г. Томск |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Л.А. Гойник
судей: О.Б. Нагишевой, Е.Г. Шатохиной
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
с участием представителя истца Малаховой Ю.В. по доверенности N 2-25 от 02.09.2010г.
без участия представителей ответчика и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "СибирьЭнерго"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26 мая 2010 года
по делу N А45-26707/2009 (судья В.Н. Юшина, арбитражные заседатели Е.Н. Шушарина, Н.А. Чернова)
по иску открытого акционерного общества "СибирьЭнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирский сервисный центр ЖКХ"
третье лицо: Департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства г. Новосибирска
о взыскании 24924087 рублей 71 копеек
и встречному иску
о признании пункта 4.1 соглашения N 27 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде от 27 сентября 2007 года недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (далее - ОАО "СибирьЭнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирский сервисный центр ЖКХ" (далее - ООО "Сибирский сервисный центр ЖКХ", ответчик) о взыскании задолженности за отпущенную тепловую энергию за 2007 и 2008 годы в размере 24924087 рублей 71 копеек.
Ответчик заявил встречное исковое заявление о признании пункта 4.1. Соглашения N 27 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде от 27.09.2007 недействительным. При этом ООО "Сибирский сервисный центр ЖКХ" считает, что положения пункт 4.1 соглашения являются ничтожными, в силу его противоречия статье 157 ЖК РФ и абзацу второму пункта 15 Правил N 307.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26 мая 2010 года в удовлетворении исковых требований по основному иску отказано, встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В жалобе истец ссылается на то, что судом были нарушены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель ссылается на то, что судом неправильно истолкован пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N 307, не дана оценка разделу 6 соглашения, в котором учтены положения Жилищного кодекса РФ и Правил N 307. Разница между начислениями по нормативам потребления коммунальных услуг и фактически отпущенной истцом тепловой энергией складывается как итоговая задолженность и в соответствии с условиями соглашения подлежит оплате. Порядок определения платы за тепловую энергию на основе пункта 4.1 соглашения полностью соответствует статье 544 ГК РФ и должен использоваться исполнителем при определении корректировки в соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 Приложения N 2 Правил N 307.
ООО "Сибирский сервисный центр ЖКХ" в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ. Расчет потребленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение истец строит исходя из договорной тепловой нагрузки, а не из нормативов потребления. Размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Ответчик, третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили.
Учитывая надлежащее извещение ответчика, третьего лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная инстанция в силу части 3, 5 статьи 156 АПК РФ рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела, 27 сентября 2007 года между ОАО "Сибирьэнерго" (энергоснабжающая организация) и ООО "Сибирский сервисный центр ЖКХ" заключено соглашение о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 27, по условиям которого ООО "Сибирский сервисный центр ЖКХ" через тепловые сети теплосетевой организации приобретает тепловую энергию у энергоснабжающей организации (ЭСО) для объектов (Приложение N 1-1), в том числе для жилых домов, находящихся в его управлении, указанных в Приложении N 1-1 в объемах ориентировочно установленных соглашением.
В разделе 4 данного соглашения стороны определили, что количество подаваемой тепловой энергии управляющей организации определяется расчетным методом.
У ответчика приборы учета отсутствуют.
Поводом для судебного разбирательства послужило определение количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, пришел к выводу, что пункт 4.1. соглашения от 27 сентября 2007 года в части определения количества тепловой энергии противоречит Правилам N 307 и на основании статьи 168 и по пункту 5 статьи 426, пункту 1 статьи 541 ГК РФ является недействительным по признаку ничтожности. Расчет истца о количестве тепловой энергии, произведённый по пункту 4.1. соглашения от 27 сентября 2007 года противоречит методу определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета с учетом нормативов потребления, которые в свою очередь устанавливаются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307.
Апелляционный суд, оценив имеющиеся в материалах дела документы в установленном статьей 71 АПК РФ порядке, приходит к следующим выводам по существу заявленных требований.
Из материалов дела следует, что спорная тепловая энергия (коммунальный ресурс) приобреталась у ресурсоснабжающей организации ответчиком как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям этих услуг.
Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. При этом статьёй 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Закрепляя принцип свободы договора, пункт 4 статьи 421 ГК РФ устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). В силу статей 426, 539 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Согласно пунктам 2, 4 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с пунктом 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, ничтожны.
Отсюда следует, что количество энергии, отпущенной на тепло и горячее водоснабжение, должно определяться в соответствии с порядком, установленным соответствующим нормативным актом.
Ответчик действует в интересах граждан-потребителей, вопрос теплоснабжения и водоснабжения граждан-потребителей, в том числе определения количества подлежащей оплате энергии при отсутствии приборов учета, должен рассматриваться с учетом требований жилищного законодательства.
Статья 157 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, Правительство РФ 23 мая 2006 г. утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306.
Пункт 8 Правил N 307 предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно выработанной позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 09 июня 2009 г. N 525/09, учитывая норму пункта 8 Правил N 307, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами местного самоуправления на основании "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" N 306, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г.
Учитывая, что ООО "Сибирский сервисный центр ЖКХ" приобретало тепловую энергию для предоставления ее гражданам - потребителям коммунальных услуг, метод определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23.05.2006 г. при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых) общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется за отопление и за горячее водоснабжение по разным формулам. При этом корректировка размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель (ТСЖ) производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 размер платы за отопление (руб.) в конкретном жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по изложенной в ней формуле, где используется показатель "P" - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок расчета, установленный в пункте 4.1 соглашения, не соответствует формуле для расчета корректировки, закрепленной в приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Условиями соглашения от 27 сентября 2007 года N 27 предусмотрено, что ответчик производит корректировку размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячее водоснабжению, исходя из объемов тепловой энергии, предъявленных энергоснабжающей организацией по пункту 6.1 настоящего соглашения (то есть на суммарный объем потребления тепловой энергии, определенный в соответствии с пунктом 4 соглашения).
Также пункт 4.1 соглашения от 27 сентября 2007 года противоречит положениям статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", предусматривающей установление экономически обоснованных тарифов.
Тепловая энергия, определяемая как товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления) является сетевая вода, используемая для отопления жилых домов, которая не отбирается из системы теплоснабжения и полностью возвращается на источник тепловой энергии), и как правильно указывает ответчик, является неделимым товаром и используется для нагрева температуры воздуха в помещениях (отопление).
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" определено, что входит в тариф на горячую воду. Согласно пункту 48 данного постановления тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Таким образом, поскольку приборы учета в рамках рассматриваемых отношений отсутствуют, определение соглашением сторон способа (порядка) расчета объема, а, следовательно, и размера платы, потребленной тепловой энергии, в данном случае недопустимо.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что пункт 4.1 соглашения N 27 от 27 сентября 2007 года в части определения количества тепловой энергии противоречит Правилам N 307 и на основании статьи 168 и по пункту 5 статьи 426, пункту 1 статьи 541 ГК РФ является недействительным по признаку ничтожности.
ООО "Сибирский сервисный центр ЖКХ" под установленным законодательством порядком понимает положения статьи 544 ГК РФ, допускающей определение количества принятой абонентом энергии соглашением сторон. Поскольку соглашением N 27 стороны договорились использовать указанный в нем расчетный метод, истец считает произведенную им корректировку исходя из объема потребленной тепловой энергии, рассчитанного по данной методике, соответствующей действующему законодательству. Между тем, в результате такой корректировки происходит изменение (как правило, в сторону увеличения) размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению относительно размера платы, определенного согласно действующему законодательству исходя из нормативов потребления. Следовательно, условия соглашения N 27 устанавливают обязанности для лиц, не являющихся стороной этого соглашения, что противоречит закону, в частности норме пункта 3 статьи 308 ГК РФ.
Министерство регионального развития Российской Федерации (уполномоченный орган давать разъяснения по применению "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" N 307) в связи с поступающими запросами от субъектов Российской Федерации по вопросу целесообразности и правомерности осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы в письме от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07 указало на недопустимость единоличного определения (расчета) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса. Ответчик, исполняя требования законодательства, в целях определения общего количества тепловой энергии учитывает установленные нормативы потребления.
С учетом вышеизложенного, апелляционная жалоба не содержит фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. Решение суда первой инстанции от 26 мая 2010 года соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 3 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции оставляет решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 110 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26 мая 2010 года по делу N А45-26707/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "СибирьЭнерго" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия в полном объеме и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Гойник |
Судьи |
О.Б. Нагишева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26707/2009
Истец: ОАО "СибирьЭнерго"
Ответчик: ООО "Сибирский сервисный центр ЖКХ"