Комментарий к Федеральному закону от 04.11.2006 N 188-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе
Российской Федерации" и Федеральный закон "Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации"
Необходимость внесения изменений в Федеральные законы от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" возникла в связи с принятием Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Статьей 6 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусмотрено, что действие законодательства о водных биоресурсах распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
Вышеуказанным Федеральным законом предусмотрен иной порядок предоставления права пользования водными биоресурсами, а также иное регулирование осуществления промышленного рыболовства (промысла). В частности, Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определил новый механизм распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, введя предоставление водных биоресурсов в долгосрочное пользование, а также законодательно установил терминологию, применяемую в законодательстве о водных биоресурсах.
Поэтому сохранение в Федеральных законах "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" прежних норм стало вызывать юридические коллизии при предоставлении в пользование водных биоресурсов.
Проанализируем изменения, внесенные в вышеуказанные Федеральные законы Федеральным законом от 04.11.2006 N 188-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 188-ФЗ), который вступает в силу в феврале 2007 года (см. ст. 4 этого Закона).
* * *
Одной из причин внесения поправок в Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" была необходимость унификации терминов в законодательстве о водных биоресурсах.
Поэтому во многих статьях Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" слова "живые ресурсы" заменены согласно Закону N 188-ФЗ словами "водные биоресурсы", а словосочетания "минеральные и живые ресурсы" - "минеральные ресурсы и водные биоресурсы"; в Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" слова "живые ресурсы" также заменены словами "водные биоресурсы", а "живые или неживые ресурсы" стали именоваться "водными биоресурсами или неживыми ресурсами" (все замены вышеуказанных слов произведены в соответствующих падежах).
В связи с уточнением терминов напомним, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" водные биологические ресурсы (биоресурсы) - это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Отметим также, что в российском законодательстве термин "водные биологические ресурсы" применялся не только в Федеральном законе "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", но также и в Федеральном законе от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", а также в нормативно-правовых актах Правительства РФ. Кроме того, после принятия Конвенции о биологическом разнообразии в международном праве стал употребляться термин "биологические ресурсы"*(1).
* * *
Другие изменения, внесенные в Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", связаны с уточнением названий федеральных органов исполнительной власти.
Так, например, в прежней редакции ст. 8 "Особенности регулирования регионального геологического изучения континентального шельфа, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов" Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" было указано, что лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов выдаются федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, федеральным органом исполнительной власти в области оборонных отраслей промышленности с уведомлением федерального органа исполнительной власти в области безопасности, федерального органа исполнительной власти в области науки и технической политики, федерального органа исполнительной власти в области таможенного дела, федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
В новой редакции ст. 8 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" вместо длинного перечня конкретных федеральных органов исполнительной власти указано, что соответствующее согласование производится с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством РФ.
Аналогичные изменения внесены в следующие статьи Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации":
- в ст. 9 - в части порядка согласования выдачи разрешений на производство буровых работ;
- в ст. 22 - в части порядка согласования трассы прокладки подводных кабелей и трубопроводов;
- в ст. 24 - в части порядка согласования выдачи разрешений на проведение морских научных исследований;
- в ст. 34 - в части порядка согласования выдачи разрешений на захоронение отходов и других материалов.
Подобные изменения внесены в Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", в том числе:
- в ст. 12 - в части порядка предоставления в соответствующие органы материалов об объемах вылова, сроках, видах и районах промысла и других сведений;
- в ст. 18 - в части порядка согласования ежегодных планов проведения ресурсных исследований живых ресурсов;
- в ст. 20 - в части порядка выдачи разрешений на проведение исследований водных биоресурсов;
- в ст. 25 - в части порядка согласования изменений программ исследований;
- в ст. 26 - в части порядка решения вопроса о приостановлении либо прекращении соответствующих исследований.
Названные изменения в вышеперечисленные нормативно-правовые акты внесены в связи с проведением административной реформы. При этом сначала предлагалось указывать конкретные названия специально уполномоченных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", постановлениями Правительства РФ, регламентирующими вопросы соответствующих ведомств, а также согласно Федеральным законам "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Однако в связи с тем что проведение административной реформы еще не закончено и в некоторые из вышеуказанных нормативно-правовых актов продолжают вноситься изменения, признано целесообразным не указывать наименования конкретных федеральных органов исполнительной власти.
* * *
Рассмотрим положения ст. 10, 11, 12, 13 и 15 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и ст. 8, 9, 10 и 11 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", которые признаны утратившими силу в соответствии с Законом N 188-ФЗ.
Так, ст.10 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" определяла виды и порядок использования живых ресурсов. К этим видам относились:
- вылов живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и определения общего допустимого улова; для их воспроизводства и акклиматизации; в учебных и культурно-просветительских целях;
- разведка, промысел, товарное выращивание, искусственное воспроизводство, любительский и спортивный вылов живых ресурсов.
Кроме того, эта статья Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" предусматривала проведение регистрации видов использования живых ресурсов федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Этот же орган совместно с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов утверждал правила промысла и других видов использования живых ресурсов и общие допустимые уловы живых ресурсов, а по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области безопасности он определял районы и сроки промысла на континентальном шельфе для иностранных судов.
На основании ст. 10 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" приказом Минсельхоза России N 491 и МПР России N 654 от 29.09.2004 были утверждены Правила промысла и других видов использования камчатского краба в Баренцевом море. Напомним, что эти Правила не распространяются на любительский и спортивный вылов камчатского краба, кроме того, их действие в части ограничений применения орудий и способов лова, районов и сроков промысла камчатского краба, полового, размерного состава уловов не распространяется на вылов (добычу) в научно-исследовательских целях.
В связи с внесенными в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" изменениями вышеуказанный приказ Минсельхоза России и МПР России не может применяться с начала февраля 2007 года.
Поскольку ст. 10 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" утратила силу, читателям следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" граждане и юридические лица могут осуществлять следующие виды рыболовства: промышленное рыболовство, в том числе прибрежное рыболовство; рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях; рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; любительское и спортивное рыболовство; рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" виды и порядок использования живых ресурсов были приведены в ст. 8, которая содержала во многом схожие нормы по сравнению с рассмотренной выше ст. 10 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Кроме этого, в ст. 8 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" предусматривалось, что специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по безопасности и федеральный орган исполнительной власти по рыболовству ежеквартально должны были информировать специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу и федеральный орган исполнительной власти по налогообложению о результатах промысла живых ресурсов.
В связи с этим напомним, что 14 ноября 2000 года был принят совместный приказ ряда министерств и ведомств (в том числе Федеральной пограничной службы, МВД России, МИД России, МНС России, МПР России, Минфина России, Минэкономразвития России, ГТК России), которым было утверждено Положение о взаимодействии и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла. Данный приказ был принят в целях обеспечения охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла, а также реализации Федеральных законов "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
То, что ст. 8 "Виды и порядок использования живых ресурсов" Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" не будет применяться в 2007 году, не означает, что налоговые органы не будут иметь правовых оснований для получения необходимых сведений о результатах промысла для ведения соответствующей контрольной работы в отношении плательщиков сборов за пользование водными биоресурсами. УФНС России имеются необходимые возможности для ведения вышеуказанной работы, в том числе для получения каких-либо дополнительных сведений от других федеральных органов исполнительной власти путем прямых запросов или заключения новых соглашений о взаимодействии.
При этом следует отметить, что до настоящего времени еще не разрешена должным образом такая проблема, как сложность сопоставления фактического объема вылова и объема разрешенного вылова. Напомним, что в соответствии с главой 25.1 НК РФ сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее - сбор) вносится исходя из объема водных биоресурсов, указанных в разрешении, а не в зависимости от фактического объема улова. Эта норма была предложена разработчиками главы 25.1 НК РФ в связи со сложностями в осуществлении контроля за реальным объемом вылова. Собственно, поэтому и не был введен сбор за фактический улов.
Тем не менее эту проблему решать все равно надо. Один из способов - введение специальной отчетности, которая будет использоваться и для расчета налоговой базы. Основа для разработки такой отчетности имеется - это квартальная форма федерального государственного статистического наблюдения N 1-П (рыба) "Сведения об улове рыбы, добыче других водных биоресурсов и производстве рыбной продукции", которая существует уже несколько лет и постоянно совершенствуется. Так, постановлением Росстата от 22.03.2005 N 21 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росрыболовством статистического наблюдения за уловом рыбы, добычей других водных биоресурсов и производством рыбной продукции" утвержден обновленный вариант вышеуказанной квартальной формы, а постановлением Росстата от 30.03.2005 N 24 утвержден порядок ее заполнения и представления практически всеми плательщиками сбора: юридическими лицами всех форм собственности (включая малые предприятия в режиме сплошного наблюдения), их обособленными подразделениями, рыболовецкими артелями (колхозами), индивидуальными предпринимателями, а также хозяйствующими субъектами, с которыми заключены договоры о ведении совместной деятельности или договоры аренды. При этом в показатель "Улов рыбы и добыча других водных биоресурсов" включаются данные об улове всех видов рыб, беспозвоночных (ракообразных, моллюсков, иглокожих), водорослей, морских млекопитающих (китов, морского зверя), выловленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации, экономических (рыболовных) зонах зарубежных государств и открытых районах Мирового океана, во внутренних естественных водоемах, водохранилищах и прудах. По нашему мнению, нет каких-либо серьезных причин, препятствующих включению в эту форму дополнительных показателей для их использования в целях налогообложения.
* * *
Продолжим анализ положений утративших силу статей рассматриваемых законодательных актов.
Так, ст. 11 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" предоставлялось право на использование живых ресурсов физическим и юридическим лицам Российской Федерации, а также физическим и юридическим лицам иностранных государств, иностранным государствам и компетентным международным организациям. Преимущественное право на использование живых ресурсов имели представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов; население Севера и Дальнего Востока Российской Федерации в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации; российские заявители, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов.
Этой же статьей Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" было предусмотрено, что иностранные заявители могли использовать живые ресурсы в научных, промысловых и других целях только на основе международных договоров Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы, с соблюдением требований настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации.
Статья 9 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" содержала аналогичные положения.
В связи с тем что данные статьи законодательных актов утратили силу, читателям следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Согласно ст. 12 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации", которой устанавливались порядок и условия представления заявок на получение лицензий на промысел, российские и иностранные заявители представляли в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства заявки на получение лицензий на промысел, составленные соответственно на русском языке и на языке своей страны. Этот орган в месячный срок со дня получения заявки должен был информировать заявителя о месте, времени и порядке получения лицензии на промысел или уведомления об отказе в ее выдаче. Основаниями для отказа в выдаче лицензий на промысел могли быть:
- отсутствие выделенных лимитов и квот на вылов живых ресурсов;
- несоответствие содержания заявки на получение лицензий на промысел требованиям Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации";
- представление заявителем неверных сведений;
- непредставление заявителем доказательств или гарантий того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для проведения промысла;
- нарушения норм Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и международных договоров Российской Федерации, допущенные заявителем в предыдущий сезон;
- неуплата или несвоевременная уплата заявителем долговых обязательств, штрафа и возмещения ущерба, предъявленных ему ранее органами охраны.
Статья 10 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" содержала аналогичные положения. Кроме того, в ней имелась норма, согласно которой основанием для отказа в выдаче лицензии (разрешения) на промысел могли быть сведения соответствующего налогового органа о наличии задолженности по начисленным налогам, сборам и другим платежам в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды за прошедший календарный год.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" порядок оформления, выдачи, регистрации разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ.
Статья 13 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" устанавливала порядок и условия выдачи лицензий на промысел живых ресурсов. Эти лицензии выдавались российским и иностранным заявителям федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с уведомлением федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа исполнительной власти в области безопасности, федерального органа исполнительной власти в области таможенного дела и федерального органа исполнительной власти в области обороны. Статья 13 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" также предусматривала, что лицензии были действительны в течение календарного года в пределах установленного срока в указанных в них районах промысла на указанные виды живых ресурсов. На каждом судне, производящем промысел, должен был находиться подлинник лицензии на промысел живых ресурсов.
Статья 11 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" содержала аналогичные положения.
В связи с тем что данные статьи законодательных актов утратили силу, читателям следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" право пользования водными биоресурсами возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям, предусмотренным этим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 34 этого же Федерального закона разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов удостоверяет право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении:
1) промышленного рыболовства, в том числе прибрежного рыболовства;
2) рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;
3) рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
4) рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;
5) в иных предусмотренных этим Федеральным законом случаях.
Статьей 15 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" было установлено несколько оснований для прекращения промысла, в том числе:
- выбор заявителем установленной квоты;
- истечение срока действия лицензии на промысел;
- нарушение правил промысла повторно в течение календарного года или превышение установленных лимитов вылова живых ресурсов;
- невнесение в установленный срок сбора за пользование объектами животного мира и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, штрафов и сумм в возмещение ущерба;
- непредставление отчетных материалов по видам живых ресурсов, объемам вылова и районам промысла;
- снижение продуктивности и ухудшение качественного состава видов живых ресурсов, систематическое загрязнение вод, покрывающих континентальный шельф, по вине пользователя.
При несоблюдении положений этой статьи Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" заявитель оповещался по телеграфу об аннулировании лицензии на промысел и о прекращении промысла. Об аннулировании указанной лицензии уведомлялись федеральные органы исполнительной власти соответственно в области безопасности, таможенного дела, охраны окружающей среды, природных ресурсов, обороны.
Статья 13 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" содержала аналогичные положения. Так, в ней одним из оснований для прекращения промысла также являлась неуплата налогов, сборов и других платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды по представлению соответствующего налогового органа. Новая редакция ст. 13. Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации", введенная Законом N 188-ФЗ, содержит всего один абзац:
"Основания для прекращения рыболовства в исключительной экономической зоне определяются Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (см. ст. 37) предусмотрено, что действие разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов может быть приостановлено или такое разрешение может быть аннулировано до истечения установленного срока его действия федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также среды их обитания, в соответствии с основаниями прекращения права пользования водными биоресурсами. Порядок приостановления действия вышеуказанного разрешения и порядок его аннулирования устанавливаются Правительством РФ. Информация о приостановлении действия разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов или об аннулировании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов направляется в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.
Иными словами, непосредственно в Федеральном законе "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не содержится такой нормы для прекращения промысла, как невнесение в установленный срок либо неуплата налогов, сборов и других платежей.
* * *
Далее отметим, что Законом N 188-ФЗ оставлена без изменений ст. 40 "Платежи за пользование континентальным шельфом" Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации", в соответствии с которой российские граждане (в том числе индивидуальные предприниматели и юридические лица), иностранные граждане и иностранные юридические лица, осуществляющие пользование ресурсами континентального шельфа, уплачивают налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, в аналогичной ст. 34 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" заменены только отдельные слова, связанные с введением нового наименования биоресурсов.
Иными словами, в эти статьи рассматриваемых Федеральных законов, определяющие общий порядок уплаты налогов, сборов и других платежей на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, по сути, изменений не внесено.
Но, поскольку в нашем комментарии были специально выделены некоторые утратившие силу нормы, которые предусматривали возможность прекращения вылова (приостановления действия и отзыв лицензии) из-за проблем с уплатой налогов, может возникнуть следующий вопрос: не повлияют ли внесенные изменения на порядок определения плательщиков и на уплату сборов за пользование водными биоресурсами на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, учитывая, что эти вопросы в главе 25.1 НК РФ взаимосвязаны?
Действительно, ст. 333.1 главы 25.1 НК РФ установлено, что плательщиками сбора за пользование объектами водных биоресурсов являются организации и физические лица, получающие лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биоресурсов, в том числе во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Плательщики уплачивают разовый взнос при получении лицензии (разрешения), а регулярные взносы - в течение всего срока действия разрешительных документов (ст. 333.5 НК РФ). Таким образом, наличие вышеуказанных документов является основным фактором признания пользователя плательщиком сборов и далее служит необходимым условием для соблюдения порядка уплаты этих сборов.
Как уже указывалось выше, в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" для изъятия водных биоресурсов из среды их обитания необходимо наличие разрешения на добычу этих биоресурсов. Также вышеуказанным Федеральным законом было предусмотрено, что действие законодательства о водных биоресурсах распространяется в том числе на континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
Таким образом, исключение из Федеральных законов "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" статей о лицензировании не повлияет на порядок уплаты сборов за пользование водными биоресурсами на континентальном шельфе.
Может также показаться, что существенными причинами, которые окажут в 2007 году влияние на снижение общего размера поступления сборов, будет исключение из названных Федеральных законов норм, предусматривающих:
- отказ выдачи лицензий на промысел при неуплате или несвоевременной уплате заявителем долговых обязательств;
- прекращение промысла при невнесении в установленный срок налогов и других обязательных платежей, в том числе сборов за пользование объектами животного мира и водными биоресурсами.
Действительно, аналогичных норм в Федеральном законе "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не содержится, однако в ст. 39 этого Федерального закона предусмотрено, что при промышленном рыболовстве и других видах пользования водными биоресурсами составляется договор пользования рыбопромысловым участком, а в соответствии со ст. 40 в этом договоре указываются в том числе порядок, условия и сроки внесения платы за пользование рыбопромысловым участком.
Таким образом, вопросы правомерности осуществления вылова водных биоресурсов непосредственно и необходимость при этом своевременного исчисления и внесения налогов и сборов обеспечены соответствующими нормами НК РФ и Федеральных законов "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
* * *
В заключение отметим, что Законом N 188-ФЗ в Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" включены дополнительные статьи - ст. 13.1. "Рыболовство на континентальном шельфе" и ст. 11.1. "Осуществление рыболовства в исключительной экономической зоне" соответственно.
Согласно вышеуказанным статьям этих нормативных актов рыболовство на континентальном шельфе и в экономической зоне осуществляется российскими гражданами и юридическими лицами с рыбопромысловых судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов согласно Федеральным законам "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Включение новых статей в Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" также обусловлено необходимостью введения единого порядка предоставления в пользование водных биоресурсов.
В.В. Петрунин,
государственный советник Российской Федерации 3 класса
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В свою очередь, термины "живые организмы" и "живые ресурсы" применялись в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1