Особенности перехода участников рынка ценных бумаг на МСФО
Финансовая отчетность эмитента является одним из основных элементов, который подвергается анализу при оценке кредитоспособности компании, привлекательности ее ценных бумаг в качестве объекта инвестиций. Особое внимание уделяется надежности, доступности, понятности, сопоставимости и достоверности финансовой информации, раскрываемой компаниями в своей отчетности. Такими характеристиками обладает отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО).
Целью разработки МСФО является создание в общественных интересах единого комплекта высококачественных, понятных и практически реализуемых глобальных стандартов учета, которые требуют предоставления высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности и прочих финансовых отчетах для помощи участникам мировых рынков капитала и другим пользователям в принятии экономических решений. МСФО представляют собой международную систему общепринятых принципов бухгалтерского учета (International GAAP), которые широко применяются и используются в качестве основы подготовки финансовой отчетности во многих странах.
МСФО применяются в отношении публикуемой финансовой отчетности всех коммерческих предприятий. Они могут также применяться некоммерческими организациями, государственными предприятиями, организациями и учреждениями.
Подготовка отчетности по МСФО предусмотрена либо разрешена в 92 странах. В России отчетность по МСФО обязательна в банковском секторе.
Совет по МСФО оказывает существенное влияние на гармонизацию финансовой отчетности через сотрудничество с Международной организацией комиссий по ценным бумагам. В 2000 г. Международная организация комиссий по ценным бумагам одобрила применение Стандартов КМСФО 2000 при подготовке финансовой отчетности для целей листинга и купли-продажи на мировых фондовых рынках.
Это одобрение означает, что Международная организация комиссий по ценным бумагам рекомендует входящим в нее органам регулирования фондовых рынков разрешить компаниям, чьи акции котируются на фондовых биржах мира, применять МСФО при подготовке соответствующей финансовой отчетности (эта рекомендация не является обязательным требованием).
Основные преимущества применения МСФО состоят в следующем:
привлекается зарубежное финансирование;
повышается корпоративный имидж путем публикации более качественной финансовой информации;
усиливается финансовая прозрачность;
достигается сравнимость финансовой информации, подготовленной в разных странах;
растет степень известности компаний в среде конкурентов, покупателей и на финансовых рынках.
Вместе с тем переход на МСФО связан с рядом проблем.
1. Перевод информации в формат МСФО и обучение персонала правилам применения МСФО могут повлечь за собой значительные затраты.
2. Во многих странах не существует надежных механизмов контроля за соблюдением стандартов учета, что может вызвать недоверие к качеству предоставляемой финансовой отчетности. Доверие к отчетности может быть повышено путем использования услуг глобальной аудиторской фирмы.
3. МСФО не занимается регулированием учета в отдельных отраслях хозяйственной деятельности, по отношению к которым могут применяться национальные нормы, противоречащие требованиям стандартов.
4. МСФО не содержат развернутых норм относительно корпоративного управления или юридических принципов, вследствие чего могут возникнуть расхождения между МСФО и нормами национальных законодательств, обусловливающие необходимость модификации стандарта.
Российские стандарты отчетности декларируют превосходство формы над содержанием, в то время как основной целью МСФО является получение достоверной информации о состоянии компании, т.е. преобладание сущности над формой (без этого финансовая отчетность не обеспечит объективного представления осуществленных операций и прочих происшедших событий).
Таким образом, учет хозяйственных операций с применением МСФО осуществляется исходя из их экономической сути.
Что касается применения МСФО в России, то процесс перехода банковской сферы на МСФО начался с 1 января 2004 г. В отношении других секторов экономики в настоящее время законодательное регулирование в области МСФО отсутствует. В федеральном законодательстве сам термин МСФО не фигурирует. Среди членов Комитета по МСФО нет представителей нашей страны. Также не решен вопрос официального перевода МСФО на русский язык.
Приказом Минфина России от 1.07.04 г. N 180 одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, которая предусматривает обязательный переход до 2007 г. на МСФО общественно значимых хозяйствующих субъектов. К ним отнесены "хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: ОАО или иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги: финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации". Определение "другие организации" не расшифровано, т.е. к "другим" организациям могут быть отнесены практически любые.
Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 10.10.06 г. N 06-117/пз-н, ввело требование о необходимости раскрытия акционерными обществами, обязанными раскрывать бухгалтерскую отчетность, подготовленную по МСФО или US GAAP для иностранных инвесторов, также и российскими инвесторами.
Отметим, что разрабатывается проект закона "О консолидированной отчетности", который распространяется на компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже. При этом предоставлять консолидированную отчетность будут обязаны не только эмитенты, имеющие листинг на биржах. Первоначально предполагалось, что закон будет касаться только ОАО, но в последней редакции круг компаний расширился, в него вошли все коммерческие организации, выпускающие долговые и долевые ценные бумаги. Таким образом, все эти организации примут участие в обязательном переходе на МСФО.
Очевидно, что дальнейшее повышение прозрачности российских компаний во многом связано с введением законодательных требований по составлению и раскрытию финансовой отчетности по МСФО.
В заключение подчеркнем, что для решения указанных проблем необходимо внесение соответствующих изменений в действующее законодательство: Федеральные законы от 22.04.96 г. N 39-ФЗ (в ред. от 30.12.06 г.) "О рынке ценных бумаг" (в части раскрытия информации), от 21.11.96 г. N 129-ФЗ (в ред. от 3.11.06 г.) "О бухгалтерском учете" (в части введения требований к предоставлению отчетности по МСФО), от 26.12.95 г. N 208-ФЗ (в ред. от 27.07.06 г.) "Об акционерных обществах" (в части раскрытия информации акционерным обществом, расчета чистых активов и дивидендов на основе отчетности по МСФО). Также необходим обязательный аудит сводной отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО, что значительно повысит надежность и ценность представленной финансовой информации.
Введение новых правил должно сопровождаться созданием эффективной системы контроля качества, полноты и своевременности раскрываемой отчетности.
О. Новикова,
начальник отдела аудита бирж, внебюджетных фондов
и инвестиционных институтов аудиторско-консалтинговой
группы "АРНИ Polaris International"
"Финансовая газета", N 7, февраль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71