Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям от 31 июля 2006 г.
по проекту федерального закона N 288113-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части территориальной организации местного самоуправления, градостроительной деятельности и другие) - внесен Законодательной Думой Хабаровского края
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 288113-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части территориальной организации местного самоуправления, градостроительной деятельности и другие), внесенному Законодательной Думой Хабаровского края, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить, что городским поселением может являться не просто поселок, а только поселок городского типа. Законопроектом также предусматривается передача полномочий органов местного самоуправления поселения в области градостроительной деятельности на уровень муниципальных районов. Это мотивируется тем, что органы местного самоуправления поселения в настоящее время не обладают необходимыми финансовыми, кадровыми и организационными условиями для реализации указанных полномочий. Кроме того, законопроект направлен на устранение отдельных неточностей Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон).
Вместе с тем, по законопроекту имеются следующие замечания. Подпунктом "а" пункта 1, пунктом 2, подпунктом "а" пункта 10 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что городским поселением может являться не просто поселок, а только поселок городского типа. Данное положение законопроекта представляется необоснованным, поскольку, во-первых, статьей 11 Закона заложен иной принцип отнесения поселка в состав территории городского или сельского поселения - численность населения, а не отнесение поселка к поселку городского или иного типа. Кроме того, в законодательстве не раскрывается содержание понятия "поселок городского типа", в связи с чем непонятно, каковы критерии отнесения поселка к поселкам такого типа.
Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Президиумом Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982, установлены только критерии отнесения поселков к рабочим, курортным и дачным поселкам, которые являются городскими населенными пунктами. При этом указанное положение не содержит такого понятия как "поселок городского типа".
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается новая редакция понятия "межселенная территория" как "территории с низкой плотностью населения, находящейся вне границ поселения". Указанное определение нуждается в уточнении, поскольку не учитывает, что к межселенным территориям не относятся сельские населенные пункты с низкой плотностью населения, не являющиеся муниципальными образованиями в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 11 Закона.
Пунктами 3 и 4 статьи 1 и статьей 2 законопроекта предлагается закрепить полномочия органов местного самоуправления поселения в области градостроительной деятельности за органами местного самоуправления муниципального района. Это положение законопроекта не может быть поддержано по следующим основаниям. Во-первых, определение развития территории поселения - это вопрос местного значения поселения, и Градостроительный кодекс Российской Федерации четко разграничивает полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Во-вторых, в случае нехватки у поселения необходимых финансовых, кадровых и организационных условий для реализации полномочий в области градостроительной деятельности в соответствии с частью 13 статьи 83 Закона в переходный период до 1 января 2009 года законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов. Кроме того, в случае нехватки у поселения необходимых кадровых и организационных условий для реализации полномочий в области градостроительной деятельности независимо от наличия переходного периода в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Подпунктом "б" пункта 5 и пунктом 6 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Указанное положение законопроекта представляется необоснованным и противоречащим сути местного самоуправления, которое согласно статье 1 Закона представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. При этом территориальное общественное самоуправление и собрание граждан являются формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. В связи с этим непонятно, на каком основании законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться требования к порядку осуществления территориального общественного самоуправления и проведения собрания граждан.
Подпунктом "б" части 10 статьи 2 законопроекта предлагается установить, что до 1 января 2008 года органы местного самоуправления осуществляют разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями в соответствии с положениями статьи 50 Закона. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество органы местного самоуправления поселений вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения поселений, установленных статьей 14 Закона.
Указанное положение законопроекта не может быть поддержано по следующим основаниям. Положение законопроекта, предусматривающее, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями осуществляется органами местного самоуправления до 1 января 2008 года противоречит части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. от 31.12.2005 N 199-ФЗ), согласно которой до 1 января 2009 года разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является закон субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям не поддерживает проект федерального закона N 288113-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.