Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации" вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, подготовка к правоприменению отдельных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) показала, что некоторые нормы не могут быть реализованы в силу отсутствия у органов местного самоуправления финансовых, кадровых и организационных условий для их реализации. Во-вторых, в вышеназванном федеральном законе имеются существенные пробелы в правовом регулировании отдельных общественных отношений в муниципальных образованиях. В-третьих, следует устранить отдельные неточности, имеющиеся в Федеральном законе N 131-ФЗ, несоответствие его некоторых положений другим федеральным законам.
В связи с тем, что органы местного самоуправления поселений в настоящее время в профессионально-кадровом отношении не готовы выполнять полномочия в области градостроительной деятельности, предлагается исключить из их полномочий положение о правилах землепользования и застройки, утверждение нормативов градостроительного проектирования и другие вопросы организации градостроительства, передав данные полномочия органам местного самоуправления муниципальных районов. В перечне вопросов местного значения поселений следует оставить только полномочия органов местного самоуправления поселений утверждать генеральные планы поселений, которые должны разрабатываться отделами архитектуры муниципальных районов.
Практическая целесообразность данных изменений вытекает из того, что в стране десятки тысяч поселений, среди которых имеются муниципальные образования с численностью населения менее 1000 человек, и обеспечить органы местного самоуправления квалифицированными кадрами архитекторов, землеустроителей не представляется возможным.
Данный законопроект предлагает также в переходный период до 1 января 2008 года органам местного самоуправления поселений безвозмездно использовать имущество, переданное им муниципальными районами без оформления прав собственности на него.
Данное изменение обусловлено тем, что многие имущественные объекты не прошли техническую инвентаризацию и не зарегистрированы на правах собственности за муниципальными районами, в связи с чем не могут быть официально переданы поселениям. Для проведения технической инвентаризации объектов и регистрации прав собственности необходимы значительные финансовые ресурсы и определенное время. Данный законопроект разрешает эту проблему.
Предлагается устранить неточность Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который определяет, что городскими поселениями, кроме городов, могут быть поселки. Данное положение не соответствует реально существующему административно-территориальному делению. В стране есть поселки сельского типа с малым числом населения и сложившимся сельским образом жизни, а также поселки городского типа с более значительным числом населения и урбанизированными условиями жизни. Только эти поселки городского типа могут наделяться статусом городских поселений. Поэтому предлагается по всему тексту закона, где речь идет о городских поселениях, слово "поселок" заменить на слова "поселок городского типа". Данное предложение также укрепит единство понятийного аппарата, используемого в федеральном законодательстве. Так, в федеральных законах "Об образовании", "О милиции" применяется термин "поселок городского типа".
Предложенный законопроект устраняет правовой пробел в части подписания и обнародования нормативных правовых актов, принимаемых представительным органом. В Хабаровском крае были коллизии, когда представительный орган в результате муниципальных выборов избран, а глава муниципального образования во время проведения выборов не избран. Возникает проблема - кто в этом случае подписывает и обнародует муниципальные правовые акты, например, решение о местном бюджете и другие. Предлагается, что в случае, если глава муниципального образования не избран либо досрочно прекратил полномочия, а также в случае его временного отсутствия, нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, подписывается и обнародуется председателем представительного органа.
Целесообразно внести изменение в статью 27 о том, чтобы собрание граждан считать правомочным, если в нем приняло участие не менее 25 процентов жителей, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Существующая 50%-ная норма правомочности собраний по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления в реальной практике не может быть реализована. Во многих субъектах Российской Федерации даже при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов установлен предельный "порог" явки избирателей 20-25 процентов, при достижении которого выборы считаются состоявшимися. Данные изменения направлены на возможность практической реализации форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления.
Целесообразно в части 2 статьи 56 Федерального закона по вопросам введения и использования разовых платежей при самообложении граждан внести изменение, которое позволяет вышеуказанные вопросы решать не только на местном референдуме, но и представительному органу муниципального образования с согласия населения, выраженного на собрании, конференции граждан.
Данная норма позволит в отдельных случаях не проводить финансово-затратный местный референдум, который может и не состояться, а регламентировать самообложение граждан представительному органу.
Предлагается изменить часть 9 статьи 34 в части финансирования расходов на содержание органов местного самоуправления исключительно за счет собственных доходов местных бюджетов. Выполнение данной нормы потребует прекращения деятельности органов местного самоуправления тысяч сельских поселений, которые являются дотационными.
В этой связи целесообразно дополнить вышеуказанную норму положением, что в расходы на содержание органов местного самоуправления, кроме собственных доходов, включаются субвенции, предоставляемые местным бюджетам на осуществление переданных органам местного самоуправление отдельных государственных полномочий.
В целом принятие настоящего законопроекта в качестве федерального закона будет способствовать эффективному реформированию местного самоуправления совершенствованию практической деятельности института местного самоуправления.
Финансово-экономическое обоснование
Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Реализация данного федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих призванию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Председатель |
Ю.И. Оноприенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.