Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике от 14 февраля 2007 г. N 3.2 -113/1
по проекту федерального закона N 342215-4 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год"
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 342215-4 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В связи с принятием в начале 2005 года ряда федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, других нормативно-правовых актов направленных на увеличение пенсионного обеспечения, в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" в декабре 2005 года были внесены изменения по увеличению доходной и расходной частей (в части, не связанной с финансированием накопительной части трудовых пенсий).
В целом бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) за 2005 год исполнен по доходам в сумме 1 349 601,0 млн. рублей, что составляет 101,4% к утвержденным доходам, по расходам в сумме 1 299 113 млн. рублей или 100,3% к утвержденным расходам, с профицитом в сумме 50 487,7 млн. рублей.
Бюджет Фонда в части не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий исполнен по доходам 1 266 330,6 млрд. рублей, по расходам в сумме 1 297 842,1 млрд. рублей, (соответственно 102,0% и 100,5% к утвержденным показателям), при этом покрытие текущего дефицита в сумме 31,5 млрд. рублей обеспечивалось за счет средств резерва бюджета Фонда (расчетный дефицит составлял 48,9 млрд. рублей).
Налоговые доходы Фонда составили 624,8 млрд. рублей (97% к бюджетным назначениям), в том числе:
страховых взносов, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, поступило 547,3 млрд. рублей или 98,0% к объему, установленному бюджетом Фонда на 2005 год;
страховых взносов в виде фиксированного платежа: на страховую часть трудовой пенсии - 3,4 млрд. рублей или 113,3%;
единого минимального налога в сумме 1,5 млрд. рублей (151,1% к бюджетным назначениям);
сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в бюджет Фонда в связи с задолженностью, образовавшейся по состоянию на 1.01.2001 г. - 9,29 млрд. рублей или 77,4% от 12,0 млрд. рублей утвержденных бюджетом.
По данным форм налоговой отчетности остаток указанной задолженности, в результате проведения мероприятий по ее реструктуризации на конец отчетного периода составил 68,9 млрд. рублей.
Исполнение бюджета Фонда в 2005 году по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование проходило в условиях изменения налогового законодательства в части снижения базовой ставки единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, до 20% против 28%, действовавших до 2005 года, с одновременным изменением в сторону увеличения до 280 тыс. рублей против 100 тыс. рублей верхней пороговой величины интервала налоговой базы, с которой начинает действовать регрессивная шкала налогообложения, и повышением тарифа отчислений с налоговой базы в интервале от 280 до 600 тыс. рублей.
Задолженность страхователей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 1 января 2006 года составила 53,3 млрд. рублей, в том числе по взносам на страховую часть трудовой пенсии - 47,0 млрд. рублей.
С 1 января 2005 года осуществлены изменения в распределении страхового взноса между возрастными категориями застрахованных лиц: так, мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения были исключены из числа лиц, участвующих в формировании накопительной части трудовой пенсии (ранее работодатель отчислял взносы исходя из тарифа 2%). С 1 января 2005 года право на формирование накопительной части трудовой пенсии имеют лица 1967 года рождения и моложе.
В части неналоговых доходов, в бюджет Фонда поступили средства:
средства, полученные от размещения средств Фонда в сумме 19,9 млрд. рублей: из них от размещения временно свободных средств страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии - 9,46 млрд. рублей (253,2%) и от размещения средств страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии 10,43 млрд. рублей (148,1%);
страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации -1,3 млрд. рублей;
штрафов, санкций, возмещение ущерба - 244,9 млн. рублей (поступления бюджетом Фонда не предусматривались);
прочие неналоговые доходы в 2005 году - 732,1 млн. рублей.
В бюджет Фонда за 2005 год из федерального бюджета перечислено средств в порядке межбюджетных трансфертов в сумме 693,1 млрд. рублей (104,5% от бюджетных назначений). Превышение произошло за счет выделенных в декабре 2005 года 30,0 млрд. рублей предназначенных на выплату пенсий и пособий в январе 2006 года.
Из них средства:
на выплату базовой части трудовой пенсии - 436,1 млрд. рублей (100% от бюджетных назначений);
на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) гражданам Российской Федерации, включая расходы на доставку, а также на погашение задолженности перед Фондом за прошлые периоды 94,7 млрд. рублей, или 100,0% годовых назначений;
средства федерального бюджета на выплату пенсий, назначенных досрочно безработным - 1, 25 млрд. рублей (148,3%);
на выплату материального обеспечения специалистам ядерного оружейного комплекса - 1,19 млрд. рублей (100%);
на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан - 116,8 млрд. рублей (99,9%);
средства на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 и 1 августа 2005 г. N 887 - в сумме 12,78 млрд. рублей;
на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы - 133,4 млн. рублей (100%);
на оплату стоимости проезда пенсионерам - получателям трудовой пенсии по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4520-I -150 млн. рублей (100%).
Расходная часть бюджета Фонда за 2005 год была исполнена в сумме 1 299,1 млрд. рублей или 100,3% годового плана.
Расходы Фонда по обязательному пенсионному страхованию составили 1 044,6 млрд. рублей (101,1%).
В 2005 году были осуществлены следующие мероприятия по повышению пенсий и улучшению материального положения отдельных категорий граждан:
1) повышение базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2005 года до 900 рублей в соответствии с Федеральным законом от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий и порядка индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий в 2005 году";
индексация базовой и страховой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 6% с 1 августа 2005 года, а также проведено дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии с 1 августа 2005 года на 4,8 процента.
Средний размер трудовых пенсий увеличился на 514,5 рублей или на 25%, при уровне инфляции за 2005 год 9%. Соотношение трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера (ПМП) на конец 2005 года составило 105 процентов.
2) с 1 мая 2005 года производится выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) в размере 500 или 1000 рублей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", а с 1 сентября 2005 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" - в размере 1000 рублей.
3) произведена индексация ЕДВ с 1 августа 2005 года на 6 процентов.
Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета составили 75,3 млрд. рублей или 96% от предусмотренных бюджетом Фонда.
В соответствии со статьей 4 законопроекта возмещение уплаты страховых взносов за нестраховые периоды в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ осуществлялось в объеме 0,84 млрд. рублей за счет средств резерва бюджета Фонда и возмещено за счет остатка средств на выплату пенсий, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Расходы на финансирование доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации с учетом расходов на доставку за отчетный период составили 1,19 млрд. рублей (137,6% от утвержденных показателей). Расходы на материальное обеспечение сотрудников ядерного оружейного комплекса составили 1,16 млрд. рублей (97,2%).
Впервые в 2005 году на Фонд был возложены функции по реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ по выплате ЕДВ отдельным категориям граждан. Финансирование административных расходов на оказание указанных услуг Фонд производил из собственных средств.
На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органон в 2005 году было направлено 32,7 млрд. рублей, что составляет 96,4% к бюджетным назначениям и 2,5% общих расходов Фонда по распределительной составляющей бюджета. В основном расходы по разделам были осуществлены в рамках утвержденного бюджета, за исключением расходов на прикладные исследования и разработки в объеме 61,5 млн. рублей, против 154,5 млн. рублей утвержденных бюджетом.
Расходы Фонда по статье затрат "Оказание социальной помощи" составили 6,9 млрд. рублей, или 60,1% от бюджетных назначений. Финансирование указанных расходов производилось за счет сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд образовавшихся на 1 января 2001 года. Осуществлено финансирование расходов на укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения на сумму 1,1 млрд. рублей (101,8% от бюджетных назначений); на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам 1,37 млрд. рублей (97,6% от бюджетных назначений);
на осуществление дополнительных платежей на ОМС неработающих пенсионеров 4,45 млрд. рублей (49,4%).
Расходы по статье "Мероприятия в области социальной политики " составили 912,6 млн. рублей против предусмотренных 500,0 млн. рублей или 182,5%.
Из общей суммы прочих расходов выплаты по исковым требованиям пенсионеров на основании вступивших в законную силу решений судов, уплату государственной пошлины, на судебные издержки в общей сумме составили 762,1 млн. рублей.
Компенсации на проезд по Федеральному закону "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" составили 45,8 млн. рублей, что соответствует 30,5% от выделенной суммы. Согласно пояснительной записке к законопроекту, указанное невыполнение обусловлено поздним формированием нормативной базы и проведением организационных мероприятий, а также ограничениями, предусмотренными Правилами компенсации указанных расходов.
Остаток средств финансового резерва бюджета Фонда за год сократился (на 1 января 2005 года - 66,5 млрд. рублей) и составил по состоянию на 1 января 2006 года 34,81 млрд. рублей, из них 32,9 млрд. рублей денежных средств, 1,91 млрд. рублей размещены в ценные бумаги.
Общий объем доходов Фонда, связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий в 2005 году составил 83,3 млрд. рублей или 93,7% к утвержденным показателям, в том числе:
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на формирование средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, поступило 71,2 млрд. рублей или 88,8% к объему, установленному бюджетом Фонда на 2005 год;
страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть -1,62 млрд. рублей (108,3%);
доходы, полученные в 2005 году от временного размещения Фондом средств пенсионных накоплений 2005 года - 2,3 млрд. рублей;
доходы, полученные в 2005 году от временного размещения и реализации активов средств пенсионных накоплений 2004 года, - 8,2 млрд. рублей.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации отмечено, что в целом идет снижение доходности от инвестирования средств пенсионных накоплений: так на 1.01.2004 года она составляла 8,02%, на 1.01.2005 - 6,64% (при уровне инфляции 11,7%), на 1.01.2006 - 6,78% (при уровне инфляции - 10,9%), что обусловлено ограниченной емкостью фондового рынка Российской Федерации и недостаточностью инструментов инвестирования средств пенсионных накоплений.
Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда составили 1,27 млрд. рублей, из них на оплату расходов, связанных с временным размещением средств пенсионных накоплений - 11,3 млн. рублей; расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных счетов застрахованных лиц, обеспечением формирования средств пенсионных накоплений и выплаты накопительной части трудовой пенсии - 0,47 млрд. рублей.
В соответствии с заявлениями застрахованных лиц в негосударственные пенсионные фонды передано средств пенсионных накоплений в сумме 0,79 млрд. рублей (23,7%).
Объем средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2006 года составил 255,9 млрд. рублей, в том числе средства пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям - 164,2 млрд. рублей; средства пенсионных накоплений, переданных на временное размещение, - 80,7 млрд. рублей; остаток средств, не переданных на временное размещение по состоянию на 1 января 2006 года, составляет 11,0 млрд. рублей.
Одновременно Комитет считает необходимым отметить следующие проблемы связанные с непринятием или несвоевременным принятием необходимых для функционирования Фонда законодательных актов:
- до настоящего момента не введена в действие статья 148 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающая исполнение бюджета Фонда Федеральным казначейством Российской Федерации;
- не согласован с Центральным банком Российской Федерации вопрос по открытию отдельных счетов для зачисления взносов на накопительную часть трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 24.06.02 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";
- до настоящего времени не принято законодательного акта о статусе Фонда и Фонд в своей деятельности руководствуется Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1.
Данные проблемы отмечены и в заключении на законопроект Счетной палаты Российской Федерации.
Комитет рекомендует Правительству Российской Федерации внести на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов и принять необходимые для регламентации деятельности Фонда нормативно правовые акты. Необходимо также разработать нормативно-правовую базу для определения порядка инвестирования средств пенсионных накоплений и определяющую использование инвестиционного потенциала средств пенсионных накоплений.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.