"Новый регламент налоговых процедур. От слов к делу" (интервью с
С.В. Разгулиным, заместителем директора Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России, государственным советником
налоговой службы РФ I ранга)
В целях совершенствования налогового администрирования летом 2006 г. депутаты приняли Федеральный закон N 137-ФЗ. В НК РФ внесено 475 поправок, приняты 5 новых статей, а 21 статья изменена. О том, поможет ли новый Закон решению поставленных задач, что изменится в налоговом администрировании, и к чему готовиться налогоплательщикам в новом году, мы беседуем с заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, государственным советником налоговой службы РФ I ранга Сергеем Викторовичем Разгулиным.
Сергей Викторович, в 2005 г. Президент поставил перед государственными органами задачу усовершенствовать налоговое администрирование, ликвидировав при этом "налоговый терроризм". Как результат, этим летом появился Федеральный закон, который внес существенные поправки в НК РФ. Как Вы оцениваете этот закон, насколько он поможет справиться с поставленной задачей?
До настоящего времени многие вопросы решались исключительно в судебном порядке. Теперь благодаря принятому Федеральному закону N 137-ФЗ их разрешение становится возможным непосредственно на основе норм Налогового кодекса. Очевидно, что законодатель стремился достичь баланса интересов государства и налогоплательщиков. Это наглядно демонстрируют статьи, посвященные налоговым проверкам, в которых, например, нормы, ограничивающие сроки выездных налоговых проверок, сочетаются с нормами, предусматривающими возможность приостановления проверки.
Наряду с совершенствованием законодательной базы должны быть проведены организационные преобразования в системе налоговых органов. В первую очередь должны быть созданы отделы по работе с налогоплательщиками по досудебному урегулированию налоговых споров (налоговому аудиту). Также необходимо внедрить административные регламенты деятельности налоговых органов, определяющие пошаговую процедуру рассмотрения заявления налогоплательщика, выдачи необходимых документов и т. п. В настоящее время разрабатываются критерии оценки деятельности налоговых органов, которые будут учитывать не только эффективность мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налогоплательщиками в целом. В зависимости от достигнутых показателей будет производиться материальное стимулирование.
В рассматриваемом нами законе подробно расписываются процедуры, указываются сроки. При этом в самом Кодексе есть норма, согласно которой не всякое нарушение налоговым органом процедурных правил влечет отмену его решения. Как Вы это объясните?
Если допущенное налоговым органом нарушение повлияло на законность и обоснованность вынесенного решения, то такое решение должно быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом.
Практика относит к такому нарушению, например, не указание в решении налогового органа характера и обстоятельств допущенного налогоплательщиком налогового правонарушения*(1). Согласно принятым поправкам нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является достаточным основанием для отмены вынесенного решения.
Следовательно, если налогоплательщику не будет предоставлена возможность принимать участие в рассмотрении материалов проверки или возможность дать объяснения по ее результатам, то принятое решение должно быть отменено.
В иных случаях для отмены решения налогоплательщику следует доказать, что процессуальные нарушения, допущенные налоговыми органами, являются существенными.
Один из наиболее серьезных вопросов связан с изменениями в порядке проведения выездных налоговых проверок и, в частности, с процедурой истребования документов. На что налогоплательщики должны обратить внимание?
В последние годы количество выездных налоговых проверок сокращалось. Основным инструментом налогового контроля стали камеральные проверки. В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом N 137-ФЗ, можно предположить, что теперь, если в ходе камеральной проверки налоговым органом будут выявлены ошибки либо несоответствия между сведениями и при этом налогоплательщик не представит необходимых пояснений, он может быть поставлен в план проведения выездных налоговых проверок. При назначении такой проверки налогоплательщику следует, как и в настоящее время, обращать внимание на содержание принимаемых налоговым органом решений о проведении проверки, о приостановлении проверки, о ее продлении, а также требований о представлении документов, протоколов и т. д.
Что касается истребования документов у налогоплатильщика, то срок их представления увеличивается с 5 до 10 дней. Исчисление срока начинается со дня вручения требования.
Сейчас налоговые органы при проведении камеральных проверок требуют у налогоплательщика предоставления всех документов, вплоть до "первички". Будет ли в 2007 г. этот перечень ограничен?
В настоящее время Кодекс не содержит запрета в части истребования в ходе камеральной проверки первичных документов.
Право налоговых органов на истребование первичных документов в ряде случаев сохраняется. Например, если налогоплательщик заявляет налоговые льготы, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, представляет декларацию (расчеты) по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
Согласно поправкам с 2007 г. вводится внесудебное взыскание штрафов вне зависимости от суммы. Многие уже сейчас говорят о возможном произволе налоговых органов, а как Вы относитесь к этой процедуре?
Различие в порядке взыскания штрафов в зависимости от суммы вряд ли можно признать обоснованным. На мой взгляд, принятое изменение в порядке взыскания штрафов способствует совершенствованию налогового администрирования, поскольку оно вносит ясность в вопросы привлечения к ответственности. За налогоплательщиками, не согласными с вынесенным решением о взыскании штрафа, остается право на защиту в административном и судебном порядке.
Поправками четко установлено, что разъяснения финансовых, налоговых и иных уполномоченных органов являются основанием для освобождения от начисления пеней. Письменными разъяснениями Минфина России обязаны руководствоваться налоговые органы. При этом теперь срок для рассмотрения Минфином России запроса по применению налогового законодательства прямо закреплен в Кодексе - 2 месяца.
Минфин России готов к тому, что объем работы в этой части увеличится?
Возможно, что в связи с поправками объем запросов налогоплательщиков может значительно увеличиться. Для решения этой проблемы Минфин предполагает большее внимание уделять публикациям разъяснений общего характера, предназначенных для широкого круга лиц, использовать для размещения соответствующих разъяснений интернет-сайт, а также средства массовой информации. При этом в частных ответах планируется воспроизводить содержание запроса налогоплательщика, с тем чтобы соблюсти требование о полноте и достоверности информации, указанной в запросе, поскольку этот документ будет являться основанием для освобождения от ответственности и от начисления пеней. Кроме того, продолжится практика согласования с Федеральной налоговой службой позиций по наиболее принципиальным вопросам применения законодательства.
Начиная с 2009 г. обжалование решений налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке будет возможно только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. Насколько, по Вашему мнению, оправдано введение такого порядка? Можно ли ожидать уменьшения судебных споров, если учесть, что сейчас налоговые органы практически всегда отказывают в удовлетворении жалоб налогоплательщиков, и, например, споры об отказе в возмещении НДС проходят все три судебные инстанции?
Думаю, что развитие досудебного порядка является необходимым. Мировой опыт показывает, что до разбирательства дела в суде доходит незначительное количество споров налоговых органов и налогоплательщиков. Что касается опасений по вопросу формальности рассмотрения жалоб налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, то на самом деле и в настоящее время обжалование в вышестоящий налоговый орган может являться эффективным способом защиты прав налогоплательщика. А внесенные в Кодекс изменения должны только этому поспособствовать. Предусмотренный переходный период позволит и налоговым органам, и налогоплательщикам подготовиться к введению обязательного досудебного порядка рассмотрения споров. Этот процесс - постепенный, он затрагивает, в том числе, и вопросы налоговой культуры, и изменение идеологии отношений налоговых органов и налогоплательщиков.
Большинство решений налоговых органов налогоплательщики успешно оспаривают в суде (по статистике ими выигрывается около 70% дел). В письме от 30.05.06 N ШС-6-14/550@ налоговая служба рекомендовала юристам налоговых инспекций анализировать судебную практику. Как, по-Вашему, для чего это сделано?
Данное поручение не является чем-то принципиально новым. Это еще одно подтверждение стремления налоговых органов к более качественной подготовке обоснования своей позиции в спорах с налогоплательщиками. Кстати, если говорить о сумме удовлетворенных судами требований налогоплательщиков, то она снижается.
Сергей Викторович, а на какие еще изменения Кодекса, по Вашему мнению, налогоплательщикам следует обратить особое внимание?
Принципиальным нововведением является установление обязательности представления налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей в электронном виде. С 2007 г. электронная форма представления будет обязательной для тех организаций, среднесписочная численность работников которых на 1 января 2007 г. превысит 250 человек, а с 2008 г. обязаны будут представлять декларации и расчеты в электронном виде и организации, у которых среднесписочная численность работников на 1 января превысит 100 человек.
При этом налоговые органы обязаны не только обеспечить прием отчетности в электронном виде. Ставится задача развития электронных сервисов: доступ налогоплательщика к лицевым счетам, проведение сверки в электронном виде и т.д.
Беседовал Р. Солецкий,
юрист-эксперт
"Налоговые споры", N 12, декабрь 2006 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См. п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.03 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации". - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677