г. Москва |
Дело N А40-29792/09-136-253 |
|
N 09АП-16831/2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей В.В. Попова, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Никифоровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело N А40-29792/09-136-253
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Каховка-Аремэкс", Префектуре Южного административного округа города Москвы, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы,
третьи лица - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Региональная энергетическая комиссия города Москвы,
о взыскании 101 729 рублей 18 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Мавлютдинова Н.А. (доверенность N 12-07/441-95 от 20.04.2009),
от ответчиков: от ООО "Каховка-Аремэкс" - Дяченко Н.А. (доверенность N 55-ЮС от 01.08.2008), от Департамента ЖКХиБ - Ровенская И.А. (доверенность N 05-13-24/9 от 06.07.2009), от Префектуры ЮАО г. Москвы - извещена, представитель не явился,
от третьих лиц - от Департамента жилищной политики - Ефремова А.Б. (доверенность N 163-д от 27.08.2009), от РЭК Москвы - извещена, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - истец, ОАО "Мосэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Каховка-Аремэкс" (далее - ООО "Каховка-Аремэкс") о взыскании 101 729 рублей 18 копеек задолженности за потребленную с марта по декабрь 2006 года тепловую энергию по договору энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде от 01.11.2005 N 0816004.
Решением суда первой инстанции от 08.07.2009 иск удовлетворен.
Судебный акт мотивирован тем, что тепловая энергия в горячей воде потреблена ответчиком, а оплата в полном объеме не произведена.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил состоявшийся по делу судебный акт отменить, отказав в иске.
Определением от 19.10.2009 Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Префектура Южного административного округа города Москвы (далее - Префектура ЮАО города Москвы), Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (далее - Департамент ЖКХиБ), Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее - Департамент жилищной политики).
Определением суда апелляционной инстанции от 12.11.2009 удовлетворено ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Префектуры ЮАО города Москвы и Департамента ЖКХиБ, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной энергетической комиссии города Москвы (далее - РЭК Москвы).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителей Префектуры ЮАО города Москвы и РЭК Москвы, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
В обоснование заявленных требований ОАО "Мосэнерго" указало на наличие у ООО "Каховка-Аремэкс" задолженности за потребленную по договору энергоснабжения тепловую энергию, подтвердив размер иска расчетными ведомостями, платежными требованиями, счетами-фактурами, платежными поручениями ООО "Каховка-Аремэкс" за весь спорный период, актами о сдаче-приемке теплоэнергии за период с июля по декабрь 2006 года. В дальнейшем истец от исковых требований к ООО "Каховка-Аремэкс" и Префектуре ЮАО города Москвы по существу отказался, указав, что задолженность за потребленную тепловую энергию образовалась вследствие ненадлежащего исполнения Департаментом ЖКХиБ обязанности по возмещению теплоснабжающей организации разницы в тарифах на тепловую энергию в отношении организаций, у которых заключены договоры управления с органом исполнительной власти города Москвы.
Ответчик ООО "Каховка-Аремэкс" иск не признал, указав, что истцом неправомерно применен в расчетах тариф "Управляющие компании", в то время как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 должен быть применен тариф, используемый для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Ответчик Префектура ЮАО города Москвы, извещенная о судебном заседании, в нем не участвовала, возражений по иску не заявила.
Ответчик Департамент ЖКХиБ против иска возразил, указав, что в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 18.10.2005 N 2079-РП "О проведении опережающего финансирования" в целях бесперебойного обеспечения теплоснабжением в отопительный период 2005-2006 г.г. им были перечислены денежные средства в ОАО "Мосэнерго" в размере 38 197 299 рублей 69 копеек; истец не представил реестры фактического отпуска тепловой энергии в 2006 году, в связи с чем не имеется оснований для новых субсидий до полного погашения истцом дебиторской задолженности; Департамент ЖКХиБ не является стороной договора, заключенного между ОАО "Мосэнерго" и ООО "Каховка-Аремэкс". Представил платежные поручения о перечислении денежных средств в указанном размере на счет ОАО "Мосэнерго". В судебном заседании заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Третье лицо РЭК Москвы, извещенная о судебном заседании, в нем не участвовала, отзыв на иск не представила.
Третье лицо Департамент жилищной политики оставил вопрос на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу о частичной обоснованности требования к ответчику Департамент ЖКХиБ на основании следующего.
В соответствии с приложением N 3 к договору, были согласованы расчетные тепловые нагрузки субабонентов, в том числе общежитие ООО "Каховка-Аремэкс" по тарифу 408, ЗАО ТД "Солнышко" и ООО "Промагромеханизация" - по тарифу 435.
В соответствии с постановлением РЭК Москвы от 15.12.2004 N 63 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Мосэнерго" потребителям города Москвы, в 2005 году", действовавшем на момент заключения договора, тариф 408 был установлен для группы потребителей "Жилищные организации, обслуживающие муниципальный жилой фонд", тариф 435 был установлен для группы потребителей "Прочие потребители", а для населения был установлен тариф 291. Таким образом, с учетом того, что по условиям договора изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления, стороны согласовали отнесение ООО "Каховка-Аремекс" по субабоненту "Общежитие" к группе потребителей "Жилищные организации, обслуживающие муниципальный жилой фонд".
По данным истца, за период с марта по декабрь 2006 года по договору с ООО "Каховка-Аремэкс" было отпущено тепловой энергии в количестве 715, 15 Гкал на сумму 386 742 рубля 50 копеек. Абонент произвел оплату в сумме 285 013 рублей 18 копеек.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением РЭК Москвы от 12.12.2005 N 86 установлены следующие тарифы на тепловую энергию, действовавшие в спорный период: "Население, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья" - 388 рублей/Гкал; "Управляющие организации" - 458 рублей/Гкал.; "Прочие потребители" - 490 рублей/Гкал.
Заявленная ко взысканию сумма 101 729 рублей 18 копеек составляет разницу между тарифом, по которому должны оплачивать тепловую энергию управляющие организации, и тарифом, применяемым в отношениях по теплоснабжению с населением.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение такой организацией горячей воды и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
РЭК Москвы постановлением от 12.12.2005 N 86 в пределах своих полномочий утвердила тарифы за тепловую энергию, реализуемую потребителям города Москвы.
Городом Москва как субъектом Российской Федерации были приняты меры к принятию на себя расходных обязательств в связи с произведенным тарифным регулированием, суть которых состоит в возмещении за счет средств регионального бюджета непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифу "Управляющие организации", и стоимости энергии, определенной по тарифу "Население".
Пунктом 1 распоряжения Правительства Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением", финансирование расходов бюджета города Москвы, связанных с применением теплоснабжающими организациями государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий и отражается в составе бюджетных показателей по статье "Субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению".
На префектуры административных округов города Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы возложены функции и полномочия главных распорядителей бюджетных средств по указанной в пункте 1 статье расходов; утверждена типовая форма Регламента взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, управляющих и теплоснабжающих организаций в процессе расходования средств бюджета города Москвы по долевому финансированию целевых расходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению города Москвы.
В соответствии с Регламентом сумма субсидии из бюджета города Москвы определяется как отрицательная разница между стоимостью фактически поставленной населению тепловой энергии, исчисленной по тарифу, установленному для населения, и стоимостью тепловой энергии, исчисленной по среднеотпускным тарифам на тепловую энергию (теплоноситель - вода), определенным Региональной энергетической комиссией города Москвы для соответствующих теплоснабжающих организаций в зависимости от условий поставки тепловой энергии и расчетов за нее.
Расчеты по Регламенту осуществляются в следующем порядке:
- объемы ежеквартальных бюджетных обязательств определяются сводной бюджетной росписью бюджета города Москвы, утверждаемой в установленном порядке, с отражением поквартального объема бюджетных обязательств получателя бюджетных средств на лицевом счете, открытом в финансовом органе;
- получатель бюджетных средств в пределах квартальных назначений ежемесячно до 24 числа представляет в финансовый орган график планового финансирования указанных расходов на предстоящий месяц исходя из фактического объема тепловой энергии, отпущенной в аналогичном месяце предыдущего года, и утвержденных на планируемый период тарифов. Последнее перечисление средств по графику не должно быть позднее 20 числа месяца, на который составляется график;
- после осуществления ежеквартальной выверки расчетов средства перечисляются получателем бюджетных средств с учетом корректировки (уменьшения или увеличения) суммы субсидий по графику планового финансирования с учетом фактического объема поставленной тепловой энергии и перечисленной суммы средств из бюджета города Москвы.
Получатель бюджетных средств обязан обеспечивать в порядке, установленном настоящим Регламентом, перечисление бюджетных средств теплоснабжающей организации; осуществлять контроль за правильным и своевременным представлением теплоснабжающими организациями и управляющими организациями документов, являющихся основанием для бюджетного финансирования.
Пунктом 1 распоряжения Правительства Москвы от 16.04.2004 N 712-РП "О возмещении разницы в тарифах на тепловую энергию в 2004 году" с 01.04.2004 префектурам административных округов и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы переданы полномочия по финансированию расходов, связанных с возмещением разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для бытовых нужд населения, проживающего в домах государственного жилищного фонда, расположенных на территории соответствующего округа и находящихся в управлении жилищных организаций, осуществляющих эти функции по договору с органом исполнительной власти.
На основании указанных распоряжений оплата стоимости потребленной тепловой энергии абонентом правомерно произведена исходя из тарифа "Население".
Таким образом, ООО "Каховка-Аремэкс" осуществляло функции по управлению государственным жилищным фондом на основании договора с органом исполнительной власти и имело право на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для бытовых нужд населения, в связи с чем исковые требования к ООО "Каховка-Аремэкс" удовлетворению не подлежат.
Исковые требования подлежат удовлетворению за счет Департамента ЖКХиБ, являющегося главным распорядителем бюджетных средств по финансированию расходов, связанных с возмещением разницы в тарифах на тепловую энергию.
Довод Департамента ЖКХиБ о перечислении им денежных средств истцу в размере 38 197 299 рублей 69 копеек и отсутствии оснований для выплаты субсидий в дальнейшем, подлежит отклонению, поскольку, как это следует из распоряжения Правительства Москвы от 18.10.2005 N 2079-РП, произведено авансирование расходов в объеме 50% ожидаемого отпуска тепла населению в январе 2006 года, а спорным периодом является март-декабрь 2006 года.
Департаментом ЖКХиБ не представлено доказательств, опровергающих доводы истца.
Вместе с тем, заявление Департамента ЖКХиБ о пропуске истцом срока исковой давности подлежит удовлетворению, поскольку ОАО "Мосэнерго" впервые предъявило требования к Департаменту ЖКХиБ только 12.11.2009, в то время как общий срок исковой давности составляет три года, а срок образования задолженности - март - декабрь 2009 года. О нарушении своего права истец, как это следует из положений Регламента, мог и должен был узнавать ежемесячно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, не подлежат удовлетворению исковые требования ОАО "Мосэнерго" за период с марта по октябрь 2006 года. В соответствии с расчетом истца задолженность за ноябрь 2006 года составляет 10 973 рубля 70 копеек, за декабрь 2006 года - 21 815 рублей 53 копейки. Иск на сумму 32 789 рублей 23 копейки является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в арбитражном суде и за рассмотрение апелляционной жалобы, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, частью 5 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2009 по делу N А40-29792/09-136-253 отменить.
Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" 32 789 (тридцать две тысячи семьсот восемьдесят девять) рублей 23 копейки долга.
В иске к обществу с ограниченной ответственностью "Каховка-Аремэкс" и Префектуре Южного административного округа города Москвы отказать.
В остальной части в иске отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Каховка-Аремэкс" из федерального бюджета 767 (семьсот шестьдесят семь) рублей 29 копеек излишне уплаченной по платежному поручению от 30.06.2009 N 669 государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" 1 081 (одну тысячу восемьдесят один) рубль 18 копеек в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в арбитражном суде и в пользу общества с ограниченной ответственностью "Каховка-Аремэкс" 1 000 (одну тысячу) рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Трубицын |
Судьи |
В.В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29792/09-136-253
Истец: ОАО "Мосэнерго"
Ответчик: ООО "Каховка-Аремэкс"
Третье лицо: Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Префектура ЮАО г. Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы , Региональная энергетическая комиссия г.Москвы