город Омск |
|
|
Дело N А81-838/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Золотовой Л.А., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-2882/2010)
отделения по противодействию незаконной миграции N 2 (с местом дислокации в городе Надым) ОИК Управления Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФМС по ЯНАО; административный орган; заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.02.2010
по делу N А81-838/2010 (судья Лисянский Д.П.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ямалгазинвестстрой" (далее - ООО "ЯГИС"; Общество; заявитель)
к отделению по противодействию незаконной миграции N 2 (с местом дислокации в городе Надым) ОИК Управления Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу,
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 588 м от 18.01.2010,
при участии в судебном заседании:
от административного органа ? представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Общества - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЯГИС" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к отделению по противодействию незаконной миграции N 2 (с местом дислокации в городе Надым) ОИК Управления Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 588 м от 18.01.2010, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто штрафу в сумме 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.02.2010 требование Общества удовлетворено.
В качестве правового обоснования принятого судебного акта, суд первой инстанции указал на неверную квалификацию административным органом действий Общества, а именно - административным органом неверно определена норма закона, за нарушение которой Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ
Суд первой инстанции также указал на недоказанность заинтересованным лицом наличия в действиях ООО "ЯГИС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ и установил существенные нарушения процессуальных требований, допущенных административным органом при производстве по делу об административном правонарушении.
В апелляционной жалобе административный орган просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно посчитал, что вина Общества не доказана, сделал неправильный вывод об ошибочной квалификации деяния Общества, а также о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе административный орган указывает на то, что судом первой инстанции не дана правовая оценка объяснениям генерального директора ООО "НадымСтройИнвест" Пищева В.В., главного инженера ООО "НадымСтройИнвест" Новоликина Д.П.
Податель жалобы считает, что неопровержимым доказательством в допуске к трудовой деятельности иностранных работников, в том числе и гражданина Республики Таджикистан Фатхулоева Гафора, является письмо ООО "ЯГИС" от 27.12.2008 N 1/52 на согласование о допуске работников на объект, объяснения Андрийчука Е.В. и Токтосунова Б.И.
Кроме того, административный орган считает, что дело об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности Общества по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ неподведомственно арбитражному суду, поскольку указанная норма права не связана с осуществлением ООО "ЯГИС" предпринимательской или иной экономической деятельности.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество и административный орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Инспектор межрайонного отделения УФМС России по ЯНАО в г. Надым на основании распоряжения от 17.12.2009 N 95 была проведена документарная проверка ООО "ЯГИС", в ходе которой установлено, что Общество с 28.12.2008 по 30.11.2009 привлекло для выполнения ремонтных работ в качестве рабочего в административном здании "НГДУ", расположенном по адресу: г. Надым, ул. Заводская, по устному договору, за определенное денежное вознаграждение гражданина Республики Таджикистан Фатхулоева Гафора, не имеющего разрешения на работу, что является нарушением пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Указанное обстоятельство нашло свое отражение в протоколе об административном правонарушении 89 N 588 м от 25.12.2009.
Полагая, что упомянутое выше постановление административного органа нарушает права и законные интересы ООО "ЯГИС", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Согласно статье 29, части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делам об оспаривании решении административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В рассматриваемом случае оспариваемое постановление вынесено в отношении юридического лица - ООО "ЯГИС", при этом последнее привлечено к административной ответственности в качестве субъекта предпринимательской деятельности, в этой связи довод апелляционной жалобы о неподведомственности настоящего дела арбитражному суду, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону данного правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с Федеральным законом.
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
В силу статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ разрешение на работу представляет собой документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Поскольку норма, закрепленная в части 1 статьи 18.15 КоАП РФ является бланкетной, следовательно, для привлечения лица к ответственности по данной статье необходимо определить соответствующую норму федерального закона, устанавливающую обязанность, за нарушение которой это лицо привлекается к ответственности.
Из протокола об административном правонарушении от 25.12.2009 N 588 м и постановления по делу об административном правонарушении N 588 м от 18.01.2010 следует, что административный орган указывает на нарушение Обществом пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
Согласно пункту 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 N 183.
Согласно пункту 2 Правил работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства.
В части 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, нарушение требований пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ не может быть квалифицировано по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что административным органом неверно определена норма закона, за нарушение которой Общество привлечено к административной ответственности.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, частью 4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не установлена и не доказана объективная сторона административного правонарушения по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ, а именно: факт того, что гражданин Республики Таджикистан Фатхулоев Гафор был привлечен к трудовой деятельности Обществом по устному договору в период с 28.12.2008 по 30.11.2009.
Как указывалось выше, в примечании статьи 18.15 КоАП РФ указано, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в силу части 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно положениям статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, Общество на основании договора субподряда от 07.08.2008 N КРс-01.05 от 07.08.2008, договора подряда от 05.06.2009 N 2009/03-КР2, заключенных с ООО "НадымСтройИнвест", выполняло работы по капитальному ремонту объектов Надымского НГДУ, ООО "Газпром добыча Надым".
Из объяснения генерального директора Общества Аливердиева Т.К. от 25.12.2009 следует, что помимо ООО "ЯГИС" ремонтные работы в административном здании НГДУ выполняли также ООО "Перспектива" из Самарской области и ООО "Вектор" из Челябинской области, с которыми были заключены субподрядные договоры на производство ремонтных работ в здании НГДУ. Всего из этих фирм было задействовано около 15 человек, все были граждане России. Письмо-согласование с ООО "НадымСтройИнвест" о проходе через охрану здания НГДУ граждан в количестве 19 человек было подписано для разгрузки двух машин со строительными материалами. Указанных в письме граждан помогли найти работники Дмитрий и Валера. После того, как письмо-согласование было подписано, бухгалтер сказала, что в списке есть иностранные граждане. После этого было дано указание Дмитрию, который осуществлял контроль по разгрузке материалов, чтобы он не подпускал иностранных граждан к разгрузке. Аливердиев Т.К. иностранных граждан к проведению ремонтных работ в здании НГДУ не привлекал. За производством ремонтных работ в здании НГДУ следили прорабы из фирм, с которыми были заключены субподрядные договоры. Со стороны ООО "Ямалгазинвестстрой" за ходом работ следил Аливердиев Т.К. лично и инженер Блидченко Валерий, который работает по договору.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, данные объяснения руководителя ООО "Ямалгазинвестстрой" Аливердиева Т.К. опровергают выводы административного органа о наличии в действиях ООО "ЯГИС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
При этом обстоятельства, изложенные в объяснении Аливердиева Т.К. от 25.12.2009, не были опровергнуты в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции, признавшим, что полученные административным органом косвенные доказательства виновности Общества носят разрозненный характер и в совокупности не подтверждают факт привлечения Обществом к выполнению работ иностранного работника.
В материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства того, что Фатхулоев Г. был допущен к работе с ведома или по поручению ООО "ЯГИС" или его представителя. При этом в протоколе об административном правонарушении от 25.12.2009 N 588 м в нарушение части 2 статьи 28.2 КоАП РФ не указано, на основании каких фактических данных и доказательств сделан вывод о привлечении заявителем Фатхулоева Г. к трудовой деятельности по устному договору.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, письмо ООО "ЯГИС" от 27.12.2008 N 1/52 и письмо ООО "НадымСтройИнвест" от 28.12.2008 N 304 о допуске работников на объект, которые указаны в оспариваемом постановлении, не доказывают привлечение указанных в них лиц к выполнению каких-либо работ, а лишь косвенно подтверждают, что эти лица в различные периоды времени могли иметь допуск на объект ННГДУ ООО "Газпром добыча Надым". При этом в письме ООО "ЯГИС" от 27.12.2008 N 1/52 не указан адресат обращения, а также отсутствуют данные о разрешении допуска работников на объект на основании этого письма. При этом доказательств того, что лица, поименованные в упомянутых письмах, действительно находились на объекте в период привлечения Общества к административной ответственности в материалах дела не имеется.
Письмо ООО "НадымСтройИнвест" от 10.11.2009 N 1009, в котором указан список работников ООО "ЯГИС", выполнявших субподрядные работы на объекте Административное здание НГДУ ООО "Газпром добыча Надым" в период 2008-2009 года, не может служить допустимым доказательством по делу.
Из материалов дела также не следует, что ООО "НадымСтройИнвест" в силу сложившихся с заявителем отношений может и должно располагать достоверной информацией о количестве и составе работников ООО "ЯГИС". В письме не указано, на основании каких данных сформирован список работников ООО "ЯГИС". В письме указан список работников, выполнявших работы в период 2008-2009 года, при этом не указано, в какой точно период времени каждый из работников привлекался к трудовой деятельности, что не дает возможности установить период предполагаемых трудовых отношений и время совершения вменяемого правонарушения.
Из договора субподряда от 07.08.2008 N КРс-01.05 от 07.08.2008, дополнительного соглашения от 01.05.2009 N 1 к указанному договору, договора подряда от 05.06.2009 N 2009/03-КР2, дополнительного соглашения от 01.08.2009 N 1 к нему также не следует, что для выполнения работ по данным договорам ООО "Ямалгазинвестстрой" привлекало иностранных работников, в частности гражданина республики Таджикистан Фатхулоева Гафора.
Фактическое нахождение Фатхулоева Г. на объекте и выполнение им работ по поручению или с ведома руководителя или представителя ООО "Ямалгазинвестстрой" в период с 28.12.2008 по 30.11.2009 административным органом не установлено и не доказано.
Административным органом не установлен и не подтвержден документально факт оплаты труда работника, что является в силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным признаком трудовых правоотношений.
В силу части 1 статьи 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
В обоснование правомерности вынесенного постановления от 18.01.2010 N 588 м административный орган ссылается на объяснения Андрийчука Е.В. и Токтосунова Б.И.
Однако, из объяснения старшего охранника управления безопасности ОАО "ГДН" Андрийчука Е.В. от 24.12.2009 не следует, что Фатхулоев Г. находился в трудовых отношениях с ООО "ЯГИС", а не с иной организацией, работавшей в то же время на объекте. Андрийчук Е.В. указал, что допуск иностранных работников от ООО "ЯГИС" оформлялся от имени ООО "НадымСтройИнвест". При этом из объяснения не следует, что ООО "НадымСтройИнвест" не имело своих работников, которые также могли работать на объекте в числе работников подрядных организаций.
В ходе опроса Андрийчука Е.В. административным органом не было установлено, на чем основана его осведомленность о взаимоотношениях подрядных и субподрядных организаций и их работников. В частности, не выяснено, из чего свидетелем сделан вывод о том, что иностранные работники, согласованные от имени ООО "НадымСтройИнвест" работали от ООО "ЯГИС".
Вместе с тем Андрийчук Е.В. указал в ходе опроса, что в его обязанности не входит устанавливать факт законно оформленных трудовых отношений работников, работавших на объекте.
Из материалов дела не следует, что Андрийчук Е.В. в силу возложенных на него трудовых обязанностей мог владеть достоверной информацией о количестве и составе подрядных и субподрядных организаций, работавших на объекте, а также о количестве и принадлежности работавших на объекте работников к той или иной организации.
Из объяснения не следует, что Андрийчук Е.В. лично общался с Фатхулоевым Г. и мог узнать обстоятельства его трудовых отношений с работодателем.
Объяснением Токтосунова Б.И. от 23.12.2009 также не подтверждается наличие трудовых отношений между Фатхулоевым Г. и ООО "ЯГИС".
Из показаний главного инженера ООО "НадымСтройИнвест" Новоликина Д.П., отраженных в объяснении от 18.12.2009, следует, что данный свидетель подтвердил, что им было составлено и подписано письмо от 28.12.2008 N 304 в Надымское НГДУ о допуске на объект ННГДУ ООО "Газпром добыча Надым" работников с 28.12.2008 по 28.01.2009, как работников ООО "НадымСтройИнвест". Данное письмо было составлено на основании письма от 27.12.2008 N 1/52 от ООО "ЯГИС". С указанными в письмах работниками организация никаких трудовых договоров не заключала, т.к. эти работники относятся к ООО "ЯГИС".
Аналогичное объяснение было дано 14.12.2009 первым заместителем генерального директора ООО "НадымСтройИнвест" Пищевым В.В.
Однако противоречивые показания Новоликина Д.П. и Пищева В.В. не дают возможности установить объективные обстоятельства и с достоверностью определить, какой из двух организаций ООО "НадымСтройИнвест" или ООО "ЯГИС" в действительности оформлялись разрешения на допуск работников на объект. Вместе с тем, как было указано выше, оформление пропусков работникам не свидетельствует само по себе о привлечении этих работников к выполнению работ.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что письменные трудовые договоры с иностранными работниками, указанными в письме ООО "Ямалгазинвестстрой" от 27.12.2008 N 1/52, письмах ООО "НадымСтройИнвест" от 28.12.2008 N 304, от 10.11.2009 N 1009, не заключались, доказательств выплаты заработной платы указанным в письмах работникам в материалах дела отсутствуют. В ходе производства по делу не установлено лицо, которое непосредственно давало указания иностранным работникам на выполнение тех или иных работ.
ООО "НадымСтройИнвест", как генподрядчик также имело возможность выполнять работы на объекте своими силами и привлекать с этой целью работников.
Доказательств обратного, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, административным органом ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни апелляционному суду, не представлено.
При таких обстоятельствах административным органом без достаточных оснований и подтверждений был сделан вывод о том, что иностранный работник был привлечен именно ООО "ЯГИС", а не ООО "НадымСтройИнвест", поскольку обе организации в равной степени могли быть причастны к привлечению работников, на которых оформлялись пропуски на объект.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не были опровергнуты показания Аливердиева Т.К., который указал в частности, что ремонтные работы в административном здании НГДУ выполняли также ООО "Перспектива" из Самарской области и ООО "Вектор" из Челябинской области, которые также могли привлечь к выполнению работ указанных иностранных работников.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не доказано наличие в действиях ООО "ЯГИС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции поддерживает и выводы суда первой инстанции о наличии существенных нарушений процедуры привлечения ООО "ЯГИС" к административной ответственности оспариваемым постановлением, по мотиву неотражения в постановлении от 18.01.2010 N 588 м и в протоколе 89 N 588 м от 25.12.2009 точного время (даты) совершения административного правонарушения.
В данных проставлении и протоколе указано лишь приблизительный период, в который Фатхулоев Г. предположительно выполнял работы в административном здании НГДУ - в период с 28.12.2008 по 30.11.2009.
При этом доказательств, позволяющих с достоверностью определить как факт выполнения таких работ, так и точный период работы, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Наложение административного взыскания без учета времени совершения правонарушения и сроков давности привлечения к административной ответственности противоречит публично-правовым принципам назначения наказания за административное правонарушение.
Время совершения правонарушения имеет существенное значение для определения срока давности привлечения лица к административной ответственности. Однако время совершения вменяемого Обществу административного правонарушения административным органом в ходе производства по делу не установлено и не доказано.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Податель жалобы, ссылаясь на определение от 29.12.2009 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, настаивает, что административным органом срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Указанная позиция административным органом не может быть признана судом апелляционной инстанции обоснованной, поскольку при изложенных обстоятельствах срок давности привлечения Общества к административной ответственности вообще не представляется возможным установить.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном прекращении производства по делу об административном правонарушении несостоятелен, поскольку суд первой инстанции производство по делу об административном правонарушении не прекращал, а проверив законность и обоснованность оспариваемого Обществом постановления от 18.01.2010 N 588 м, признал его незаконным и отменил.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленное ООО "ЯГИС" требование, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба административного удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.02.2010 по делу N А81-838/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-838/2010
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Ямалгазинвестстрой"
Ответчик: Отделение по противодействию незаконной миграции N 2 (с местом дислокации в г. Надым) ОИК Управления Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2882/2010