Упрощенные формы удостоверения доверенностей при добровольном
(договорном) представительстве
В ряде случаев закон требует удостоверения доверенности, однако это удостоверение не обязательно должно быть нотариальным (или приравненным к нему). Так, доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении (п. 4 ст. 185 ГК РФ).
Здесь законодатель исходит из необходимости найти оптимальный компромисс между предоставлением гражданам наиболее широких возможностей для реализации своей правосубъектности, субъективных прав и обязанностей, не представляющих жизненно важный, "судьбоносный" характер для их носителя, что обеспечивается допущением упрощенного порядка удостоверения доверенности, и юридическим обеспечением охраны таких прав.
Те же цели обусловили содержащееся в п. 4 ст. 185 ГК РФ правило о том, что доверенность на получение представителем его вклада в банке, денежных средств с его банковского счета, адресованной ему корреспонденции в организациях связи, а также на совершение от имени гражданина иных сделок оформляется в упрощенном порядке. Она может быть удостоверена соответствующим банком или организацией связи. При этом такая доверенность удостоверяется бесплатно.
Таким образом, устанавливая весьма широкий круг доверенностей, удостоверение которых возможно в упрощенном порядке, законодатель стремился в максимальной степени облегчить и упростить для граждан использование представительства, а тем самым предоставить им наиболее широкие возможности для реализации их субъективных прав и обязанностей.
Следует отметить, что в п. 4 ст. 185 ГК РФ оставлен без рассмотрения вопрос о том, какие организации (должностные лица) правомочны удостоверить доверенность неработающего пенсионера, проживающего в доме, принадлежащем ему или иным лицам на праве частной собственности. Между тем число доверенностей на получение пенсий, вкладов, корреспонденции, выдаваемых пенсионерами, весьма значительно, что объясняется, с одной стороны, нередкими отлучками неработающих пенсионеров из мест постоянного проживания, а с другой - состоянием здоровья пенсионеров, сравнительно часто не позволяющим им самостоятельно осуществить свои права. В результате указанный выше пробел в п. 4 ст. 185 ГК РФ ведет к необходимости для неработающих пенсионеров обращаться за удостоверением доверенностей к нотариусам, и это ставит их в менее удобное положение по сравнению с остальными гражданами.
Указанный пробел мог бы быть в некоторой степени восполнен путем предоставления права удостоверять доверенности, выдаваемые неработающими пенсионерами на совершение действий, перечисленных в п. 4 ст. 185 ГК РФ, организации, в которой пенсионер работал до выхода на пенсию.
На практике возникает вопрос и относительно удостоверения доверенностей, выдаваемых акционерами на право голосования по их акциям. В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 26 декабря 1996 г. "Об акционерных обществах" в действующей редакции "право на участие в общем собрании акционеров осуществляется акционером как лично, так и через своего представителя. Акционер вправе в любое время заменить своего представителя на общем собрании акционеров или лично принять участие в общем собрании акционеров. Представитель акционера на общем собрании акционеров действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов или органов местного самоуправления либо доверенности, составленной в письменной форме. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом и представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные). Доверенность на голосование должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально".
Здесь нужно различать два варианта. Первый - когда акционер состоит в трудовых отношениях с АО, в котором он имеет акции, и выдал доверенность на право голосования по его акциям другому работнику этого же АО. Подпись доверителя на доверенности удостоверил руководитель АО, в котором работает доверитель, т.е. доверенность удостоверена в упрощенном порядке по правилам п. 4 ст. 185 ГК РФ. Можно ли признать такую доверенность действительной, если учесть, что в п. 4 ст. 185 ГК РФ указан исчерпывающий перечень действий, на совершение которых доверенность может быть удостоверена в порядке п. 4 ст. 185, и уполномочие на голосование в этом пункте не упоминается?
Думается, что здесь явный пробел в законе и вполне применима аналогия закона, т.е. доверенность акционера должна быть признана действительной. В самом деле, доверенность удостоверяется организацией, с которой акционер состоит в трудовых отношениях, т.е. личность его хорошо известна, а потому удостоверение в порядке п. 4 ст. 185 ГК РФ здесь вполне надежно, достоверно. Кроме того, Федеральный закон "Об акционерных обществах" в п. 1 ст. 57 прямо разрешает такой вариант удостоверения.
Второй вариант - когда акционер не работает в том акционерном обществе, на голосование в котором он выдает доверенность. Думается, что и в этом случае он может удостоверить доверенность в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 185 ГК РФ, т.е. в организации по месту своей работы, учебы, в жилищно-эксплуатационной конторе по месту постоянного жительства, администрации лечебного учреждения, в котором он находится на излечении, - и опять по аналогии закона (применительно к п. 4 ст. 185 ГК РФ) и в соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона "Об акционерных обществах". Однако доверенность не работающего в акционерном обществе акционера не может быть удостоверена данным акционерным обществом, ибо это противоречило бы не только тексту, но и смыслу п. 4 ст. 185 ГК РФ, а значит, и п. 1 ст. 57 Федерального закона "Об акционерных обществах", содержащего отсылку к п. 4 ст. 185 ГК РФ.
Иногда доверенность представителя акционера отвергается из-за того, что она удостоверена не первым руководителем организации, где он работает. Однако подобные требования не основаны на законе, т.к. в п. 4 ст. 185 ГК РФ нет указания на то, что доверенность должен заверять только руководитель организации, как это прямо установлено в п. 5 данной статьи по отношению к доверенностям, выдаваемым от имени юридических лиц.
В некоторых случаях удостоверение доверенности не требуется, но она будет действительна лишь при соблюдении ряда условий. В силу п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица должна быть подписана его руководителем или иным лицом, уполномоченным на это его учредительными документами, и скреплена печатью данного юридического лица. Указанное правило относится ко всем организационно-правовым формам юридических лиц. Когда же речь идет о доверенности, выданной от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности (речь может идти о федеральных, унитарных государственных и муниципальных предприятиях и об учреждениях, учредителями которых являются публично-правовые образования или уполномоченные ими органы), а содержанием полномочия является получение или выдача денег либо других имущественных ценностей, к доверенности предъявляются более жесткие требования: она должна иметь две подписи - руководителя (иного лица, уполномоченного на это учредительными документами данного юридического лица) и главного (старшего) бухгалтера той же организации.
Специальные правила определяют требования, предъявляемые к форме доверенностей на совершение операций в банке и доверенностей на совершение сделок в сфере внешней торговли, а также в ряде иных случаев.
Доверенности, для которых законом не предусмотрена обязательная нотариальная (или приравненная к ней) форма, могут иметь простую письменную форму. В эту группу войдут, во-первых, все доверенности, выдаваемые юридическими лицами, - они выдаются за подписью органа с приложением печати организации (административная простая письменная форма), а во-вторых, доверенности, выдаваемые гражданами на совершение сделок, не требующие нотариальной формы, и любые иные доверенности граждан, не требующие по закону ни нотариального (или приравненного к нему) удостоверения, ни удостоверения хотя бы в упрощенном порядке.
Таким образом, несмотря на то что в качестве общего правила в ст. 185 ГК РФ установлена простая письменная форма доверенности, круг доверенностей, могущих иметь такую форму, сравнительно невелик. При этом за третьими лицами, имеющими основания сомневаться в подлинности подписи доверителя на доверенности, совершенной в простой письменной форме, должно признаваться право не считать лицо, предъявившее такую доверенность, представителем со всеми вытекающими последствиями. В принципе то же право должно признаваться за третьими лицами и в случае предъявления им удостоверенной доверенности, и на практике это право реализуется. Так, вряд ли какой-либо банк выдаст значительную сумму денег с вклада представителю вкладчика, предъявившему в банк доверенность, удостоверенную не нотариусом и не данным банком, а, например, администрацией техникума, где он учится, хотя в силу абзаца 1 п. 4 ст. 185 ГК РФ в данном случае такая доверенность вполне допустима.
Перечень доверенностей, которые могут быть удостоверены в упрощенном порядке, в п. 4 ст. 185 ГК РФ дан как исчерпывающий. Между тем требование нотариально удостоверенной доверенности не продиктовано необходимостью и во многих других случаях, не перечисленных в п. 4 ст. 185 ГК РФ. Так, для получения документов вполне достаточно доверенности, удостоверенной в порядке действия данного пункта. В самом деле, почему для получения денежной корреспонденции в любой сумме достаточно доверенности, удостоверенной в упрощенном порядке, а для получения чужого, причем даже именного, документа (например, трудовой книжки) по закону необходима нотариально оформленная доверенность, хотя уполномочие на получение денег в случае недобросовестности представителя, должностных лиц, ее удостоверяющих, или предъявления подложной доверенности чревато гораздо большим вредом, чем уполномочие на получение документа? Последний фактически не может быть использован в корыстных интересах представителя, а представляемому документ (или его дубликат) в случае необходимости может быть выдан повторно. На практике организации выдают документы (трудовые книжки, дипломы, справки и т.п.) представителю, предъявившему доверенность, удостоверенную в упрощенном порядке.
Поскольку пункт 4 ст. 185 ГК РФ допускает получение по доверенности, удостоверенной в упрощенном порядке, авторского и изобретательского вознаграждения, исчисляемого иногда многими тысячами рублей, любых сумм из банков и др., то, очевидно, нет препятствий и для получения по таким доверенностям денег и вещей в комиссионных магазинах (что широко распространено на практике), страхового возмещения (страховой суммы) по страховому свидетельству в страховой организации, вещей, сданных на хранение (например, по договору с ломбардом). Практически для совершения любых действий по получению документов, вещей, денег достаточно доверенности, удостоверенной в порядке п. 4 ст. 185 ГК РФ.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным заменить содержащийся в п. 4 ст. 185 ГК РФ исчерпывающий перечень доверенностей примерным перечнем, указав, что доверенности граждан на получение документов, вещей и денег в могут быть удостоверены в упрощенном порядке. (Как уже отмечалось, у третьих лиц при этом всегда есть право усомниться в подлинности такой доверенности и отказаться совершить по ней соответствующие действия).
Другое дело, что следует обратить внимание на размер денежных сумм или стоимости вещей, которые представитель вправе получать по доверенности, удостоверенной в упрощенном порядке. В действующей редакции п. 4 ст. 185 ГК РФ относительно этого нет никаких ограничений. Думается, что допущение получения значительных денежных сумм без нотариально удостоверенной доверенности, всегда предполагающей известную долю риска несоответствия ее подлинной воле представляемого, не продиктовано ни интересами представляемого, ни интересами третьих лиц. Целесообразно ограничить круг доверенностей, удостоверяемых в порядке п. 4 ст. 185 ГК РФ, определенной суммой денег и стоимостью вещей, на получение которых выдастся доверенность.
Такая сумма могла бы быть установлена по аналогии с суммой, которая применительно к гражданам представляется законодателю столь значительной, что является одним из критериев банкротства граждан, - десять тысяч рублей (п. 2 ст. 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Ограничение круга доверенностей, указанных в п. 4 ст. 185 ГК РФ, суммой, не превышающей десять тысяч рублей, с одной стороны, оставляет широкий простор для упрощенного удостоверения доверенностей, а с другой - доверенности на реализацию наиболее существенных имущественных прав граждан будут удостоверяться в нотариальном порядке, в максимальной степени гарантирующем соответствие содержания доверенности подлинной воле доверителя.
И наконец, в п. 4 ст. 185 ГК РФ речь идет лишь о доверенностях, выдаваемых гражданами, но не юридическими лицами, поскольку проживать, работать и учиться может только гражданин, а кроме того, для доверенностей, выдаваемых от имени юридических лиц, установлены особые правила в п. 5 названной статьи, что тоже следовало бы уточнить в тексте п. 4.
В плане изложенного пункт 4 ст. 185 ГК РФ мог бы быть изложен в следующей редакции: "Доверенность гражданина на получение документов, денежных сумм в размере не более десяти тысяч рублей (заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках, денежной корреспонденции), посылочной корреспонденции и иного имущества стоимостью не более десяти тысяч рублей, а также на голосование на общем собрании хозяйственного общества может быть удостоверена организацией, в которой доверитель учится, работает или работал до выхода на пенсию" (далее - по тексту).
Е.Л. Невзгодина,
зав. кафедрой гражданского права юридического факультета
Омского государственного университета,
заслуженный юрист Российской Федерации, к.ю.н., профессор
"Гражданин и право", N 1 январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Упрощенные формы удостоверения доверенностей при добровольном (договорном) представительстве
Автор
Е.Л. Невзгодина - зав. кафедрой гражданского права юридического факультета Омского государственного университета, заслуженный юрист Российской Федерации, к.ю.н., профессор
"Гражданин и право", 2007, N 1