Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 июня 2006 г. N вн2.2-1/1984
по проекту федерального закона N 295330-4 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в статью 78 Федерального закона "Об исполнительном производстве", внесенному Сахалинской областной Думой
(первое чтение)
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
Предлагаемые законопроектом изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и статью 78 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (статьи 1, 2) предусматривают изменение очередности удовлетворения требований в части обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (исключение из третьей очереди и перенесение во вторую очередь). При этом законопроект предлагает изменить очередность списания денежных средств со счета клиента в банке в части отчислений (страховых взносов) в Пенсионный фонд Российской Федерации путем внесения изменений в абзацы третий и четвертый пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи обращаем внимание, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1997 года N 21-П положение абзаца четвертого пункта 2 статьи 855 ГК РФ признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Кроме того, согласно пояснительной записке целью законопроекта является соблюдение права граждан на материальное обеспечение по достижении ими пенсионного возраста, которое формируется путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Однако в законопроекте используется прежняя терминология - "обязательные платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации" (пункт 1 статьи 1 проекта), которой охватывается как суммы единого социального налога, так и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В законопроекте содержится большое количество нарушений правил законодательной техники, изложенных в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законодательной деятельности (выписка из протокола N 87 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года).
При внесении изменений в кодексы, состоящие из нескольких частей, принятых различными законодательными актами, в обязательном порядке указывается часть кодекса, в которую вносятся изменения. Поэтому, статью 1 законопроекта необходимо разделить на две самостоятельные статьи.
В связи с вышеизложенным наименование и текст законопроекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в статью 64 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 78 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Статья 1
Абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 64 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773; 2003, N 52, ст. 5034; 2004, N 31, ст. 3233; 2006, N 2, ст. 171) изложить в следующей редакции:
"во вторую............................................договорам;
в третью...............................................Федерации;".
Статья 2
Внести в пункт 2 статьи 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410; N 34, ст. 4025; 1997, N 43, ст. 4903; 2003, N 2, ст. 160) следующие изменения:
абзац третий дополнить словами ", а также.....................Федерации";
в абзаце четвертом слова "Пенсионный фонд Российской Федерации," исключить.
Статья 3
Внести в пункт 2 статьи 78 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3591; 2003, N 2, ст. 160) следующие изменения:
абзац второй дополнить словами "; требования по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации";
в абзаце третьем слова "Пенсионный фонд Российской Федерации," исключить.
Статья 4
Настоящий...................................................опублико вания.
Статья 4 (бывшая статья 3) законопроекта устанавливает, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Вместе с тем в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.
Полагаем, что в данном случае нет оснований для установления иного порядка вступления в силу федерального закона.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что статья 4 законопроекта является излишней.
Заместитель начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.