г. Москва |
|
|
Дело N А41-1010/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Гагариной В.Г., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,
при участии в заседании:
от заявителей:
от открытого акционерного общества "НПО Стеклопластик" - Трофимов Н.Н., доверенность от 21.09.2010 б/н, Иванов Г.Г., доверенность от 11.09.2009 б/н,
от администрации муниципального образования городское поселение Андреевка - Коршунова Т.В., доверенность от 24.08.2010 б/н,
от заинтересованного лица: Рубан Е.Н., доверенность от 18.11.2009 N I-2536исх,
от третьих лиц:
от Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва - Денищич Л.Г., доверенность от 01.02.2010 N 10/289,
от Федерального агентства лесного хозяйства - Коврижиных Е.В., доверенность от 23.10.2009 N АС-03-28/6650,
от Министерства экологии - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "НПО Стеклопластик"
на решение Арбитражного суда Московской области от 01.06.2010
по делу N А41-1010/10, принятое судьей Неяскиной Е.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "НПО Стеклопластик", администрации муниципального образования городское поселение Андреевка
к Правительству Московской области,
при участии третьих лиц: Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва, Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства экологии,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "НПО Стеклопластик" (далее - общество, заявитель, ОАО "НПО Стеклопластик") и администрация муниципального образования городское поселение Андреевка (далее администрация, заявитель) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Правительству Московской области (далее - правительство, заинтересованное лицо) в котором просили:
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва, Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), Министерство экологии.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по тем мотивам, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:09:007 01 01:2661 площадью 72 000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, р-н Солнечногорский, Крюковское лесничество, квартал 43 (выделы 1, 2) относится к землям лесного фонда, что подтверждается кадастровым планом от 06.08.2007 (т. 1, л.д. 18).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.08.2007 (т. 1, л.д. 99) право собственности на названный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Письмом от 30.08.2007 N 03/4540, направленным в Правительство Московской области, Агентство лесного хозяйства по Московской области и городу Москва согласовало включение испрашиваемого лесного участка площадью 7,2 гектара в квартале N 43, выделы 1, 2 Крюковского лесничества федерального государственного учреждения "Солнечногорское ОЛХ" в границы поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области и изменении вида его разрешенного использования (т. 1, л.д. 111).
Письмами от 15.07.2008 N исх. 1660, от 07.08.2008 N вх. 3230, направленными Губернатору Московской области, администрация Солнечногорского муниципального района Московской области сообщила, что считает возможным включение земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070101:2661 в границы рабочего поселка Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (т.1, л.д. 118, 120).
Правительством Московской области принято постановление от 13.04.2010 N 233/15 об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границы рабочего поселка Андреевка городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области ввиду отсутствия надлежащего согласования по такому включению со стороны Рослесхоза (т. 2, л.д. 46).
Полагая, что письмо Россельхоза от 30.12.2009 N МГ-06-27/8303 не отвечает требованиям письменного мотивированного отказа и вынесено с нарушением требований действующего законодательства, заявители считают, что у Правительства Московской области отсутствовали основания для непринятия решения о переводе спорного земельного участка из состава земель категории: земли лесного фонда в состав земель категории: земли населенных пунктов (разрешенное использование: под размещение жилищного строительства и объектов социально-бытового назначения), с включением указанного земельного участка в границы рабочего поселка Андреевка городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, в связи с чем обратились с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, перевод спорного земельного участка из состава земель категории: земли лесного фонда в состав земель категории: земли населенных пунктов, а также включение указанного земельного участка в границы рабочего поселка Андреевка городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области надлежащим образом не согласованы. Вынесением постановления от 13.04.2010 N 233/15 об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границы рабочего поселка Андреевка городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района опровергается бездействие со стороны Правительства Московской области.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что Агентство лесного хозяйства по Московской области и городу Москва Федерального агентства лесного хозяйства согласовало включение земельного участка с кадастровым N 50:09:0070101:2661 в границы поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области и изменении вида разрешенного использования, что подтверждается письмом от 30.08.2007 N 03/4540. Данное согласование было направлено в Правительство Московской области. Кроме того, письмо Россельхоза от 30.12.2009 N МГ-06-27/8303, по мнению общества, не отвечает требованиям письменного мотивированного отказа и вынесено с нарушением срока, в связи с чем у Правительства Московской области отсутствовали основания для непринятия решения о переводе спорного земельного участка из состава земель категории: земли лесного фонда в состав земель категории: земли населенных пунктов (разрешенное использование: под размещение жилищного строительства и объектов социально-бытового назначения), с включением указанного земельного участка в границы рабочего поселка Андреевка городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области. Заявителем также указано на нарушение судом первой инстанции правил подсудности.
В судебном заседании апелляционного суда представители заявителей поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель правительства против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным письменных пояснениях, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Россельхоза поддержал позицию заинтересованного лица, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Министерства экологии в судебное заседание апелляционного суда не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
Частью 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие градостроительного кодекса РФ" (далее - Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ) установлено, что физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка (часть 5 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 14 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 названной статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Согласно пункту 5.2.7 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 (далее - Положение), полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства.
В полномочия Федерального агентства лесного хозяйства входит осуществление функций по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в области лесных отношений, установленные Лесным кодексом РФ, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ, и (или) в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5.13.4 Положения).
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" рассмотрение соответствующей документации осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:09:0070101:2661 площадью 72 000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, р-н Солнечногорский, Крюковское лесничество, кв. 43 (выделы 1, 2), входит в компетенцию Федерального агентства лесного хозяйства, а не агентства лесного хозяйства по Московской области и городу Москва.
Таким образом, письмо агентства лесного хозяйства по Московской области и городу Москва от 30.08.07 г. N 03/4540, на которое ссылается общество (л.д. 111, т. 1), не может рассматриваться как согласование заявления о включении спорного земельного участка в границу населенного пункта Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области.
В соответствии с частью 18 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 данной статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 данной статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 данной статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 данной статьи (пункт 3 части 19 статьи 4.1 названного Федерального закона).
Правительством Московской области принято постановление от 13.04.2010 N 233/15 об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границы рабочего поселка Андреевка городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области ввиду отсутствия надлежащего согласования по такому включению со стороны Рослесхоза.
Письмо Россельхоза от 30.12.2009 N МГ-06-27/8303 не позволило Правительству Московской области считать перевод спорного земельного участка из состава земель категории: земли лесного фонда в состав земель категории: земли населенных пунктов, а также включение указанного земельного участка в границы рабочего поселка Андреевка городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области согласованным надлежащим образом, в связи с чем заинтересованным лицом не вынесено решение о переводе спорного земельного участка в испрашиваемую категорию и включении указанного земельного участка в границы рабочего поселка Андреевка.
Довод общества о бездействии со стороны Правительства Московской области не может быть принят во внимание апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области (далее - министерство), утвержденным постановлением правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области, в том числе в области рационального использования природных ресурсов.
К полномочиям министерства относится подготовка предложений правительству Московской области о включении в границы населенных пунктов земельных участков и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда либо исключении из границ населенных пунктов земельных участков, занятых лесами, и об установлении или об изменении видов их разрешенного использования.
Материалами дела подтверждается, что министерство неоднократно направляло в адрес Федерального агентства лесного хозяйства пакет документов для согласования вопроса о включении спорного земельного участка в границы рабочего поселка Андреевка городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (письма от 07.12.207 N 802/2-1, от 06.02.2008 N 802/4-1(07), 26.11.2008 N 802-1(07), 03.09.2009 N 802, от 02.12.2009 N 802/11-1(07), однако Россельхоз возвращал министерству представленные документы по различным причинам.
Правительством Московской области совершено действие, выраженное в вынесении постановления от 13.04.2010 г. N 233/15 об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границы рабочего поселка Андреевка городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района, ввиду окончательной нерешенности вопроса о таком переводе со стороны Рослесхоза.
При указанных обстоятельствах, факт незаконного бездействия со стороны Правительства Московской области не подтвержден.
Судом первой инстанции установлено и не отрицается заинтересованным лицом, что решение по заявлению общества вынесено с пропуском установленного законом срока. Как усматривается из дополнений к письменным пояснением правительства, названный срок был нарушен в связи с отсутствием у заинтересованного лица надлежащего согласования с уполномоченным органом, так и выраженного отказа в таком согласовании, что подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушение установленного срока для принятии решения по переводу земель из одной категории в другую в рамках заявленных требований и представленных доказательств само по себе не является достаточным основанием для признания бездействия незаконным.
Кроме того, в судебном заседании апелляционного суда представители Россельхоза и Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва пояснили, что в настоящее время рассматривается вопрос о согласовании включения земельного участка в границы населенного пункта Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области в другом объеме, с учетом размера площади действительно необходимой для эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Довод общества о нарушении судом первой инстанции правил подсудности, поскольку заинтересованное лицо - Правительство Московской области находится в городе Москве, в связи с чем дело, по мнению заявителя, подлежало рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи АПК РФ иски (заявления) о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" разъяснил, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушенного права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
По месту нахождения недвижимого имущества также рассматриваются дела, в которых удовлетворение заявленного требования и его принудительное исполнение повлечет необходимость государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или внесение записи в Единый государственный реестр прав в отношении сделок, подлежащих государственной регистрации.
В основе определения исключительной подсудности лежит предмет требования, его специфика предопределяет место рассмотрения спора.
Из материалов дела следует, что заявители просят признать незаконным бездействие и обязать Правительство Московской области принять законное решение по вопросу о переводе земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070101:2661 из состава земель категории: земли лесного фонда в состав земель категории: земли населенных пунктов (разрешенное использование: под размещение жилищного строительства и объектов социально-бытового назначения), с включением указанного земельного участка в границы рабочего поселка Андреевка городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области. Спорный объект недвижимого имущества расположен по адресу: Московская область, Солнечногорский район, Крюковское лесничество, квартал 43 выделы 1, 2.
В связи с тем, что спор по настоящему делу касается прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Московской области, арбитражный суд первой инстанции правомерно принял заявление общества и администрации и рассмотрел настоящее дело с соблюдением правил подсудности.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.06.2010 по делу N А41-1010/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1010/10
Истец: ОАО "НПО Стеклопластик", Администрация муниципального образования "городское поселения Андреевка"
Ответчик: Правительство Московской области
Третье лицо: Управление Лесного Хозяйства по Московской области и г. Москва, Федеральное агентство Лесного хозяйства, Министерство экологии и природопользования Московской области
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3942/2010