Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О создании и об упразднении некоторых районных (городских) судов Ростовской области"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект подготовлен в целях совершенствования организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Ростовской области.
Проектом предлагается упразднить малосоставные суды (суды со штатной численностью 3 - 4 судьи) и создать районные суды более крупные по численному составу судей. Фактически предлагается объединить малосоставные суды либо присоединить их к более крупным судам.
С "объединением" малосоставных судов одновременно "объединяются" небольшие по территории и по численности населения судебные районы.
Наличие малосоставных районных судов, а также судебных районов с небольшой численностью населения, где установлена одна должность мирового судьи, создает препятствия к реализации права гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (статья 47 Конституции РФ).
В случаях необходимости рассмотрения в районном суде уголовного дела в составе трех судей, когда по тем или иным причинам один или двое судей не могут принимать участие в рассмотрении дела, оно направляется в другой суд, а гражданин лишается конституционного права "на свой суд".
В судебных районах с небольшой численностью населения, где установлена одна должность мирового судьи, в случаях временного отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого района, что также ограничивает право граждан "на свой суд". Кроме того, при передаче дел на рассмотрение мирового судьи другого района существенно ограничивается право граждан на доступ к правосудию (статья 46 Конституции РФ). Приближение суда к населению, которое было обеспечено введением института мирового судьи, в данных случаях полностью утрачивается. И даже, напротив, суд удаляется от гражданина.
Предложенное проектом "объединение" малосоставных районных судов и небольших по численности населения судебных районов (и последующее на основании этого перераспределение штатной численности судей) позволит устранить существующую неравномерность распределения нагрузки на судей районных судов и на мировых судей.
В настоящее время имеется значительная неравномерность в судебной нагрузке. Например, по результатам работы в 2005 году в одном из малосоставных судов - в Советском районном суде - среднемесячная нагрузка на одного судью составила: по уголовным делам - 1,4 дела, по гражданским - 1,3 дела. В то же время среднемесячная нагрузка на одного судью в Волгодонском городском суде (штат - 15 судей) составила: по уголовным делам - 5,8 дела, а по гражданским - 20,4 дела. В 2005 году на рассмотрение мирового судьи Советского района области поступило: 35 уголовных дел, 380 гражданских и 135 дел об административных правонарушениях. В тоже# время на рассмотрение мировых судей города Волгодонска в среднем на одного судью поступило: 88 уголовных дел, 1453 гражданских и 973 дела об административных правонарушениях.
В настоящее время перераспределить должности судей (как федеральных, так и мировых) с целью установления равномерной их нагрузки не представляется возможным. В районном суде количество должностей судей не может быть менее трех из-за необходимости обеспечения рассмотрения дел составом из трех судей. Должности мировых судей устанавливаются в зависимости от численности населения в районе, что также ограничивает возможности их перераспределения.
Создание более крупных по своему составу районных судов также позволит ввести специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел. В суде, в котором работают 3 судьи, невозможно ввести специализацию даже по рассмотрению уголовных и гражданских дел, не говоря уже о введении более узкой специализации (например, по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних, что рекомендовано Постановлением Пленума Верховного Суда РФ).
Говоря о специализации судей, следует отметить, что ее введение является одним из самых эффективных направлений совершенствования правосудия. При реализации предложений по укрупнению районных судов можно было бы ввести специализацию судей по рассмотрению административных дел; дел, вытекающих из трудовых и социальных правоотношений; по рассмотрению уголовных и гражданских дел в. апелляционном порядке и т.д.
В случае принятия законопроекта предполагается перераспределить штатную численность судей районных судов и мировых судей с целью обеспечения равномерной их нагрузки.
Дислокацию районных судов и мировых судей предполагается оставить прежней. Например, дислокация Шолоховского районного суда (который объединит действующие в настоящее время Боковский, Верхнедонской и Шолоховский районные суды) будет следующей: председатель суда, основная часть судей и общая канцелярия будут находиться в Шолоховском районе, а в Боковском и Верхнедонском районах будут находиться постоянные сессии (судебные составы) Шолоховского районного суда. В случае отсутствия в одном из этих районов возможности рассмотрения судебного дела коллегиальным составом (тремя судьями) в этот район будет направлен судья из соседнего района.
Аналогичным образом будет осуществляться взаимозаменяемость мировых судей.
Правовой основой проекта является положение части второй статьи 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", согласно которому районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О создании и об упразднении районных (городских) судов Ростовской области"
Данный проект федерального закона предполагает в связи с созданием районных судов Ростовской области замену печатей, штампов, бланков, вывесок районных судов, а также удостоверений председателей, заместителей председателей судов, федеральных судей и работников аппарата судов.
На эти цели согласно расчету Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области потребуется 500 тыс. рублей, в том числе:
200 тыс. рублей - на изготовление гербовых печатей, индивидуальных печатей судей и штампов для судов;
150 тыс. рублей - на изготовление вывесок;
50 тыс. рублей - на изготовление бланков;
80 тыс. рублей - на изготовление информационных стендов;
20 тыс. рублей - на изготовление удостоверений и вкладышей к ним.
Эти затраты можно произвести за счет средств, выделяемых Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации бюджетом на текущее материально-техническое обеспечение судов Ростовской области.
Перечень
Законов Российской Федерации и Законов РСФСР, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О создании и об упразднении районных (городских) судов Ростовской области"
Принятие федерального закона "О создании и об упразднении районных (городских) судов Ростовской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения действующих законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации. Принятие указанного федерального закона также не потребует принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель Законодательного |
А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.