Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Основная цель законопроекта - приведение отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в соответствие с международными договорами Российской Федерации, требованиями, предъявляемыми к кодифицированным нормативным правовым актам, а также устранение существенных внутренних противоречий данного документа, усиление ответственности за отдельные виды административных правонарушений в области дорожного движения, представляющие наибольшую общественную опасность.
В ст. 1.5 КоАП РФ закреплен принцип презумпции невиновности, предусматривающий, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении могут являться любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При этом в ст. 26.7 и 26.8 КоАП РФ предусмотрена возможность использования в качестве доказательств документов, к которым относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, а также показания специальных технических средств.
В настоящее время специальные технические средства и средства фото- и видеозаписи активно используются в деятельности Госавтоинспекции для выявления и документирования ряда грубых административных правонарушений в области дорожного движения (проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил проезда железнодорожного переезда, превышение установленной скорости и др.).
Вместе с тем, на практике зачастую возникают ситуации, когда факт административного проступка задокументирован с помощью стационарных специальных технических средств или средств фото- и видеозаписи, однако установить и привлечь нарушителя к ответственности не представляется возможным в силу ряда причин (управление транспортными средствами по доверенности и др.). Таким образом, существенно затрудняется реализация общеправового принципа неотвратимости наказания.
Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что решение данной проблемы возможно путем возложения ответственности за нарушения в области дорожного движения на владельцев транспортных средств (за исключением случаев, когда транспортное средство выбыло из их владения незаконно). В частности, согласно ст. L 121-3 Дорожного кодекса Франции владелец транспортного средства несет ответственность "по штрафам, налагаемым за нарушение правил, касающихся максимальной разрешенной скорости и запрещающих сигналов" и др. Аналогичные нормы содержатся в законодательстве Швейцарии и ряда других стран.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1079) эксплуатация транспортных средств определяется как вид деятельности, представляющий повышенную опасность для окружающих, в силу чего на владельца транспортного средства возложена обязанность возместить причиненный с его помощью ущерб.
В этой связи, поскольку административный деликт причиняет ущерб охраняемым законом интересам гражданина, государства и общества, представляется обоснованным предусмотреть возможность назначения в отношении владельца транспортного средства административного наказания в виде минимально предусмотренного санкцией административного штрафа, в случаях выявления и документирования административного правонарушения в области дорожного движения с использованием специальных технических средств или средств фото- и видеофиксации при невозможности установления лица, его совершившего.
Ст. 1.7 КоАП РФ содержит нормы, определяющие действие законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях по времени и пространству. Однако, указанные положения в настоящее время не в полной мере соответствуют имеющимся международным договорам Российской Федерации (в частности, Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 г.).
Для устранения указанного противоречия предлагается дополнить КоАП РФ положениями, аналогичными нормам Уголовного кодекса Российской Федерации, в части, касающейся распространения действия законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях на проступки, совершенные за пределами Российской Федерации (в пределах и случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).
Законопроектом предлагается нормативно закрепить возможность назначения лицу, систематически совершающему правонарушения, административного наказания (дополнение ст. 4.4 КоАП РФ).
В целях обеспечения принципа неотвратимости наказания предусматривается увеличить установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок вынесения постановления по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения с учетом необходимости осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
По своей правовой природе КоАП РФ должен содержать только нормы, предусматривающие ответственность исключительно за административные правонарушения, а также порядок производства об этих правонарушениях и исполнения административных наказаний. В этой связи порядок проведения государственного технического осмотра не может являться предметом правового регулирования норм примечания к ст. 12.1 КоАП РФ. Указанный круг вопросов регламентирован Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (ст. 17), а также соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
По тем же основаниям следует исключить из текста КоАП РФ нормы запретительного характера, предусмотренные в примечании к статье 12.1 и 12.9 КоАП РФ (запрет на производство инструментальной проверки, повторного технического осмотра транспортного средства, блокировку колес, эвакуацию транспортных средств, снятие государственных регистрационных знаков и т.п.).
Требует разрешения ряд внутренних противоречий, содержащихся в КоАП РФ. Так, примечание к статье 12.19 КоАП РФ за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств устанавливает запрет на применение так называемой "эвакуации" транспортных средств, а также иных принудительных мер. Данная норма противоречит положениям статьи 27.13 КоАП РФ, предусматривающим задержание транспортного средства и помещение его на специальную стоянку при нарушении правил остановки или стоянки, повлекшем создание препятствий для движения других транспортных средств, а также за остановку или стоянку в тоннеле.
Статья 12.36 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за применение эвакуации и снятие номерных знаков, не согласуется со статьями 27.1 и 27.13 КоАП РФ, которыми предусмотрены соответствующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Кроме того, другие положения статьи 12.36 КоАП РФ охватываются диспозицией статьи 12.35 КоАП РФ "Незаконное ограничение прав на управление транспортными средствами и его эксплуатацию".
В связи с тем, что устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов не изъяты из гражданского оборота и отсутствует государственный контроль за их производством и реализацией, в настоящее время в дорожном движении продолжает участвовать значительное число транспортных средств, незаконно оборудованных как устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, так и аналогичными устройствами для подачи сигналов, которые незначительно отличаются от специальных.
Для изменения сложившейся ситуации представляется необходимым установить ответственность за установку на транспортном средстве устройств, аналогичных устройствам для подачи специальных световых и звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), и использование при движении указанных устройств.
Законопроектом предусматривается редакционная переработка диспозиций ряда статей главы 12 КоАП РФ, приведение использующегося в них понятийного аппарата в соответствие с терминологией Правил дорожного движения Российской Федерации.
Кроме того, учитывая, что наказания за целый ряд административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, неадекватны степени общественной опасности совершаемых нарушений Правил дорожного движения предлагается внести соответствующие изменения в указанную главу. О необходимости таких изменений свидетельствуют статистические данные. Так, только в 2005 г. произошло более 223 тыс. ДТП, в которых погибли почти 34 тыс. и получили ранения свыше 274 тыс. человек. При этом было пресечено более 36,7 млн. правонарушений.
Около трети ДТП связаны с неправильным выбором скоростного режима, а также с выездом на полосу встречного движения. В каждом восьмом происшествии водитель находился в состоянии опьянения, каждый седьмой водитель не имел права на управление транспортным средством.
Приведенный перечень серьезных правонарушений, влекущих значительные последствия в виде дорожно-транспортных происшествий, приводящих к гибели людей, причинению вреда их здоровью, а также причинению материального ущерба, не является исчерпывающим.
Необходимость установления ответственности за систематическое нарушение правил дорожного движения обусловливается повышенной общественной опасностью действий, направленных на неоднократное умышленное нарушение участниками дорожного движения указанных правил.
Институт административной ответственности за систематическое нарушение правил дорожного движения содержался в КоАП РСФСР, однако в 1997 г. соответствующие положения утратили силу. В результате этого правоохранительными органами регистрируется значительное увеличение количества совершенных водителями транспортных средств грубых нарушений Правил дорожного движения, в том числе явившихся причиной дорожно-транспортных происшествий.
Следует отметить, что неоднократное совершение административных проступков в течение непродолжительного периода времени свидетельствует об устойчивом правовом нигилизме определенной части водителей, управляющих источником повышенной опасности. Такое поведение на дороге практически неизбежно приводит к совершению дорожно-транспортных происшествий.
Ответственность за систематическое нарушение правил дорожного движения установлена в большинстве зарубежных стран (Великобритания, Франция, Швеция, Канада, ФРГ, США, Япония и др.).
Учитывая изложенное, предлагается дополнить главу 12 КоАП РФ новой статьей соответствующего содержания.
Кроме того, представленным законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 27.12 КоАП РФ, которые обусловлены объективной потребностью в законодательном определении критерия состояния опьянения водителей транспортных средств, привлекаемых к административной ответственности.
В соответствии с Европейским Соглашением, дополняющим Конвенцию о дорожном движении, подписанную в г. Вене 8 ноября 1968 г. (п. 6 Приложения), в национальном законодательстве должны быть предусмотрены специальные положения, касающиеся вождения под воздействием алкоголя, а также допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях - в выдыхаемом воздухе, превышение которого является несовместимым с управлением транспортным средством.
КоАП РФ установлена административная ответственность водителя транспортного средства (ст. 12.24), а также пешехода, пассажира или иного участника дорожного движения (ст. 12.30) за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого или среднего вреда здоровью человека. Причинение указанного вреда происходит в результате совершения дорожно-транспортного происшествия. Осмотр места происшествия КоАП РФ не предусмотрен, однако результаты такого осмотра могут иметь решающее значение для определения вины конкретного лица и решения вопроса о возмещении причиненного вреда потерпевшему.
В этой связи предлагается дополнить главу 28 КоАП РФ статьей, регламентирующей порядок осмотра места совершения административного правонарушения и составления протокола осмотра места совершения указанного правонарушения.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить право взимания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения сотрудниками Госавтоинспекции наравне с иными должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. В связи с этим вносятся соответствующие изменения в ст. 28.6 и ст. 32.3 КоАП РФ.
Так же конкретизируется процедура возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа), должностным лицом федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения и территориального органа, а также иным государственным органом, уполномоченным осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Для реализации федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.