части 2 статьи 5 законопроекта, устанавливающей перечень документов к заявлению о предоставлении разрешения на право организации рынка, указаны "иные документы, предусмотренные указанным в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона порядком". При этом в части 2 статьи 4 не говорится о каких-либо документах, а лишь указывается, что план организации рынков на территории субъекта Российской Федерации должен предусматривать места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
Согласно части 3 статьи 5 проекта, в которой говорится о том, что к заявлению о предоставлении разрешения могут быть приложены иные документы, если заявитель считает, что такие документы могут быть использованы органом местного самоуправления для принятия решения о предоставлении разрешения. Данное положение предлагаем из законопроекта исключить как излишнее и не влекущее каких-либо правовых последствий, поскольку непредставление таких документов заявителем не может повлиять на принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении разрешения (статьи 6 и 7 проекта).
Кроме того, в названной статье проекта содержатся 2 части под N 2.
В статье 11 (часть 7) проекта следует исключить упоминание об ином законном праве, поскольку в противном случае при наличии объектов недвижимости на праве собственности управляющая рынком компания должна будет испрашивать согласие сама у себя.
Терминологию законопроекта предлагаем соотнести с терминологией Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который регулирует отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с осуществлением иностранными гражданами в Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Так, в частности, следует говорить об информации о порядке привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников и ответственности за нарушение указанного порядка, а не об информации о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил (подпункт "в" пункта 4 части 2 статьи 11, пункт 6 части 1 статьи 13 проекта), а также о разрешении на привлечение и использование иностранных работников либо о разрешении на работу иностранного гражданина (пункт 3 части 2 статьи 20 проекта).
В статье 14 проекта содержание части 1 не соответствует названию статьи. В части 2 данной статьи проекта полагаем необходимым уточнить вид договора о предоставлении торгового места на рынке, а также форму указанного договора. Вместе с тем, согласно части 6 факт заключения договора о предоставлении торгового места удостоверяется выдачей квитанции об оплате цены договора. Однако вряд ли такой квитанции достаточно для идентификации торгового места и срока действия договора. В случае спора по указанным основаниям такая квитанция не будет обладать доказательной силой.
В статье 21 (часть 5) проекта необходимо уточнить, в каком порядке управляющая рынком компания будет нести ответственность в случае прекращения ее деятельности как юридического лица (часть 4, пункт 3 данной статьи).
В статье 23 (часть 1) проекта следует уточнить, что и в какие сроки подлежит приведению в соответствии# с настоящим федеральным законом, поскольку в данном случае вряд ли можно говорить о деятельности. Речь, видимо, должна идти о соответствующих правоустанавливающих документах, на основании которых такая деятельность осуществляется.
Согласно абзацу 3 статьи 24 проекта статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации дополняется новым основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон - приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствии с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности.
Указанная статья Кодекса дополняется также частью четвертой, согласно которой трудовой договор по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой настоящей статьи, прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством Российской Федерации для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствии с допустимой долей таких работников.
Однако из такой редакции изменений неясно,# с какими конкретно работниками будет прекращаться трудовой договор - принятыми работодателем после превышения допустимой доли или любых работников по усмотрению работодателя либо иных.
В статье 25 (часть 2) проекта содержится ссылка на часть 7 статьи 15. Однако статья 15 проекта состоится# из шести частей.
Замечания редакционного и лингвистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Замечания юридико-технического характера прилагаются на 5 листах.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.