город Омск |
|
|
Дело N А46-4428/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леоновой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-4965/2010)
общества с ограниченной ответственностью "Вега"
на решение Арбитражного суда Омской области от 17.05.2010
по делу N А46-4428/2010 (судья Глазков О.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега"
к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области,
при участии третьего лица: Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, о признании незаконным распоряжения N 250-р от 01.02.2010 и об обязании,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Вега" - директор Николаев А.В., предъявлен паспорт, Журавлев А.В., предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 09.09.2009 сроком действия 1 год;
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Карпенко О.А., предъявлено удостоверение, по доверенности N 06/11331 от 29.12.2009 сроком действия до 31.12.2010;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Шевченко Е.В. предъявлен паспорт, по доверенности N 36 от 15.04.2010 сроком действия 1 год;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВЕГА" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "ВЕГА") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному Управлению по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, ГУЗР Омской области) о признании незаконным распоряжения Главного Управления по земельным ресурсам Омской области от 01.02.2010 N 250-р "Об отказе ООО "ВЕГА" в размещении социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова в Ленинском административном округе города Омска" и об обязании Главного Управления по земельным ресурсам Омской области в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова в Ленинском административном округе города Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.05.2010 по делу N А46-4428/2010 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Отказывая в удовлетворении требований, заявленных Обществом, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае при разрешении ГУЗР Омской области вопроса о возможном размещении на спорном земельном участке социального центра по обслуживанию населения имелось отрицательное заключение органа государственного надзора (Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Омской области), что является основанием, исключающим возможность согласования места размещения объекта. Также суд первой инстанции указал, что принятие ГУЗР Омской области оспариваемого распоряжения произведено в соответствии с предоставленными ему полномочиями. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции не нашел оснований для признания незаконным распоряжения ГУЗР Омской области от 01.02.2010 N 250-р "Об отказе ООО "ВЕГА" в размещении социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова в Ленинском административном округе города Омска".
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ВЕГА" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 17.05.2010 по делу N А46-4428/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права. В частности, податель апелляционной жалобы указал, что, во - первых, суд первой инстанции не учел то, что ГУЗР Омской области вправе отказать в размещении объекта только по основаниям, предусмотренным Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области". При этом, как указал податель апелляционной жалобы, федеральное законодательство не содержит оснований для отказа в размещении объекта. Во- вторых, Общество считает, что Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Омской области (УГИБДД УВД по Омской области) не относится к тем государственным органам, полномочным давать заключения относительно размещения объектов, так как федеральным законодательством не предусмотрено согласование выбора земельного участка под строительство с органами ГИБДД. Также податель апелляционной жалобы считает, что фактически УГИБДД УВД по Омской области не давало отрицательного заключения по вопросу размещения объекта, кроме того, как утверждает Общество, доказательства того, что в процессе доработки документов невозможно будет устранить замечания УГИБДД УВД по Омской области не имеется.
В судебном заседании представители ООО "ВЕГА" поддержали доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считают незаконным и подлежащим отмене.
Представитель ГУЗР Омской области в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению. В отзыве на апелляционную жалобу указано, что УГИБДД УВД по Омской области уполномочено давать заключения по вопросу размещения объектов на земельном участке.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в судебном заседании также поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.
На основании указанного заявления ГУЗР Омской области в Администрацию города Омска было направлено обращение об обеспечении выбора земельного участка для строительства указанного выше объекта на запрашиваемом земельном участке в установленном порядке.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска произведен выбор земельного участка по адресу: ул. Ф. Крылова в Ленинском административном округе города Омска для строительства социального центра по обслуживанию населения, оформлен акт о выборе земельного участка для строительства объекта, собраны все необходимые технические условия и заключения. Указанные документы переданы Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска в Главное Управление по земельным ресурсам Омской области для принятия решения.
Полагая, что указанное распоряжение ГУЗР Омской области от 01.02.2010 N 250-р не соответствует требованиям закона, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.05.2010 по делу N А46-4428/2010 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Означенное решение обжалуется ООО "ВЕГА" в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как было указано выше, ООО "ВЕГА" обжалует распоряжение ГУЗР Омской области от 01.02.2010 N 250-р "Об отказе ООО "ВЕГА" в размещении социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова в Ленинском административном округе города Омска", основанием для принятия которого послужило письмо УГИБДД УВД по Омской области от 30.11.2009 N 19/3380 в котором УГИБДД УВД по Омской области указало, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения строительство социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф.Крылова невозможно.
ГУЗР Омской области, в свою очередь, ссылаясь на письмо УГИБДД УВД по Омской области от 30.11.2009 N 19/3380, руководствовалось подпунктом 2 пункта 10 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска".
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ГУЗР Омской области неправомерно отказало ООО "ВЕГА" в размещении социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова в Ленинском административном округе города Омска". При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии со статьей 32 настоящего Кодекса предшествует, помимо прочего, выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 названной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95, пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 6.1 статьи 5 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Омска с 01 июля 2006 года осуществляет специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области - Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
В соответствии с подпунктами 5, 9 пункта 18-1 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска, утвержденного Постановлением Мэра города Омска N 396-п от 10.08.2005 к функциям департамента в сфере земельных отношений относится, в том числе, обеспечение проведения работ по формированию земельных участков на территории города Омска в целях предоставления их для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, без предварительного согласования мест размещения объектов; принятие решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающего акты о выборе земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности города Омска.
Следовательно, судом первой инстанции правильно установлено, что к субъектам, которые принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов относятся органы государственной власти или местного самоуправления в зависимости от того, к какому уровню собственности отнесены те или иные земли.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку из материалов дела следует и участвующими в деле лицами по существу не оспорено, что запрашиваемый ООО "ВЕГА" для строительства социального центра по обслуживанию населения земельный участок по адресу: ул. Ф. Крылова в Ленинском административном округе города Омска относится к землям, государственная собственность на которые не зарегистрирована, принятие решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на данном земельном участке должно осуществляться ГУЗР Омской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ основаниями для принятия специально уполномоченным органом решения об отказе в размещении объекта являются: иное целевое назначение земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории (подпункт 1); наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, в отношении другого лица (подпункт 2); наличие решения о предоставлении земельного участка в отношении другого лица (подпункт 3); иные основания в соответствии с федеральным законодательством (подпункт 4).
Является верным вывод суда первой инстанции о том, что перечень оснований для принятия специально уполномоченным органом или органом местного самоуправления решения об отказе в размещении объекта является открытым, а следовательно, ГУЗР Омской области при принятии решения в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации вправе применять иные нормативные правовые акты, регулирующие земельные правоотношения.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска", которым утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, отказ в размещении объекта возможен по следующим основаниям:
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено такое основание для отказа в размещении объекта, как отрицательное заключение государственных надзорных органов, которое не может быть устранено в процессе доработки документов.
При этом, является необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что основания для отказа в размещении объекта установлены только Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", в перечне которых нет такого основания, как отрицательное заключение государственных надзорных органов, которое не может быть устранено в процессе доработки документов.
Так, подпункт 5 статьи 9 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ содержит указанное на то, что решение об отказе в размещении объекта являются: может быть принято уполномоченным органом, в том числе, по иным основаниям в соответствии с федеральным законодательством (подпункт 4).
Из содержания данной нормы права следует, что иные основания для отказа в размещении объекта должны быть установлены в соответствии с действующим законодательством, а не только непосредственно федеральным законодательством.
Как было указано выше, ГУЗР Омской области, отказывая ООО "ВЕГА" в размещении объекта, руководствовалось подпунктом 2 пункта 10 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска".
Как указано в Постановлении Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска", Правительство Омской области утвердило Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства в соответствии с Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", пунктом 9 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Согласно статье 2 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" регулирование земельных отношений в Омской области осуществляют: Законодательное Собрание Омской области; Правительство Омской области; специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, определяемый Губернатором Омской области; органы местного самоуправления Омской области.
В статье 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" перечислены полномочия Правительства Омской области, в частности, Правительство Омской области:
- утверждает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Омской области, для строительства, для целей, не связанных со строительством, а также порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, на которых расположены здания, строения, сооружения (пункт 3);
- утверждает порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Омска, для строительства, для целей, не связанных со строительством, а также порядок приобретения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения, на территории города Омска, за исключением земельных участков, которые предоставляются для размещения на них металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов, палаток, лотков (далее - временные объекты), для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, а также земельных участков, которые предоставляются для жилищного строительства, если предоставление земельного участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (пункт 9).
Из содержания указанных норм права следует, что, во-первых, Правительство Омской области является органом, регулирующим земельные отношения в Омской области, в частности, является тем органом, который утверждает порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Омска, для строительства.
Во-вторых, Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, которым предусмотрено такое основание для отказа в размещении объекта, как наличие отрицательного заключения государственных надзорных органов, которое не может быть устранено в процессе доработки документов, утвержден в соответствии с федеральным законами, перечисленными выше.
Таким образом, основание для отказа, на которое в рассматриваемом случае сослалось ГУЗР Омской области, предусмотренное Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска", утверждено уполномоченным органом и в соответствии с федеральным законодательством.
Учитывая изложенное, довод ООО "ВЕГА" о том, что основания для отказа в размещении объекта установлены только Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", является неправомерным, так как основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Однако, несмотря на то, что действующим законодательством предусмотрено такое основание для отказа в размещении объекта, как наличие отрицательного заключения государственных надзорных органов, которое не может быть устранено в процессе доработки документов, распоряжение ГУЗР Омской области от 01.02.2010 N 250-р "Об отказе ООО "ВЕГА" в размещении социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова в Ленинском административном округе города Омска" является незаконным на основании следующего.
Как было указано выше, указывая на наличие основания для отказа в размещении объекта, ГУЗР Омской области указало на наличие письма УГИБДД УВД по Омской области от 30.11.2009 N 19/3380, в котором УГИБДД УВД по Омской области указало, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения строительство социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф.Крылова невозможно (л.д. 66). Данное письмо УГИБДД УВД по Омской области оценено ГУЗР Омской области как отрицательное заключение государственного надзорного органа.
Между тем, ГУЗР Омской области, а также и судом первой инстанции, не было учтено то, что УГИБДД УВД по Омской области не является тем государственным органом, заключение которого в обязательном порядке необходимо получать на стадии выбора земельного участка
Так, согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В свою очередь, действующим федеральным законодательством не предусмотрено согласование выбора земельного участка под строительство с органами ГИБДД.
Как обоснованно указывает заявитель, ни Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ни Закон Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" таких норм не содержат.
Следовательно, при принятии решения по вопросу о размещении объекта, ГУЗР Омской области не могло в качестве основания для отказа ООО "ВЕГА" в размещении объекта указывать на заключение, данное УГИБДД УВД по Омской области от 30.11.2009 N 19/3380, так как УГИБДД УВД по Омской области не относится к тем государственным органам, с которым необходимо согласовывать вопрос предоставления в указанном порядке земельного участка.
При таких обстоятельствах, заключение УГИБДД УВД по Омской области, содержащееся в письме от 30.11.2009 N 19/3380, не может быть рассмотрено в качестве основания для отказа ООО "ВЕГА" в размещении социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова в Ленинском административном округе города Омска".
Иные основания, по которым Обществу было отказано в размещении объекта, ГУЗР Омской области не приведены.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее обстоятельство.
В подпункте 2 пункта 10 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска", речь идет об отрицательном заключении государственных надзорных органов, которое не может быть устранено в процессе доработки документов.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что письмо УГИБДД УВД по Омской области от 30.11.2009 N 19/3380 не может рассматриваться как "отрицательное заключение государственного надзорного органа", поскольку в данном письме УГИБДД УВД по Омской области указало на невозможность строительства социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова. Ни название, ни содержание данного документа не свидетельствует о том, что указанное письмо является именно отрицательным заключением.
Более того, УГИБДД УВД по Омской области в письме от 30.11.2009 N 19/3380 делает вывод о том, что строительство социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова невозможно ввиду отсутствия возможности для размещения парковочных мест для временного хранения автотранспорта и подъездных путей, а также в виду того, что строительство социального центра приведет к значительному увеличению количества автотранспорта на рассматриваемой территории.
Между тем, неясно, на каком основании, а именно, на основании каких документов УГИБДД УВД по Омской области пришло к выводу о том, что строительство социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова невозможно ввиду отсутствия возможности для размещения парковочных мест для временного хранения автотранспорта и подъездных путей.
Как усматривается из материалов дела, на момент рассмотрения обращения ООО "Вега" с заявлением о выборе земельного участка, у Общества отсутствовала какая-либо проектная и техническая документация на объект строительства - социальный центр по обслуживанию населения.
Также не представлено доказательств наличия такой документации и ее направления в УГИБДД УВД по Омской области и Департаментом, обратившимся в данный государственный орган за согласованием.
В свою очередь, из содержания нормативно-правовых актов, составляющих нормативную базу, на основании которой УГИБДД УВД по Омской области пришло к выводу о том, что строительство социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова невозможно ввиду отсутствия возможности для размещения парковочных мест для временного хранения автотранспорта и подъездных путей, следует, что при расчете количества парковочных мест для легковых автомобилей УГИБДД УВД по Омской области должно руководствоваться определенными нормами расчета.
Так, Постановлением Мэра города Омска N 366-п от 23.05.2008 "О внесении изменения в Постановление Мэра города Омска N 110-п от 14.04.2006 "Об утверждении норм расчета количества парковочных мест для легковых автомобилей на территории города Омска" утверждены нормы расчета количества парковочных мест.
В данном Постановлении Мэра города Омска указано, что в связи с увеличением количества автомобилей, размещением мест посещений населением на территории города, с целью организации безопасного движения транспорта и пешеходов, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, необходимо просить Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел Омской области при разработке и выдаче технических условий на проектирование и строительство объектов, при согласовании схем организации дорожного движения и проектной документации на строительство объектов руководствоваться утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления нормами расчета количества парковочных мест для легковых автомобилей.
При этом, нормы расчета количества парковочных мест для легковых автомобилей производятся исходя из конкретных данных о количестве сотрудников, данных о торговой площади, количестве торговых мест, квартир и т.д.
Иными словами, для того, чтобы сделать вывод об отсутствии либо наличии возможности для размещения парковочных мест, УГИБДД УВД по Омской области должно обладать конкретной информацией об объекте строительства.
В рассматриваемом случае, как было указано выше, на момент обращения ООО "ВЕГА" с заявлением о выборе земельного участка, у Общества отсутствовала какая-либо проектная и техническая документация на объект строительства - социальный центр по обслуживанию населения, следовательно, вывод УГИБДД УВД по Омской области вывод об отсутствии возможности для размещения парковочных мест не основан на конкретных данных, соответственно, основания полагать, что заключение УГИБДД УВД по Омской области является верным, у суда апелляционной отсутствуют.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
Основанием для отказа в размещении объекта является наличие отрицательного заключения государственных надзорных органов, которое не может быть устранено в процессе доработки документов.
Между тем, ГУЗР Омской области, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило доказательства того, что то нарушение, которое было установлено УГИБДД УВД по Омской области (если предположить, что таковое имелось), не могло быть устранено в процессе доработки документов.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела имеется письмо УГИББ УВД по Омской области от 20.12.2009 N 19/3543 (л.д. 71), адресованное ООО "ВЕГА", в котором сообщается о том, какие условия ООО "ВЕГА" должно выполнить при рабочем проектировании объекта - социального центра по обслуживанию населения по адресу ул. Ф.Крылова. Обществу, в том числе, указано предусмотреть строительство автостоянки для пребывающего транспорта достаточной вместимости.
При этом, в данном письме УГИББ УВД по Омской области указание на невозможность размещения объекта - социального центра по обслуживанию населения по адресу ул. Ф.Крылова, отсутствует.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае у ГУЗР Омской области отсутствовали предусмотренные действующим законодательством основания для отказа ООО "ВЕГА" в размещении социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова в Ленинском административном округе города Омска", в связи с чем, распоряжение Главного Управления по земельным ресурсам Омской области от 01.02.2010 N 250-р "Об отказе ООО "ВЕГА" подлежит признанию незаконным, требования Общества - удовлетворению.
В связи с тем, что апелляционная жалоба Общества и требования Общества подлежат удовлетворению, судебные расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в размере 2 000 руб., согласно статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ГУЗР Омской области.
Кроме того, поскольку ООО "ВЕГА" при обращении в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб. (платежное поручение от 07.06.2010 N 920834), в то время как согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по делам данной категории составляет 1 000 руб. (с учетом разъяснений, указанных в Информационном письме Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 139 от 11.05.2010), государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлижет возврату Обществу из федерального бюджета как излишне уплаченная.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 17.05.2010 по делу N А46-4428/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "ВЕГА", удовлетворить.
Распоряжение Главного Управления по земельным ресурсам Омской области от 01.02.2010 N 250-р "Об отказе ООО "ВЕГА" в размещении социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова в Ленинском административном округе города Омска" признать незаконным и отменить.
Обязать Главное Управление по земельным ресурсам Омской области в месячный срок со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения социального центра по обслуживанию населения по ул. Ф. Крылова в Ленинском административном округе города Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Взыскать с Главного управления по земельным ресурсам Омской области (644043, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА" (юридический адрес: 644090, г. Омск, пр. Менделеева, 23 "А", кв. 96; адрес для направления корреспонденции: 644043, ул. Фрунзе, 1 корпус 3, ООО ЮК "Легист", ИНН 5501081730, ОГРН 1045501029463) судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в размере 2 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВЕГА" (юридический адрес: 644090, г. Омск, пр. Менделеева, 23 "А", кв. 96; адрес для направления корреспонденции: 644043, ул. Фрунзе, 1 корпус 3, ООО ЮК "Легист", ИНН 5501081730, ОГРН 1045501029463) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., излишне уплаченную на основании платежного поручения 07.06.2010 N 920834.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4428/2010
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ВЕГА", общество с ограниченной ответственностью "ВЕГА"
Ответчик: Главное управление по земельным ресурсам Омской области
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска