Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 28 июня 2006 г. N вн 2.2-1/2178
по проекту федерального закона N 295794-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Приморского края (1 чтение)
Представленным законопроектом предлагается с целью упрощения процедуры внесения изменений в устав муниципального образования в связи с изменением федерального законодательства исключить из соответствующих статей Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормы, устанавливающие обязательность проведения публичных слушаний.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Статьей 28 указанного Федерального закона установлено, что публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и на публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Кроме того, указанным Федеральным законом публичные слушания отнесены к одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Таким образом, проведение слушаний является гарантией участия граждан на осуществление местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации, установившей, в частности, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления.
Не ясно также, каким образом предполагается определять в какой степени конкретный проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования связан с изменениями "федерального законодательства", так как такой проект может содержать в себе и другие нормы, не вытекающие прямо из "федерального законодательства". Кроме того, в соответствии со статей 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Соответственно, вести речь о "федеральном законодательстве" не совсем корректно.
Законопроект также нуждается в доработке с учетом требований законодательной техники.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.