Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления от 6 декабря 2006 г.
по проекту федерального закона N 295794-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части проведения публичных слушаний), внесенному Законодательным Собранием Приморского края
Проектом федерального закона N 295794-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерация" предлагается внесение дополнений в пункт 1 части 3 статьи 28 и в часть 3 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), предусматривающих, что публичные слушания по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не проводятся, если принятие указанного муниципального правового акта связано с изменениями в федеральном законодательстве, не предусматривающими альтернативных вариантов решения.
Проект федерального закона N 295794-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является альтернативным проекту федерального закона N 317506-4 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (в части проведения публичных слушаний), внесенному Законодательной Думой Хабаровского края, так как указанные законопроекты внесены по одному вопросу - необходимости проведения публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а частью 1 статьи 73 установлена обязанность представительного органа муниципального образования исполнить в течение трех месяцев решение суда, которым установлено противоречие муниципального правового акта, в том числе устава муниципального образования, указанным выше нормативным правовым актам. Таким образом, приведение устава муниципального образования в соответствие с изменениями федерального законодательства производится на основании норм Федерального закона и не зависит от мнения населения, выраженного им на публичных слушаниях. Поэтому доводы автора законопроекта о том, что проведение публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в случае, если такие изменения и дополнения вносятся в порядке приведения устава муниципального образования в соответствие с изменениями федерального законодательства представляются обоснованными.
Вместе с тем содержание законопроекта не позволяет выявить критерий, по которому можно было бы определить, необходимо ли проведение публичных слушаний и существуют ли альтернативные варианты решения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Таким образом, принятие законопроекта открывает возможности для злоупотреблений предоставляемым законопроектом правом не проводить публичные слушания и для ограничения предоставляемой гражданам гарантии осуществления местного самоуправления - учета мнения населения при принятии проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Кроме того, законопроект не учитывает ситуацию, когда принятие проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования связано с приведением устава муниципального образования в соответствие с изменениями в законодательстве субъекта Российской Федерации либо в связи с принятием судебного решения.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 295794-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Приморского края, в первом чтении.
Председатель Комитета |
B.C. Мокрый |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.