город Омск |
|
|
Дело N А46-768/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Золотовой Л.А., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-3787/2010)
Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Отделу (инспекция) государственного надзора по Омской области (далее - СМТУ Ростехрегулирования; заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2010
по делу N А46-768/2010 (судья Третинник М.А.),
принятое по заявлению муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1" (далее - МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1"; Учреждение; заявитель)
к СМТУ Ростехрегулирования,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Омской области
о признании недействительным предписания от 06.11.2009 N М-80 (в части),
при участии в судебном заседании:
от СМТУ Ростехрегулирования ? Нуждина С.В. по доверенности от 11.01.2010 N 1, действительной до 31.12.2010 (удостоверение N 186 выдано 03.04.2007);
от МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1" - Феокритова Ю.А. по доверенности от 24.02.2010 N 273, действительной до 31.12.2010 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Турбиной Н.А. по доверенности от 15.04.2010 N 576, действительной до 14.04.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Омской области - Блауман С.И. по доверенности от 01.06.2010, действительной в течение трех месяцев (удостоверение N 27 выдано 23.11.2009); Зубакиной И.В. по доверенности от 08.06.2010, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
УСТАНОВИЛ:
МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1" обратилось в арбитражный суд с заявлением к СМТУ Ростехрегулирования о признании недействительным предписания от 06.11.2009 N М-80 в части запрета к применению средств измерений неутвержденного типа: анализатора глюкозы ECO tweny заводской номер 5978.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.03.2010 заявленное требование Учреждения удовлетворено.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что анализатор глюкозы ECO tweny заводской номер 5978 относится к изделиям медицинского назначения и медицинской техники, обладающего в числе прочих, измерительными функциями. Анализатор глюкозы ECO tweny заводской номер 5978 не относится к средствам измерения.
Не согласившись с принятым судебным актом, СМТУ Ростехрегулирования обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного Учреждением требования.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что анализатор глюкозы ECO tweny заводской номер 5978 подпадает под понятие "средство измерений", определенного в статье 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", и для использования Учреждением указанного оборудования необходимо документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.
В апелляционной жалобе СМТУ Ростехрегулирования указывает на нарушение МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1" части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", выразившегося в применении анализатора глюкозы ECO tweny заводской номер 5978 - средства измерения неутвержденного типа, не прошедшего поверку.
В письменном отзыве и устном выступлении в судебном заседании апелляционного суда представители МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1" отклонили доводы апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции поддержали позицию Учреждения.
В судебном заседании участвующие в деле лица, поддержали свои доводы по мотивам, изложенным выше.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения руководителя территориального отдела (инспекция) госнадзора по Омской области СМТУ Ростехрегулирования от 06.10.2009 N 397 государственным инспектором Скляренко А.В. была проведена проверка МУЗ "Городская клиническая больница скорой помощи N 1" с целью государственного надзора в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2006 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ), по результатам которой был составлен акт проверки N 80 от 06.11.2009.
В указанном акте проверки зафиксировано, что МУЗ "Городская клиническая больница скорой помощи N 1" не выполняет требования статьи 9 Федерального закона N 102-ФЗ. Учреждение применяет средства измерений неутвержденного типа, в том числе анализатор глюкозы ECO tweny заводской номер 59748.
По результатам проверки было вынесено предписание от 06.11.2009 N М-80, которым Учреждению предписано запретить применение средств измерений неутвержденного типа: анализатора глюкозы ECO tweny заводской номер 59748.
Полагая, что данное предписание в указанной части не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Учреждения, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Из содержания части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, одним из оснований вынесения оспариваемого в указанной выше части предписания от 06.11.2009 N М-80 явилось использование МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1" медицинского оборудования - анализатора глюкозы ECO tweny заводской номер 59748, неутвержденного типа, не прошедшего поверку, что, по мнению заинтересованного лица, является нарушением требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ.
Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
Вопросы отнесения технических устройств к средствам измерений, в том числе применяемым в сфере осуществления деятельности в области здравоохранения, также регламентированы Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ существуют понятия "Средство измерений" ? техническое средство, предназначенное для измерений (пункт 21) и "Технические системы и устройства с измерительными функциями" ? технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциями выполняют измерительные функции (пункт 23).
Таким образом, не каждое технической средство, обладающее измерительными функциями, является средством измерения.
Статьей 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ, на нарушение которой ссылается заинтересованное лицо, установлены требования к средствам измерений.
Так, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
При этом СМТУ Ростехрегулирования не представило арбитражному суду, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни апелляционному суду доказательств, позволяющих сделать достоверный вывод о том, что используемое Учреждением оборудование (анализатора глюкозы ECO tweny заводской номер 59748) является средством измерения, то есть спорный анализатор является техническим средством, предназначенным для измерений, для которого необходимо утверждение типа.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ обязательные требования устанавливаются лишь к средствам измерений, но не к техническим системам и устройствам с измерительными функциями.
Поскольку обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются этой же отраслью законодательства.
Как предусмотрено в пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приёмки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
Отсутствие оснований для отнесения спорного медицинского оборудования к средствам измерений подтверждается представленными в материалы дела доказательствами:
- письмом Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И.Менделеева" от 10.05.2006 N 242-12-2477 (т. 1 л.д. 86);
- регистрационным удостоверением МЗ РФ N 2003/116, выданным Министерством здравоохранения Российской Федерации, где указано, что в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, изделие медицинской техники под названием анализатор глюкозы "Eco" моделей Eco Matic, EcoTwenty, EcоSolo производства фирмы Care diagnostica Laborreanzien GmbH, ФРГ, после испытания зарегистрировано и может применяться в медицинской практике на территории Российской Федерации;
- регистрационным удостоверением N ФСР 2009/05940 от 29.10.2009, выданным Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
- регистрационными удостоверениями N ФСЗ2008/02342, N ФСЗ2008/0234 от 16.07.2008, выданными Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Наличие регистрационных удостоверений в соответствии с пунктом 2.1 Инструкции "О порядке регистрации медицинских изделий зарубежного производства в Российской Федерации", утвержденной Министром здравоохранения Российской Федерации Стародубовым В.И. от 08.12.1998 N 01/29-1, предполагает организацию и испытание для целей утверждения типа средств измерений медицинского назначения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что медицинское оборудование - анализатор глюкозы ECO tweny заводской номер 59748 однозначно подпадают под определение средство измерений, противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.
Безусловных доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что указанное медицинское оборудование относится к средствам измерения неутвержденного типа, заинтересованным лицом в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ни в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, ни апелляционному суду, не представлено.
В соответствии с частью 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, таким органом исполнительной власти в настоящее время является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Порядок отнесения технических средств к средствам измерений был утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.04.2009 N 323, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 08.06.2009 N 23 и вступил в законную силу 19.06.2009.
Таким образом, для признания какого-либо технического средства средством измерения необходимо пройти указанную в данном Порядке процедуру.
Однако Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ не содержит указаний о необходимости признания каждого технического устройства с измерительными функциями средством измерения.
Кроме того, как следует из материалов дела спорное медицинское оборудование было получено МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1" в рамках реализации национального приоритетного проекта "Здоровье" в 2007-2008 годы до начала действия приказа Министерства промышленности и торговли Российской федерации от 27.04.2009 N 323 и имеет необходимые регистрационные удостоверения, соответствующие требованиям законодательства, действующего на момент приобретения указанного оборудования.
Порядок отнесения технических средств к средствам измерений, утвержденный Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.04.2009 N 323, не содержит норм, обязывающих пользователей технических средств, приобретенных до его вступления в силу, проходить процедуру отнесения данных технических средств к средствам измерений.
Таким образом, Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.04.2009 N 323 "Об утверждении Порядка отнесения технических средств к средствам измерений", вступивший в законную силу 19.06.2009, не может распространять свое действие на медицинское оборудование, приобретенное и используемое МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1" в 2007-2008 годах, поскольку на момент его приобретения и получения всей необходимой разрешительной документации и до издания Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.04.2009 N 323 в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" действовали в части, не противоречащей названному Закону, метрологические правила и нормы, принятые во исполнение Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений".
В принятых во исполнение Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" метрологических правилах и нормах, медицинское оборудование, используемое МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1", в качестве средств измерений не упомянуто.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленного Учреждением требование, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2010 по делу N А46-768/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-768/2010
Истец: Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1"
Ответчик: Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Отдел (инспекция) государственного надзора по Омской области
Третье лицо: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Омской области