Налоговая декларация
Помимо новых терминов "расчет авансового платежа" и "расчет сбора" (статьи 80 и 81 НК РФ) в порядок представления налоговых деклараций введены существенные новации, призванные разрешить спорные вопросы, накопившиеся в практике применения НК РФ.
Во-первых, налогоплательщиков окончательно освободили от обязанности представлять в налоговые органы декларации (расчеты) в тех случаях, когда они освобождены от обязанности уплачивать налоги в связи с применением специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 80 НК РФ).
Как данная новелла будет работать на практике, скорее всего, нам разъяснит Минфин России.
Во-вторых, при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утвержденной Минфином России (ч. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ).
В этой связи следует отметить п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Там говорится несколько иное, а именно: отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Впрочем, противоречия здесь как раз не усматривается, просто закон наконец поставил точку в многочисленных спорах на данную тему.
В-третьих, организации-налогоплательщики, чья среднесписочная численность работников на 1 января превышает 100 человек, по общему правилу представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Обратите внимание! Данная норма применяется до 1 января 2008 г. в отношении налогоплательщиков, чья среднесписочная численность на 1 января 2007 г. превышает 250 человек (п. 8 ст. 7 Закона N 137-ФЗ). Остальные организации с меньшим числом работников (до 250 человек) могут в течение 2007 г. продолжать сдавать декларации в бумажном виде.
Надо сказать, что ранее представление отчетности в электронном виде было правом, а не обязанностью налогоплательщиков.
Обратите внимание! В электронном виде в налоговый орган могут быть представлены только сами формы отчетности, а все иные подтверждающие документы по-прежнему будут представляться в бумажном виде.
В-четвертых, при внесении в НК РФ поправок не были обойдены вниманием и крупнейшие налогоплательщики. Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ эта категория налогоплательщиков представляет налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Данная норма тесно связана с множеством споров в отношении налогового контроля таких организаций. Об этом мы расскажем более подробно в разделе "Налоговый контроль".
В-пятых, получила законный статус фигура представителя.
Если и раньше представитель организации, сдавая налоговую декларацию, должен был предъявить в налоговый орган доверенность, то теперь данный механизм прямо закреплен в п. 5 ст. 80 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 80 НК РФ представитель организации должен приложить к налоговой декларации копию документа (доверенности), подтверждающего его полномочия. Причем в доверенности должны быть указаны полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета). Соответствующая ссылка на данный документ делается и в самой декларации (расчете).
Кстати говоря, набор полномочий представителя, указываемый в доверенности, ограничивается именно подписанием. Необходимость специально оговаривать также и право на подачу декларации в налоговый орган в законе не предусмотрена. Означает ли это, что подписывать декларацию может только лицо, уполномоченное согласно п. 5 ст. 80 НК РФ, а подавать ее в налоговый орган - вообще кто угодно, сказать трудно. Зачастую налоговики требовали оговаривать в доверенности также и полномочия лица, подающего декларацию в налоговый орган. Думается, что нынешняя формулировка п. 5 ст. 80 НК РФ оснований для этого не дает.
Обратите внимание! Согласно письму Минфина России от 10.04.2006 N 03-06-06-03/08 доверенность, выдаваемая бухгалтеру (или иному лицу) индивидуальным предпринимателем, должна быть заверена нотариально.
Уточненная декларация
Прежде всего, исправление ошибок, устранение неточностей и подача уточненной налоговой декларации стало правом, а не обязанностью налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Но только в том случае, когда эти ошибки и неточности не приводят к занижению суммы налога. Если же в результате исправления ошибки сумма налога к уплате возрастает, то уточненную декларацию сдавать обязательно.
Кроме того, уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Данное нововведение позволит исключить распространенную практику налоговых органов привлекать налогоплательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ за подачу уточненной налоговой декларации после истечения установленного срока. Впрочем, суды в этом случае поддерживали налоговиков далеко не всегда (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.07.2004 N А05-14671/03-19; Центрального округа от 27.02.2004 N А68-АП-265/10-03).
Более того, налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация представлена после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога. Это происходит в следующих случаях:
- ошибки в декларации, приводящие к занижению суммы налога или к недостоверности отражения сведений, еще не были обнаружены налоговым органом или им не была назначена выездная налоговая проверка (п. 3 ст. 81 НК РФ);
- полностью уплачены недостающие суммы налога и пени до подачи уточненной декларации (п. 4 ст. 81 НК РФ);
- при проведении выездной налоговой проверки, проведенной до представления уточненной декларации, ошибки, не отражение или неполнота отражения сведений в декларации не были обнаружены (п. 4 ст. 81 НК РФ).
Следует отметить особенности формулировки п. 3 ст. 81 НК РФ.
Налогоплательщик освобождается от ответственности, если представил уточненную декларацию до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом ошибок или о назначении проверки. Сразу представляется ситуация, когда налогоплательщик, отправив уточненную декларацию, в тот же день получает по почте решение о проведении выездной налоговой проверки. В этом случае доказывать факт первенства событий налогоплательщику придется уже в суде.
Л. Зуйкова,
ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Е. Карсетская,
ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Е. Шершнева,
ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
"Экономико-правовой бюллетень", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговая декларация
Авторы
Л. Зуйкова - ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Е. Карсетская - ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Е. Шершнева - ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Издание: Экономико-правовой бюллетень, N 1, январь 2007 г.
Учредитель: ОАО "АКДИ "Экономика и жизнь"