г. Томск |
Дело N 07АП- 7705/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2010 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Колупаевой Л.А.
при участии:
от заявителя: Коптяков В.С. по доверенности от 20.05.2010г.
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Универсал"
на Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 июля 2010 года
по делу N А45-10836/2010 (судья Полякова В.А.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Универсал"
к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе
об оспаривании постановления от 06.05.2010,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Универсал" (далее ОАО "Универсал", Общество) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее РО ФСФР России в СФО, административный орган) об оспаривании постановления от 06.05.2010 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.07.2010 года обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Универсал" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить, в том числе по следующим основаниям:
- Общество по формальным признакам относится ко второй категории акционерных общества, обязанных раскрывать информацию в расширенном объеме, что обусловлено исключительно тем, что Общество создано в 1993 году при приватизации; нарушения раскрытия информации не привели к негативным последствиям для заинтересованных лиц, факт обратного административным органом не выявлен, доказательства наступления неблагоприятных последствий для заинтересованных лиц в материалах дела отсутствуют; заявителем в целях исключения вменения ему в вину пренебрежительного отношения к публично-правовым обязанностям до момента вынесения постановления все нарушения требований о раскрытии информации были устранены; административное правонарушение ОАО "Универсал" отвечает всем признакам малозначительности; общество за допущенные нарушения фактически уже понесло административное наказание в лице своего единоличного исполнительного органа.
РО ФСФР России в СФО в отзыве на апелляционную жалобу возражает против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав, что административным органом при назначении наказания в минимальном размере штрафа учтены все обстоятельства, приведенные Обществом в качестве малозначительных, наличие исключительных случаев для признания в действиях Общества признаков малозначительности, не установлено.
РО ФСФР России в СФО надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя РО ФСФР России в СФО при имеющихся явке и материалах дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, РО ФСФР России в СФО по результатам рассмотрения дела N 071-2010-10о-Ю-15.19.ч.2-54ро-54 об административном правонарушении вынесло постановление о назначении административного наказания от 06 мая 2010 года N 071, которым ОАО "Универсал" наложен штраф в размере 700 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, в связи с установлением нарушений требований законодательства в части раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме представления в РО ФСФР России в СФО ежеквартального отчета эмитента, в форме сообщений о существенных фактах, в форме аффилированных лиц.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела факта совершения административного правонарушения; непринятия доводов Общества о применении малозначительности совершенного правонарушения.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Закона Российской Федерации от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность, проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации, сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Закона Российской Федерации от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).
Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.
10 октября 2006 г. Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее по тексту Положение), которое в силу п. 1.1. данного Положения регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.
Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала, если иное не предусмотрено Приложением 10 к настоящему Положению. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала (п. 5.6 Положения).
Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала, если иное не предусмотрено приложением N 10 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.
Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее сорока пяти дней с даты окончания отчетного квартала.
В соответствии с пунктом 5.7 Положения в срок не более сорока пяти дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.
Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно пункту 5.8 Положения не позднее одного дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета эмитент обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.
Подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг установлено, что эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте (событии, действии), затрагивающем финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг в порядке, предусмотренном Положением.
Подпунктом 6.3.1 пункта 6.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг предусмотрено, что раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее двух дней.
Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее шести месяцев с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Исходя из требований абзаца 1 подпункта 6.2.10 пункта 6.2 Положения, в форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о дате, на которую составляется список акционеров эмитента для целей реализации прав, закрепленных акциями эмитента. Моментом наступления существенного факта считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о дате составления списка акционеров эмитента или иное решение, являющееся основанием для определения даты составления такого списка.
В силу подпункта 6.2.12 пункта 6.2 Положения в форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о решениях, принятых общим собранием участников (акционеров) эмитента. Моментом наступления существенного факта считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания участников (акционеров) эмитента.
В соответствии с пунктом 8.5.1 Положения, акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
Согласно пункту 8.5.3 Положения акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее двух рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
Пунктом 8.5.4 Положения предусмотрено, что текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети Интернет.
Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех месяцев с даты его опубликования в сети Интернет.
По результатам проведенной в отношении Общества проверки региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе были выявлены следующие нарушения приведенных выше требований законодательства Российской Федерации, касающихся раскрытия информации на рынке ценных бумаг:
В соответствии с копиями страницы в сети Интернет от 25.03.2010 и 19.04.2010, используемой открытым акционерным обществом "Универсал" для раскрытия информации, ежеквартальные отчеты общества за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2007 года и 2008 года не доступны на странице в сети Интернет; ежеквартальный отчет ОАО "Универсал" за первый квартал 2009 года поступил в региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе 10.06.2009, то есть позднее сорока пяти дней с даты окончания отчетного квартала; ежеквартальный отчет общества за первый квартал 2009 года не содержит информацию, предусмотренную приложением N 10 к Положению; аналогичные нарушения содержат ежеквартальные отчеты общества за второй и третий кварталы 2009 года; ежеквартальный отчет ОАО "Универсал" за четвертый квартал 2009 года в срок до 15.02.2010 в региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе представлен не был; согласно копии протокола годового общего собрания акционеров открытого акционерного общества "Универсал" от 08.05.2009 обществом проведено годовое общее собрание акционеров, на котором были приняты следующие решения: об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках открытого акционерного общества "Универсал"; о распределении прибыли (в том числе о выплате дивидендов) и убытков открытого акционерного общества "Универсал" по итогам 2008 года; об избрании ревизора открытого акционерного общества "Универсал"; об утверждении регистратора открытого акционерного общества "Универсал" и условий договора с ним; об утверждении инвестиционного плана открытого акционерного общества "Универсал" на 2009 года, что в срок до 12.05.2009 не было опубликовано в Ленте новостей; согласно копиям страницы в сети Интернет от 25.03.2010 и от 19.04.2010, используемой обществом для раскрытия информации, списки аффилированных лиц общества по состоянию на 31.03.2007, 30.06.2007, 30.09.2007, 31.12.2007. 31.03.2008. 30.06.2008. 30.09.2008. 31.12.2008 не доступны на странице в сети Интернет; список аффилированных лиц общества по состоянию на 31.03.2010 опубликован на странице в сети Интернет позже двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.
Факт наличия обязанности по предоставлению спорных отчетов и сведений Обществом в апелляционной жалобе не оспаривается, равно как не опровергнуты установленные административным органом нарушения.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Следовательно, применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является не обязанностью, а правом суда.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенной опасности охраняемым общественным правоотношениям.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При этом, такие обстоятельства как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления N 10).
Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, поскольку в данном случае совершенное обществом правонарушение посягает на установленный законом порядок представления форм отчетности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, при этом по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
При этом необходимость исполнения открытым акционерным обществом обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг не поставлена законодателем в зависимость от наличия (отсутствия) каких-либо факторов, а связана лишь с фактом регистрации проспекта ценных бумаг; возможность неисполнения открытым акционерным обществом данной обязанности, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, о степени общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ также свидетельствует установленный законодателем значительный размер штрафа.
По правилу статьи 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В силу статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
С учетом приведенных норм права суд пришел к правомерному выводу о том, что признание правонарушения, совершенного заявителем, малозначительным противоречит задачам законодательства об административных правонарушениях.
И в этой части доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными; само по себе признание обществом факта правонарушения не свидетельствует о необходимости применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
При оценке доказательств судом соблюдены требования Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество за допущенные нарушения фактически уже понесло административное наказание в лице своего единоличного исполнительного органа, признаются судом апелляционной инстанции неправомерными с учетом положений части 3 статьи 2.1 КоАП РФ, в силу которых назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы общества, в целом направленных на переоценку выводов суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 20 июля 2010 года по делу N А45-10836/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10836/2010
Истец: ОАО "Универсал"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (РО ФСФР России в СФО)
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7705/10