г. Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Седуновой И.Г.,
судей Потихониной Ж.Н., Безбородова Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лемяскиным Н.Ю.,
при участии:
от ФНС России: 1) Рукавицын С.В., представитель, доверенность N 37 от 23.11.2009 г.; 2) Сиянов И.В., представитель, доверенность N 13-45/15940 от 19.11.2009 г.;
от Конкурсного управляющего ОГУП "Орловское авиапредприятие" Кучерова В.В.: Ковалева Т.Н., представитель, доверенность б/н от 11.01.2010 г.;
от представителя собрания кредиторов ОГУП "Орловское авиапредприятие" Сиянова И.В.: Сиянов И.В.;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, надлежаще извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России в лице ИФНС России по Заводскому району г. Орла
на определение Арбитражного суда Орловской области от 15.03.2010 года
по делу N А48-1290/06-17б
о несостоятельности (банкротстве) Областного государственного унитарного предприятия "Орловское авиапредприятие,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий ОГУП "Орловское авиапредприятие" Кучеров В.В. обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением об утверждении предложенного конкурсным управляющим Положения о продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" посредством публичного предложения.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 15.03.2010 года заявление конкурсного управляющего удовлетворено: суд утвердил Положение о продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" посредством публичного предложения, представленное собранию кредиторов на утверждение 27 января 2010 года.
Не согласившись с вынесенным определением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФНС России в лице ИФНС России по Заводскому району г. Орла обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Орловской области от 15.03.2010 года отменить.
В судебном заседании представители ФНС России поддержали доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое определение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просили его отменить.
Представитель собрания кредиторов ОГУП "Орловское авиапредприятие" Сиянов И.В. с доводами апелляционной жалобы согласился.
Представитель конкурсного управляющего ОГУП "Орловское авиапредприятие" Кучерова В.В. с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, считая обжалуемое определение законным и обоснованным, по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Через канцелярию суда от ОАО "Орелэнергосбыт" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, от Орловского филиала ЗАО "Интер РАО ЕЭС" также поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Учитывая, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривались в отсутствие представителей, не явившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое определение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-1290/06-176 от 02.02.2007 года Областное государственное унитарное предприятие "Орловское авиапредприятие" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением суда от 16.05.2007 года конкурсным управляющим ОГУП "Орловское авиапредприятие" утвержден Кучеров В.В.
Конкурсный управляющий ОГУП "Орловское авиапредприятие" Кучеров В.В. принял в ведение имущество должника, провел его инвентаризацию, оценку имущества должника.
Для проведения оценки имущества должника конкурсным управляющим был привлечен независимый оценщик, которым были составлены письменные отчеты о результатах определения рыночной стоимости от 01.08.2008 года N 07-2-06/08; N 07-3-06/08., на данные отчеты ТУ Росимущества по Орловской области были выданы положительные заключения N 1921 от 07.08.2008 года.
Конкурсным управляющим на утверждение собранию кредиторов были предоставлены Предложения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие".
Собранием кредиторов от 29.08.-05.09.2008 года по утверждению Предложений о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" большинством голосов, которыми обладает уполномоченный орган, было принято решение об отложении рассмотрения данных предложений до оформления правоустанавливающих документов на объект недвижимости - "Удлинение взлетно-посадочной полосы" и проведения его оценки.
Во исполнение указанного решения собрания кредиторов конкурсным управляющим были проведены мероприятия по установлению прав на объект недвижимости - "Удлинение взлетно-посадочной полосы".
Решением арбитражного суда Орловской области по делу N А 48-3748/08-9 от 19.01.2009 года в удовлетворении исковых требований было отказано. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 года. решение оставлено без изменения. Постановлением ФАС Центрального округа от 19.06.2009г. решение первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения, кассационная жалоба ОГУП "Орловское авиапредприятие" без удовлетворения.
Собранием кредиторов ОГУП "Орловское авиапредприятие" от 25.12.2008 года большинством голосов, которыми обладает уполномоченный орган, было принято решение снять с повестки дня вопрос о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.
Впоследствии в связи с окончанием срока оценки имущества должника, независимым оценщиком - ООО "Инсайт Консалтинг" была произведена повторная оценка имущества должника, результаты которой представлены в отчетах о результатах определения рыночной стоимости недвижимого и движимого имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" от 27 марта 2009 года N 18-1-03/09 и N 18-2-03/09. По указанным отчетам получены положительные заключения Государственного финансового контрольного органа N 1283 от 17.04.2009 года.
Собранием кредиторов от 04.05.2009 года были утверждены предложения конкурсного управляющего ОГУП "Орловское авиапредприятие" о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника и конкурсный управляющий ОГУП "Орловское авиапредприятие" приступил к реализации имущества путем проведения открытых торгов в форме аукциона, с шагом на повышение.
Первые торги были назначены на 08.07.2009 года по начальной (стартовой) цене, приравненной к рыночной стоимости имущества, согласно отчетам независимого оценщика - 21 567 165, 90 рублей, с учетом НДС. Указанные торги не состоялись по причине отсутствия заявок от претендентов.
Повторные торги по продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятия", назначенные на 03.09.09 года, также были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок от претендентов. При этом начальная цена продажи имущества не изменялась.
В соответствии с Предложениями о продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятия" имущество, не проданное на вторых торгах, подлежало продаже на третьих торгах на тех же условиях, при этом начальная цена продажи имущества была снижена на 10% от первоначально определенной начальной цены продажи и составила - 19 410 449, 31 рублей, с учетом НДС.
Однако третьи торги, назначенные на 12.10.2009 года, также были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок от претендентов.
Как предусмотрено Предложениями о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника, утвержденными собранием кредиторов 04.05.2009 года, в случае если третьи торги по продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" признаны несостоявшимися, конкурсный управляющий реализует имущество путем публичного предложения, порядок продажи имущества по которому утверждается собранием кредиторов.
Конкурсный управляющий, руководствуясь указанными Предложениями, на собрании кредиторов 18.12.2009 года предложил рассмотреть вопрос об утверждении Положения о продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" посредством публичного предложения.
Однако собранием кредиторов от 18.12.2009 года большинством голосов, которыми обладает уполномоченный орган, предложенное конкурсным управляющим Положение о продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" посредством публичного предложения, не было утверждено.
При повторном рассмотрении собранием кредиторов, состоявшимся 27.01.2010 года, Положения о продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" посредством публичного предложения, уполномоченный орган также проголосовал против утверждения предложенного порядка реализации имущества должника.
При этом уполномоченный орган не представил своих предложений по реализации имущества должника.
Остальные кредиторы, присутствующие на собраниях (18.12.2009 года, 27.01.2010 года) голосовали за утверждение Положения о продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" посредством публичного предложения.
Ссылаясь на данные обстоятельства, конкурсный управляющий ОГУП "Орловское авиапредприятие" Кучеров В.В. обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением, в котором просил разрешить возникшие разногласия между собранием кредиторов и конкурсным управляющим и утвердить Положение о продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" посредством публичного предложения.
При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Утверждая предложенное конкурсным управляющим ОГУП "Орловское авиапредприятие" Положение о продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" посредством публичного предложения, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий имеет право распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий осуществляет в ходе конкурсного производства инвентаризацию и оценку имущества должника, для чего привлекает независимых оценщиков и иных специалистов.
Согласно статье 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.
Согласно статьям 12, 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсные кредиторы реализуют свое право в отношении Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества через участие в собрании кредиторов, которое утверждает либо не утверждает Положение.
В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов предложений порядок, сроки и условия продажи имущества должника не утверждены собранием кредиторов, собрание кредиторов или конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий. По итогам рассмотрения указанных разногласий арбитражный суд или утверждает порядок, сроки и условия продажи имущества, или освобождает конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей (п. 2 ст. 139 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 3 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов (комитету кредиторов) соответствующие предложения об изменениях порядка, сроков и условий продажи имущества должника для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 27.01.2010 года состоялось собрание кредиторов ОГУП "Орловское авиапредприятие", на котором конкурсным кредиторам и уполномоченному органу было предложено утвердить Положение о продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" посредством публичного предложения.
В соответствии с предложенным конкурсным управляющим порядком реализации имущества должника посредством публичного предложения, начальная цена продажи имущества должника посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на третьих торгах, а именно -19410449, 31 рублей, с учетом НДС.
В случае отсутствия в установленный срок заявки, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, производится понижение цены имущества каждые 10 календарных дней на 10 % от предыдущей установленной цены.
В указанные в информационном сообщении сроки Претендент может подать заявку, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода продажи имущества посредством публичного предложения. При снижении цены продажи имущества должника, она не может быть менее цены отсечения, указанной в Приложении N 2 к Положению, а именно - 5276497,83 рублей, с учетом НДС.
Как усматривается из материалов дела, при определении минимальной цены продажи имущества должника - цены отсечения конкурсный управляющий руководствовался определенной независимым оценщиком ООО "Инсайт Консалтинг" ликвидационной стоимостью (ценой отсечения) имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие", представленной в Отчетах N N 18-1.1-03/09; 18-2.1-03/09 от 12.11.2009 года.
При этом учитывалось то обстоятельство, что имущество должника неоднократно выставлялось на торги по рыночной стоимости, на третьих торгах по цене ниже рыночной на 10 % и все перечисленные торги были признаны несостоявшимися, по причине отсутствия заявок от претендентов.
Согласно пункту 7 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ начальная цена продажи предприятия может быть снижена на 10% начальной цены продажи предприятия, установленной собранием кредиторов или комитетом кредиторов, но не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.
Иной порядок снижения начальной цены продажи имущества законом о банкротстве не предусмотрен, собранием кредиторов не утверждался.
Из изложенного следует, что предприятие посредством публичного предложения не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.
Суд первой инстанции, принимая во внимание отсутствие законодательных запретов на снижение начальной цены продажи имущества должника посредством публичного предложения, пришел к правомерному выводу о необходимости утверждения Положения о продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" посредством публичного предложения в редакции предложенной конкурсным управляющим.
Как правильно указал суд первой инстанции, пункт 4 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции ФЗ от 30.12.2008 года N 296-ФЗ не может быть применен при рассмотрении настоящего дела, поскольку дело о банкротстве ОГУП "Орловское авиапредприятие" рассматривается по правилам Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в предыдущей редакции (без учета изменений), которая предусматривает детальный порядок продажи имущества должника посредством публичного предложения, в том числе порядок о снижении начальной цены.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 2 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и установленных обстоятельств суд первой инстанции, принимая во внимание увеличение сроков конкурсного производства в результате не достижения соглашения между уполномоченным органом и конкурсным управляющим по порядку продажи имущества должника и исходя из целей и задач конкурсного производства, направленных на соразмерное удовлетворение требований кредиторов, правомерно утвердил Положение о продаже имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" посредством публичного предложения, представленное конкурсным управляющим собранию кредиторов на утверждение 27 января 2010 года.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что утверждение цены на основании отчета об определении рыночной стоимости, с даты составления которого прошло более шести месяцев, а тем более на основании отчета об определении ликвидационной стоимости имущества должника неправомерно и противоречит статьям 110, 111, 130 и 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, независимым оценщиком - ООО "Инсайт Консалтинг" была произведена оценка имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие", результаты которой представлены в отчетах о результатах определения рыночной стоимости недвижимого и движимого имущества ОГУП "Орловское авиапредприятие" от 27 марта 2009 года N 18-1-03/09 и N 18-2-03/09. По указанным отчетам были получены положительные заключения Государственного финансового контрольного органа N 1283 от 17.04.2009 года.
Имущество должника неоднократно выставлялось на торги по рыночной стоимости (08.07.2009 года, 03.09.2009 года), на третьих торгах - по цене ниже рыночной на 10% (12.10.2009 года). Указанные торги были признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок от претендентов.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не предусматривает обязательности проведения повторной оценки.
Кроме того, исходя из анализа положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", оценка имущества носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах определение Арбитражного суда Орловской области от 15.03.2010 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Орловской области от 15.03.2010 года по делу N А48-1290/06-17б оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФНС России в лице ИФНС России по Заводскому району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
И.Г. Седунова |
Судьи |
Ж.Н. Потихонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1290/2006
Истец: Московский центр автоматизированного управления воздушным движением, ЗАО "ТЗК "Славнефть-Туношна", ГУ "Орловский обл. центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ЗАО "АЭРО-Нефто", ОАО "Орелоблгаз" в лице треста "Орелгоргаз", ОАО "ЦентрТелеком " в лице Орл. фил-ла, ООО "КДО АВИА ТУР", ООО "Орелрегионгаз", Орловский филиал ЗАО "Интер РАО ЕЭС", ООО "Тавиас", ОАО "Орелэнергосбыт", Орловское отделение N8595 СБ РФ, ГТК Россия, МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла", Профсоюзная организация Орловского авиапредприятия, ОАО "АК ЛИИ имени М. М. Громова", ГУ ОРО Фонда социального страхования РФ, ОАО "Центр производственно-диспетчерских услуг "Аэротранс"
Ответчик: Должники, ОГУП "Орловское авиапредприятие"
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2774/2010