Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 28 февраля 2006 г. N вн2.2-1/609
по проекту федерального закона N 261586-4 "О внесении изменений в статьи 100 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенному Парламентом Кабардино-Балкарской Республики
(первое чтение)
1. Предложение законопроекта о включении преступлений, предусмотренных статьями 280 ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности"), 282 ("Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды"), 282.1 ("Организация экстремистского сообщества"), 282.2 ("Организация деятельности экстремистской организации") УК РФ, в часть вторую статьи 100 УПК РФ, устанавливающую перечень преступлений, по которым лицу, подозреваемому в их совершении, обвинение должно быть предъявлено не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, вряд ли можно признать обоснованным.
Часть вторая статьи 100 УПК РФ содержит перечень преступлений террористического характера, отличающихся высокой степенью общественной опасности и относящихся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений. Между тем предлагаемые проектом (пункт 1 статьи 1) для включения в этот перечень преступления являются преступлениями небольшой (часть первая статьи 282, часть вторая статьи 282.1, часть вторая статьи 282.2 УК РФ) и средней тяжести (статья 280, часть вторая статьи 282, часть первая статьи 282.1, часть первая статьи 282.2 УК РФ), за исключением преступления, предусмотренного частью третьей статьи 282.1 УК РФ.
Кроме того, полагаем недопустимым включение в качестве условия, позволяющего применять положения части второй статьи 100 УПК РФ, факта совершения любого преступления в составе преступного сообщества или организованной группы, поскольку это приведет к необоснованному расширению круга лиц (подозреваемых), обвинение которым должно быть предъявлено в срок до 30 суток с момента применения меры пресечения.
2. Предложение законопроекта об установлении альтернативной подследственности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 126 ("Похищение человека"), 127 ("Незаконное лишение свободы") и 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства") Уголовного Кодекса Российской Федерации, в предложенной редакции вызывает следующие замечания правового характера.
Как следует из пояснительной записки, данное предложение продиктовано тем, что отнесение производства предварительного следствия по уголовным делам об этих преступлениях к исключительной компетенции следователей прокуратуры существенно затрудняет осуществление оперативно-розыскных мероприятий, поскольку противодействие экстремистской деятельности - основная задача, возложенная на органы ФСБ РФ. Кроме того, данная категория преступлений зачастую совершается членами и лидерами незаконных вооруженных формирований, борьба с которыми является одной из приоритетных задач органов госбезопасности.
Полагаем, однако, что авторы законопроекта не учли особенность части пятой статьи 151 УПК РФ, которую проект предлагает дополнить. Этой частью установлено, что по уголовным делам о перечисленных в ней преступлениях предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.
Таким образом, реализация предложения о включении в данный перечень преступлений, предусмотренных статьями 126, 127 и 282 УК РФ (пункт 2 статьи 1 проекта), приведет к тому, что предварительное следствие по таким уголовным делам смогут осуществлять не только следователи прокуратуры и следователи органов федеральной службы безопасности, но и следователи органов внутренних дел, а также следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, что на наш взгляд, не соответствует возложенным на эти органы задачам и существующему между ними разграничению направлений борьбы с преступностью.
Кроме того, законопроектом не учитывается, что в соответствии с частью третьей статьи 150 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 127 УК РФ, производится дознание, а не предварительное следствие.
3. Обращаем внимание, что 11 января 2006 года Государственной Думой отклонен проект федерального закона N 125168-4 "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", который был внесен тем же субъектом права законодательной инициативы - Парламентом Кабардино-Балкарской Республики и предусматривал внесение аналогичных изменений в те же статьи УПК РФ.
Заместитель начальника |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.