Долгая дорога в светлое будущее
Международные по сути и национальные по форме стандарты отчетности позволят прекратить практику тройного учета в компаниях.
В настоящее время отечественным компаниям приходится вести тройной учет: по российским правилам - бухгалтерский и налоговый, а также по МСФО. При этом чрезмерные издержки нередко вынуждают предприятия экономить на международной отчетности. Однако недостаточная распространенность последней отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности отечественной экономики. Ведь для эффективного функционирования финансовых рынков необходима объективная и достоверная отчетность, а подготовить такую по существующим российским ПБУ, к сожалению, невозможно. Исправить сложившуюся ситуацию помогут национальные стандарты финансовой отчетности на основе международных принципов.
Первый шаг - подготовительный
В экономически развитых странах профессиональное сообщество играет важную роль при разработке правил бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. В России же изначально эта функция была закреплена за госорганами. Так, вопросами методологии занимается Минфин, решая их в соответствии со своими потребностями. Собственные точки зрения есть у ФСФР и ЦБ. Но самое главное, что у кредиторов, инвесторов, руководства компаний тоже имеется свое видение проблемы. Стандарты отчетности должны учитывать хотя бы минимальный уровень потребностей всех. А для этого нужна негосударственная структура, объединяющая все интересы и представляющая их в регулирующих органах. Фонд НСФО - пример такой негосударственной организации. Он взаимодействует с Минфином, МЭРТ, ФСФР и другими ведомствами. Таким образом, НСФО стал выразителем мнения отечественного профессионального сообщества, оказавшегося в ситуации, когда компании вынуждены нести значительные расходы на соблюдение всех правил учета и отчетности, а результат не всегда отвечает интересам пользователей.
Для снижения расходов бизнеса российские бухгалтерские правила должны максимально полно соответствовать общепризнанным международным принципам. В настоящее время Фонд НСФО занимается разработкой проектов национальных стандартов финансовой отчетности на основе перевода МСФО, которые будут представлены госорганам для одобрения. Чтобы наиболее точно передать смысл, заложенный в МСФО, к работе над российскими стандартами привлекаются различные эксперты. Но у РСБУ и МСФО отличается не только понятийный аппарат, но и идеология. Вопросы вызывают структура документа и не очень привычный стиль изложения. МСФО во многом ориентируются на профессиональные суждения и являются сводом принципов. В то же время для России и других стран с континентальной правовой системой более привычны четкие правила. Учитывая, что финансовая отчетность ориентирована на участников рынка, отечественным компаниям все же придется адаптироваться к подходу на основе принципов.
Второй - законодательный
Для внедрения национальных стандартов необходимо принять закон, который определит экономическое содержание финансовой отчетности. Кроме того, сами МСФО не стоят на месте, они постоянно меняются. Поэтому вопрос, как должны готовиться проекты стандартов, становится ключевым. Ответ на него должен быть зафиксирован также на законодательном уровне. Но в настоящее время еще существует неопределенность в сроках принятия нового федерального закона, призванного регулировать сферу бухгалтерского учета и отчетности*(1).
Вокруг предложенных законопроектов идут бурные дискуссии, поэтому дата принятия нового документа о бухучете зависит от результата обсуждений. На сегодняшний день, к сожалению, главные финансисты в своем варианте отразили не все возражения профессионального сообщества. Так, не были приняты предложения по системе регулирования и по переносу прямых норм о технике учета на уровень подзаконных актов. Международные стандарты и практика учета развиваются гораздо быстрее, чем можно внести какие-либо поправки в нормативные акты. Примером тому служит Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", который существует уже более 10 лет и уже давно требует корректировок, но только сейчас появился шанс, что вопросы профессионального сообщества будут рассмотрены законодателями. Если бы соответствующие положения существовали на уровне подзаконного акта, то изменить их в случае необходимости можно было бы гораздо проще и быстрее.
На разработку новых правил отчетности потребуется достаточно длительное время. Поскольку речь идет о комплекте стандартов на основе МСФО, которые содержат многочисленные перекрестные ссылки друг на друга, принимать их нужно будет все одновременно. До их утверждения для предприятий обязательной будет оставаться отчетность по российским ПБУ. Поэтому Фонд НСФО одновременно занимается и разработкой нового комплекта стандартов, и внесением точечных поправок в положения по бухучету. Точечные поправки вряд ли позволят достичь полного соответствия ПБУ и МСФО. Однако существующие правила, с которыми работают миллионы людей, полезно совершенствовать, чтобы облегчить работу финансовых специалистов и улучшить результат в период перехода на новые национальные стандарты.
Третий - кадровый
В связи с введением новых стандартов отчетности возникнет необходимость в переподготовке специалистов. Следует отметить, что с нехваткой высококвалифицированных кадров сталкивались и многие государства Европы. Например, в 2005 году, когда в ЕС ввели требование по отношению к листинговым компаниям об обязанности составлять отчетность по МСФО, было недостаточно специалистов, владеющих этими стандартами.
В России дискуссии о внедрении МСФО идут уже давно, и многие специалисты начали заранее проходить соответствующие профессиональные курсы. Поэтому сегодня ситуация с кадрами у нас, возможно, даже лучше, чем в ряде европейских стран. Кроме того, в период внедрения новых стандартов у представителей бухгалтерской профессии будет достаточно времени для подготовки и переобучения.
При этом вполне реально избежать необоснованного увеличения нагрузки по ведению учета в организациях. В соответствии с предложениями Фонда НСФО, комплект российских аналогов МСФО должны будут применять только общественно значимые организации. К ним можно отнести эмитентов тех ценных бумаг, которые допущены к обращению через организаторов торговли, а также кредитные и страховые организации, профучастников рынка ценных бумаг, пенсионные фонды, биржи, прочие открытые акционерные общества и фирмы, которые привлекают и используют деньги граждан. А в результате приближения российских правил отчетности к МСФО организации смогут не проводить дорогостоящую процедуру трансформации. Как следствие, расходы эмитентов на подготовку отчетности снизятся.
Для предприятий среднего бизнеса, не относящихся к общественно значимым, предполагается создать отдельный комплект упрощенных стандартов. При этом средний бизнес должен иметь право в добровольном порядке применять полный комплект стандартов вместо упрощенного. А малый бизнес планируется и вовсе освободить от обязанности готовить отчетность при условии согласия всех акционеров или участников организации. Они должны сдавать только налоговые декларации. В противном случае административная нагрузка на них будет очень велика. Если же банк потребует для выдачи кредита их финансовую отчетность, предприятия малого бизнеса могут ее составить в добровольном порядке.
Четвертый - контрольный
Переход на новые национальные стандарты отчетности повысит качество финансовой информации только в случае создания соответствующей системы, которая позволит обеспечить их соблюдение (далее - система обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности, ОИСФО). В международной практике сложился ряд основных механизмов регулирования элементов системы ОИСФО (см. табл.). В странах с развитыми рынками капитала, как правило, присутствует большинство указанных в таблице механизмов. Различия в основном касаются формы их закрепления в законодательстве и практической реализации. В ряде стран отдельные элементы этой системы отсутствуют, что пагубно сказывается на качестве представляемой пользователям финансовой отчетности. Важность контроля за соблюдением отчетных правил ярко проявилась, в частности, на примере открывшихся искажений в отчетностях Enron, Worldcom, Parmalat, результатом которых стало их банкротство. Крах этих гигантов стал толчком для быстрого и масштабного реформирования ОИСФО в юрисдикциях с развитыми рынками капитала.
В России контроль за качеством финансовой отчетности проводится крайне неэффективно, действенная система санкций за бухгалтерские нарушения отсутствует. Налоговые органы проверяют в первую очередь соблюдение правил учета основных средств, балансовая стоимость которых является базой для налога на имущество. При этом ни для кого не является секретом массовое несоблюдение компаниями многих положений по бухучету. Такая ситуация неприемлема. Не только иностранные, но и внутренние инвесторы не всегда решаются стать миноритарными акционерами российских компаний. Необходимо в кратчайшие сроки реформировать систему контроля за качеством отчетности, чтобы обеспечить рынок достоверной финансовой информацией и создать условия для активизации инвестиционных процессов в стране.
ОИСФО включает:
1. самоконтроль компаний - составителей отчетности;
2. независимый аудит;
3. надзорные органы;
4. публичность решений надзорных органов и санкции за их нарушения.
М. Киселев,
председатель Совета
по стандартам отчетности Фонда НСФО
План работы над новыми стандартами
В конце 2006 - начале 2007 года НСФО подготовит и вынесет на публичное обсуждение проекты следующих национальных стандартов отчетности:
СФО 1 "Представление финансовой отчетности";
СФО 7 "Отчеты о движении денежных средств";
СФО 8 "Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки";
СФО 10 "События после отчетной даты";
СФО 21 "Влияние изменения валютных курсов";
СФО 2 "Запасы";
СФО 16 "Основные средства";
СФО 38 "Нематериальные активы";
СФО 40 "Инвестиционная недвижимость";
СФО 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы".
Основные механизмы регулирования ОИСФО
Составитель | Аудитор | Надзорный орган | Пресса | Пользователь | Суд |
1. Внутрен- ний аудит/ внутренний контроль 2. Комитет по аудиту 3. Утверж- дение от- четности |
1. Надзор за ау- диторской дея- тельностью 2. Стандарты ау- дита 3. Независимость аудитора - огра- ничения по сопут- ствующим услугам 4. Ротация ауди- торской фирмы или аудиторского пар- тнера 5. Отчетность ау- дитора 6. Ответствен- ность аудитора |
1. Структура над- зорных органов 2. Назначение проверок (по соб- ственной инициа- тиве и/или на ос- нове поступивших жалоб) 3. Представление информации над- зорному органу налоговыми орга- нами |
1. Публичность решений над- зорного органа (репутационная санкция) |
1. Право жаловаться в надзорный орган 2. Самостоятельное обращение в суд за получением компен- сации ущерба от со- ставителя отчетнос- ти и аудитора |
1. Может потре- бовать коррек- тировки отчет- ности 2. Гражданско- правовая, адми- нистративная и уголовная от- ветственность |
"Консультант", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о законопроектах читайте в N 23 "Консультанта" за 2006 год (стр. 50). - Прим. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.