Заключение Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 13 декабря 2006 г.
по проектам федеральных законов N 358738-4 "Об исполнительном производстве"; N 358753-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах"; N 358757-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты "Российской Федерации" (внесены Президентом Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанные законопроекты и отмечает следующее.
До 1997 года исполнение судебных решений законом возлагалось на судебных исполнителей, действовавших при судах.
В 1997 году были приняты и введены в действие федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве", которыми созданы необходимые правовые условия для отделения от судов и создания самостоятельной службы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, подлежащих в силу закона принудительному исполнению. В соответствии с переходными положениями этих федеральных законов Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП) была окончательно сформирована к 1 января 1999 года.
Практика применения федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" подтвердила правильность их концепции и привела к определенным положительным результатам в деле укрепления гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.
Вместе с тем, за прошедшее время законодательство Российской Федерации продолжало развиваться, и в настоящее время органами, осуществляющими принудительное исполнение судебных актов, является не только ФССП, но и некоторые другие организации (например, банки). В процессе реализации названных федеральных законов выявились некоторые нечеткости и пробелы в законодательном регулировании вопросов исполнения судебных актов и актов иных органов (большая их часть названа в пояснительной записке к проекту федерального закона "Об исполнительном производстве). Кроме того, нормы Федерального закона "Об исполнительном производстве" неоднократно были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, который дважды признавал отдельные нормы действующего закона частично не соответствующими Конституции Российской Федерации. Все это потребовало внесения уточнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Указанные задачи решаются в законопроекте, внесенном Президентом Российской Федерации. Законопроект не меняет концепцию действующего законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве и вместе с тем предусматривает ряд существенных новелл в его правовом регулировании. Так, законопроектом предусматривается введение в закон норм о задачах и принципах исполнительного производства, существенно уточняются нормы о сроках в исполнительном производстве, вводятся нормы, регламентирующие вопросы реализации имущества должника на торгах, уточняются положения об обращении взыскания на ценные бумаги, вводится возможность обжалования действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей не только в суд, но и вышестоящим должностным лицам. В свою очередь, возможность обжалования решений вышестоящих должностных лиц прямо указывается в законе. Вводная ответственность за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя.
В целом законопроект содержит детальную проработку вопросов, возникших за время действия Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Внесение изменений в законодательство об исполнительном производстве требует внесения соответствующих изменений в ряд действующих федеральных законов (законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Указанным законопроектом предполагается внести изменения в ряд федеральных законов. Комитет полагает необходимым особо остановиться на изменениях, предлагаемых в Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК), в Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее - ГПК) и Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Изменения, вносимые в АПК и ГПК, направлены на решение следующих задач: уточнение порядка судебного обжалования действий (бездействия) должностных лиц ФССП (эти изменения редакционно тесно связаны с новыми нормами в ФЗ "Об исполнительном производстве"); уточнение содержания исполнительного листа и уточнение порядка приостановления и прекращения исполнительного производства. Законопроектом предусматривается не воспроизведение норм законодательства об исполнительном производстве в АПК и ГПК, как это сделано в настоящее время, а замена норм прямого действия на отсылочные нормы. Комитет полагает, что такая замена оправдана с точки зрения юридической техники. Помимо изложенного, в ГПК предлагается внести некоторые другие изменения технико-юридического содержания.
КоАП предполагается дополнить нормами, направленными на установление ответственности за некоторые правонарушения в области исполнительного производства, а также нормами, уточняющими процедуру наложения административных взысканий.
Все вышеизложенное потребовало ряда уточнений действующего Федерального закона "О судебных приставах". Законопроект, направленный на внесение соответствующих изменений, предусматривает уточнение ряда общих положений Федерального закона "О судебных приставах" (предлагаемая новая редакция статей 1 - 4), полномочий Главного судебного пристава Российской Федерации - руководителя ФССП (новая редакция статьи 8) и введения норм, устанавливающих полномочия судебного пристава-дознавателя (новая статья 12.1). Предлагаются также имеющие технический характер изменения ряда положений действующего закона.
Все рассматриваемые законопроекты имеют замечания технико-юридического и редакционного характера, не влияющие на концепцию и устранимые при их подготовке к процедуре второго чтения.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проекты федеральных законов N 358738-4 "Об исполнительном производстве", N 358753-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и N 358753-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты "Российской Федерации".
Утверждено на заседании Комитета 13 декабря 2006 года
Председатель |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.