Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 июля 2006 г. N вн 2.2-1/2488
по проекту федерального закона N 288113-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенному Законодательной Думой Хабаровского края
(1 чтение)
Представленным законопроектом предлагается внести изменения в нормы Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), регулирующие вопросы местного значения муниципальных образований в области градостроительной деятельности, а также в ряд положений указанного Федерального закона, устанавливающих особенности непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
Необходимо отметить, что предлагаемые законопроектом нормы в части вопросов местного значения муниципальных образований в области градостроительной деятельности нуждаются в доработке с учетом положений статей 10 и 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Относительно изменения положений статей 27 и 29 Федерального закона (пункты 5 и 6 статьи 1 проекта), необходимо отметить, что в соответствии со статьями 3 и 6 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления, и осуществляют соответствующие полномочия в области местного самоуправления. При этом регулирование организации форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, как это предлагается законопроектом, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленным в статье 6 Федерального закона, не отнесены.
Предлагаемое законопроектом дополнение источников финансирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленных частью 9 статьи 34 Федерального закона (пункт 7 статьи 1 проекта), вступит в противоречие с частью 2 статьи 53 Федерального закона, в соответствие с которой органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Аналогично, предлагаемое изменение в часть 13 статьи 35 Федерального закона, в соответствии с которым в случае, если глава муниципального образования не избран либо досрочно прекратил свои полномочия, нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, вправе подписать и обнародовать председатель представительного органа муниципального образования, будет противоречить части 7 статьи 36 Федерального закона, установившей, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.
По изменению порядка введения и использования разовых платежей (пункт 9 статьи 1 проекта) необходимо отметить, что в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения в соответствии со статьей 22 Федерального закона проводится местный референдум. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. В свою очередь, в соответствии со статьей 56 Федерального закона под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Исходя из анализа приведенных выше норм, можно сделать вывод, что местный референдум или сход граждан представляют собой форму непосредственного осуществления населением местного самоуправления, в связи с чем предложение авторов законопроекта решать вопросы введения и использования указанных разовых платежей не только на местном референдуме (сходе граждан), но и представительным органом муниципального образования с согласия населения муниципального образования, выраженного на собрании, конференции (собрании делегатов) граждан не представляется оправданным.
Законопроект также нуждается в доработке с учетом требований законодательной техники.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.