Проблемы предоставления жилых помещений военнослужащим, гражданам,
уволенным с военной службы, и членам их семей
по избранному месту жительства
Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей занимает одно из приоритетных направлений в ходе проведения военной реформы.
Внесенные в жилищное законодательство изменения обусловили появление ряда правовых вопросов, требующих своего скорейшего разрешения.
Одной из причин возникновения таких вопросов выступает разрозненность и противоречивость содержания нормативных правовых актов, принятых в различное время: изменив ряд положений о жилищном обеспечении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Закон о статусе), законодатель не учел необходимости приведения в соответствие с внесенными изменениями положений, закрепленных в ряде подзаконных актов.
В частности, речь идет о тех нормах, которые регулируют порядок обеспечения жильем рассматриваемых категорий граждан по избранному ими месту жительства при увольнении с военной службы.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона о статусе военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При этом в силу действия той же правовой нормы при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона о статусе.
Последующие положения данной правовой нормы (п. 1 ст. 23 Закона о статусе) конкретизируют порядок жилищного обеспечения военнослужащих рассматриваемой категории, говоря о том, что в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию такого военнослужащего ему выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Однако, учитывая имеющуюся по тексту отсылку к п. 14 ст. 15 Закона о статусе, следует обратиться именно к положениям указанной правовой нормы.
В п. 14 ст. 15 Закона о статусе закреплено, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, определено ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В п. 1 ст. 15 Закона о статусе содержится положение о том, что военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Все вышеуказанные положения Закона о статусе вызывают особенный интерес.
Очевидно, что законодатель не исключил возможность получения натурального жилья рассматриваемой категорией граждан наряду с ее жилищным обеспечением за счет государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, из анализа содержания ст. 15 Закона о статусе следует, что при увольнении военнослужащий соответствующей категории может быть обеспечен жилым помещением как по месту военной службы (по месту увольнения), так и по избранному им постоянному месту жительства, т.е. месту, отличному от места прохождения военной службы. При этом анализ положений п. 1 ст. 23 данного Закона говорит о том, что в том случае, если такой военнослужащий желает реализовать свое право на жилище в избранном им месте жительства, то он может претендовать как на обеспечение жилым помещением в натуре, так и на обеспечение жильем за счет государственного жилищного сертификата.
Вместе с тем не следует забывать о том, что существует и такая категория граждан, уволенных с военной службы, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления по избранному месту жительства после увольнения с военной службы до 1 января 2005 г. Указанную категорию граждан законодатель решил обеспечивать исключительно за счет государственных жилищных сертификатов.
Так, в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона о статусе в настоящее время обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Однако указанные положения напрямую противоречат сути системы обеспечения жильем за счет государственных жилищных сертификатов, использование которых осуществляется на добровольной основе, что сохранено и в положениях подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" от 21 марта 2006 г. N 153. Тем не менее данная норма (абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона о статусе) в установленном порядке не обжалована и продолжает действовать.
Продолжая вести речь о реализации права на обеспечение жильем по избранному месту жительства, следует сказать, что она имеет определенные проблемы, связанные со следующим.
Определяющим критерием и условием реализации права на жилище военнослужащих рассматриваемой категории в порядке, предусмотренном Законом о статусе, является нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий.
Исходя из положений ранее действовавшей редакции Закона о статусе, военнослужащие соответствующей категории, при увольнении с военной службы решившие изменить место жительства, должны были быть приняты на учет нуждающихся по избранному месту жительству в соответствующем органе местного самоуправления в порядке, установленном Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
Пунктом 9 указанных Правил предусматривалось, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:
- не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в вышеназванных Правилах, и уволенные с военной службы, ставились на очередь органами местного самоуправления по их личному заявлению.
Как встать на учет нуждающихся по избранному месту жительства в настоящее время, неясно, а точнее, это сделать невозможно, поскольку законодательством прямо определено, что обеспечение жильем осуществляется органом исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу, а не органом местного самоуправления, как это было раньше.
При этом, несмотря на то, что вышеназванные Правила еще не отменены и не признаны утратившими силу, их применение представляется затруднительным в силу того, что содержащиеся в них положения противоречат действующему жилищному законодательству России.
В настоящий же момент получается, что теоретически право на предоставление жилья в избранном месте жительства у военнослужащих соответствующей категории при увольнении с военной службы есть, однако его реализация должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений. При этом, как уже отмечалось, совершенно непонятно, как можно стать нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.
С учетом изложенного на сегодняшний день позиция органов местного самоуправления обоснованно сводится к отказу в реализации жилищных прав военнослужащих в подобных случаях, в том числе по вопросу принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, предусмотрев право военнослужащих соответствующей категории на обеспечение жильем по избранному месту жительства, законодатель не создал новый механизм реализации такого права, изменив существовавший до этого порядок обеспечения жилыми помещениями по избранному месту жительства.
В настоящее время фактически получается, что военнослужащие могут реализовать свое право на получение жилья по избранному месту жительства посредством использования государственных жилищных сертификатов. Но и здесь на практике они встречают препятствия. Так, имеется судебная практика, согласно которой военнослужащий должен быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства при реализации права на жилище посредством использования государственного жилищного сертификата, что, с точки зрения автора, является не вполне обоснованным и не соответствующим закону.
Таким образом, противоречивые положения Закона о статусе, на которые обращено внимание в настоящей статье, должны быть приведены в соответствие с жилищным законодательством в кратчайшие сроки.
З.Х. Акчурин,
преподаватель кафедры военной администрации,
административного и финансового права Военного университета,
кандидат юридических наук, майор юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблемы предоставления жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по избранному месту жительства
Автор
З.Х. Акчурин - преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, майор юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2006, N 12