В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направленные на уточнение полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, территориальной организации местного самоуправления и на урегулирование других вопросов.
Так, законопроектом предусматривается передача ряда полномочий по разработке и утверждению градостроительной документации, в том числе генеральных планов поселений, утверждению правил землепользования и застройки поселений, выдаче разрешений на строительство из компетенции поселения в компетенцию муниципального района.
Однако, часть 3 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ не предусматривает наличие имущества у муниципального района для осуществления вышеуказанных полномочий.
Кроме того, указанные изменения фактически приведут к утрате у органов местного самоуправления поселения полномочий в области градостроительной деятельности, что повлечет ограничение возможностей реализации полномочий в области комплексного социально-экономического развития поселений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ.
В случае необеспеченности органов местного самоуправления специалистами необходимой квалификации, на что указывается в пояснительной записке к законопроекту, частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрена возможность заключения соглашений органов местного самоуправления поселений с органами местного самоуправления муниципальных районов о передаче последним осуществления части своих полномочий.
Предложение авторов законопроекта о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать законом субъекта Российской Федерации правовое регулирование порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления не согласуется со статьей 6 Федерального закона N 131-ФЗ, которая не относит данное право к полномочиям указанных органов.
Также нельзя согласиться и с предлагаемым законопроектом снижением числа жителей, необходимого для участия в собрании граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления в целях правомочности этого собрания. В силу компактного проживания граждан и их заинтересованности в решении поставленных проблем, обеспечение присутствия на собрании более 50 процентов населения обосновано и реализуемо. Кроме того, данное предложение противоречит принципам осуществления территориального общественного самоуправления.
Законопроектом предлагается закрепить норму, согласно которой финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется не только за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, но и также за счет субвенций, предоставленных местным бюджетам на осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
В соответствии с абзацем 11 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции предоставляются на осуществление определенных целевых расходов. Частью 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Таким образом, предлагаемое дополнение является излишним.
Законопроектом предлагается изложить часть 2 статьи 56 Федерального закона N 131-ФЗ в новой редакции, предусматривающей решение вопросов введения и использования указанных в части 1 данной статьи разовых платежей граждан не только на местном референдуме (сходе граждан), но и представительным органом муниципального образования с согласия населения муниципального образования, выраженного на собрании, конференции (собрании делегатов) граждан.
Федеральный закон N 131-ФЗ относит введение и использование средств самообложения граждан к полномочиям, осуществляемым исключительно прямым волеизъявлением населения. Это вызвано необходимостью избежать коллизии с налоговым законодательством, добровольные платежи не должны обладать качествами налогов и сборов, следовательно, они не могут устанавливаться иначе как самим населением.
Предлагаемое законопроектом дополнение части 8 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ, устанавливающее требование о разграничении органами местного самоуправления имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями до 1 января 2008 года не соответствует части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой разграничение указанного имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами осуществляется законом субъекта Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Также законопроектом предлагается дополнить часть 13 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ положением, согласно которому в случае, если глава муниципального образования не избран либо досрочно прекратил полномочия, а также в случае его временного отсутствия, нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, вправе подписать и обнародовать председатель представительного органа муниципального образования.
Данное дополнение нецелесообразно, поскольку частью 7 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.
Полагаем, что нельзя согласиться с предлагаемой законопроектом заменой слова "поселок" на словосочетание "поселок городского типа", так как федеральное законодательство не содержит определения данного понятия.
Предлагаемое законопроектом дополнение, определяющее понятие "межселенная территория" как территорию с низкой плотностью населения излишне, так как Федеральный закон N 131-ФЗ уже содержит данное уточнение. Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 данного Федерального закона территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 24 октября 2006 г. N 3913п-П16 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 288113-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесенный Законодательной Думой Хабаровского края"
Текст письма официально опубликован не был