город Ростов-на-Дону |
дело N А53-29140/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Золотухиной С.И., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошайло Е.А.,
при участии:
от заявителя: Гурбановой Л.М., паспорт серии 60 06 N 830037, выдан ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону 23.11.2006, доверенность от 10.07.2009 г. N 04-16/016929;
от заинтересованного лица: директора Чавкина А.В., паспорт серии 60 04 N 484296, выдан ОВД Первомайского района гор. Ростова-на-Дону 23.12.2003; представителя по доверенности от 11.01.2010 г. Оганезова Н.Р., паспорт 6001 N 865250, выдан ОВД Кировского района г. Ростова-на-Дону 28.09.2001 г.; представителя по доверенности от 03.03.2010 г. Бежановой З.Г., паспорт 6005 N 772081, выдан Вторым Отделом милиции УВД г. Новочеркасска 02.11.2006 г., Шулик М.П., паспорт серии 60 02 N 215451, выдан ОВД Октябрьского района гор. Ростова-на-Дону 19.02.2002, доверенность от 04.05.2010;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2010 г.
по делу N А53-29140/2009
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна"
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
принятое судьёй Сурмаляном Г.А.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно: за осуществление деятельности в месте, не указанном в приложении к лицензии.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2010 г. в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд пришел к выводу, что налоговым органом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, расположена касса букмекерской конторы ООО "Фортуна", где осуществляется прием, расчет и учет ставок, сумм выигрыша, подлежащих выплате. Суд указал, что согласно материалам дела в пункте приема платежей по указанному адресу не осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр, так как прием ставок производится по месту расположения аппаратно-технического комплекса (АТК) в центральном офисе букмекерской конторы. Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что места расположения пунктов приема платежей не являются местами осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и не подлежат указанию в приложении к лицензии в разделе мест осуществления деятельности, в связи с чем административным органом не доказано событие правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обжаловал решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, просит отменить решение суда, сославшись на то, что общество по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, осуществляет прием ставок букмекерской конторы, на первом этаже располагается нежилое помещение, состоящее из двух комнат, в которых осуществляется деятельность пункта приема ставок. Однако указанное место осуществления деятельности не зафиксировано в приложении к лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В отзыве на апелляционную жалобу общество сослалось на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, указав, что законодательство в сфере организации и проведении азартных игр не относится к законодательству о защите прав потребителей, поэтому к правонарушению подлежит применению двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности. Также общество сослалось на то, что протокол осмотра составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, протокол об административном правонарушении составлен за пределами сроков, установленный КоАП РФ, налоговый орган неправомерно ссылается на положения Закона N 244-ФЗ, поскольку его нормы не являются нормами, устанавливающими лицензионные требования и условия. Общество также ссылается на то, что в пункте приема платежей не осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр, так как прием ставок производится по месту расположения аппаратно-технического комплекса (АТК) в центральном офисе букмекерской конторы. Таким образом, общество полагает законным вывод суда первой инстанции о том, что места расположения пунктов приема платежей не являются местами осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и не подлежат указанию в приложении к лицензии в разделе мест осуществления деятельности, в связи с чем административным органом не доказано событие правонарушения. Кроме того, общество указывает, что пунктом 9 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и пунктом 3 статьи 12 ФЗ N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. на лицензионный контроль распространено действие Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в связи с чем ссылается на нарушения указанного Закона, допущенные налоговым органом при проверке.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснив, что факт совершения обществом административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ подтвержден материалами административного дела. Общество осуществляет деятельность по приему ставок букмекерской конторы. На стенах букмекерской конторы развешана информация о деятельности общества и результаты спортивных событий, указана информация о режиме работы букмекерской конторы, что отражено на фотографиях. 13.11.2009 инспекцией проведена проверка деятельности общества по соблюдению требований ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению. Азартных игр". Обособленное подразделение общества, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, в имеющейся у общества лицензии отсутствует. По данному факту 16.11.2009 инспекцией составлен протокол об административном правонарушении в присутствии директора. Осуществляя деятельность по приему платежей по вышеуказанному адресу, общество фактически осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр по месту, которое не указано в лицензии.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, пояснив, что согласно п. 21 Постановления Пленума N 10 отсутствует защита прав потребителей, поскольку защита прав потребителей признается только в судебном порядке. Ссылаются на судебную практику, согласно которой по данному спору предусмотрен двухмесячный срок привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем считали, что срок давности привлечения к административной ответственности нарушен. Указали, что срок давности необходимо исчислять с момента составления протокола осмотра - с 06.11.09. Полагали, что в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения. Кроме того, считали, что инспекцией нарушены все требования по проведению налоговым органом проверки ФЗ N294-ФЗ от 26.12.2008. В протоколах осмотра понятым не разъяснены законные права и обязанности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 13 ноября 2009 года сотрудниками налоговой инспекции на основании поручения N 13/11 от 13.11.2009 г. проведены мероприятия по контролю по вопросу соблюдения Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" при осуществлении деятельности ООО "Фортуна" в обособленном подразделении, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203.
В результате проведенной проверки выявлено, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, общество осуществляет деятельность по приему ставок букмекерской конторы. На 1-м этаже располагается нежилое помещение из 2-х комнат, в которых осуществляется деятельность пункта приема ставок букмекерской конторы общества. В указанном помещении находились посетители, на стенах развешена информация о деятельности общества и результаты спортивных событий, указана информация о режиме работы обособленного подразделения (пункт приема ставок) N 25 пр. Стачки, 203, г. Ростов-на-Дону.
ООО "Фортуна" выдана лицензия N 5 от 30.06.2009 г. на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. При этом в лицензии указаны следующие места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности: 1) г. Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна, д.64, оф.01; 2) г. Ростов-на-Дону, ул. 20 линия, д. 22, Литер Л.
Обособленное подразделение общества, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, в лицензии не указано.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе N 13/11-1 осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 13.11.2009 г., протоколе об административном правонарушении.
Полагая, что выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, 16.11.2009 г. специалистом 1 разряда Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 24 по Ростовской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 33 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируемого как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении были направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не доказан факт осуществления обществом по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, деятельности по организации и проведению азартных игр, поскольку данное обособленное подразделение не соответствует признакам кассы букмекерской конторы, где устанавливается специальное оборудование, позволяющее вести учет ставок и определять сумму выигрыша.
При этом суд правильно руководствовался следующим.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно подпункту 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 128-ФЗ лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах установлены пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 N 451 (далее - Положение).
Вместе с тем правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации устанавливаются Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах от 30.06.2009 г. N 5, выданную Федеральной налоговой службой Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" букмекерская контора - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.
Принцип работы букмекерских контор - сетевой, то есть у букмекерских контор имеется разветвленную сеть пунктов приема платежей на территории Российской Федерации. Каждый пункт приема платежей подлежит регистрации в УФНС по месту нахождения как филиал или обособленное подразделение в течение 30 дней с момента начала осуществления деятельности в нем.
Как следует из материалов дела, принцип работы пунктов приема платежей заключается в следующем. Клиент приходит в пункт приема платежей, знакомится с ассортиментом спортивных событий и коэффициентов на них и выражает сотруднику обособленного подразделения свою готовность заключить пари на выбранное им спортивное событие (он называет его сотруднику) на определенную сумму. Сотрудник пункта приема платежей при помощи компьютера передает эту информацию в центральный офис букмекерской конторы, где расположено специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш. Этим оборудованием является аппаратно-технический комплекс - АТК (серверы и установленное на них специализированное программное обеспечение). АТК, согласно лицензионным требованиям, имеет регистрационные свидетельства на специализированное программное обеспечение, выданное организацией, осуществляющей регистрацию. АТК получает информацию, отправленную с пункта приема платежей, производит все необходимые проверки и в случае успеха осуществляет операцию по приему ставки, учитывая ее в своей базе данных. Таким образом, прием ставки производится по месту расположения аппаратно-технического комплекса - в центральном офисе букмекерской конторы по адресу, указанному в лицензии (г.Ростов-на-Дону, ул. 20-я Линия, д. 22). После успешного приема ставки, АТК передает по каналам связи информацию на требуемый пункт приема платежей. Сотрудник пункта приема платежей получает от клиента денежное обеспечение ставки и распечатывает ему подтверждающий документ. Определение результата азартной игры (спортивного события), а также расчет и выплата выигрыша производится также в АТК, в центральном офисе. Информация же о результате передается аналогичным образом на пункт приема платежей.
Таким образом, из определения кассы букмекерской конторы как "части игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш" (пункт 19 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ), пункты приема платежей не осуществляют деятельность по организации и проведению азартных игр и не являются кассами букмекерской конторы.
Аналогичным образом согласно статье 364 Налогового Кодекса Российской Федерации кассой букмекерской конторы является "специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате". Учет ставок и определение суммы выигрыша производится в центральном офисе букмекерской компании - в кассе букмекерской конторы (где расположен АТК). На пункте приема платежей учета, расчета ставок не осуществляется. Таким образом, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, пункты приема платежей также не являются кассами букмекерской конторы.
В связи с изложенным пункты приема платежей не являются кассами букмекерской конторы, следовательно, не являются объектами налогообложения. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается касса букмекерской конторы, расположенной в центральном офисе (согласно определению кассы букмекерской конторы).
Кроме того, на пункте приема платежей не осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр, так как прием ставок производится по месту расположения АТК в центральном офисе букмекерской конторы. Таким образом, места расположения пунктов приема платежей не подлежат указанию в приложении к лицензии в разделе мест осуществления деятельности.
Как следует из материалов дела, в качестве противоправного деяния обществу вменено осуществление деятельности по приему ставок букмекерской конторы в месте (г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203), не указанном в лицензии в качестве мест нахождения и мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
При этом заявителем не учтено, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки,203 в соответствии с положением "Об обособленном подразделении N 25" расположен пункт приема платежей, прием ставок по указанному адресу не осуществляется. Пункт приема платежей - это внутреннее наименование, введенное в оборот предприятием для удобства обращения.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Во исполнение указанных норм налоговой инспекцией не представлено доказательств того, что обществом осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий предусмотренных лицензией.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что материалами дела не подтверждается факт наличия в действиях общества события вменяемого ему правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2010 г. по делу N А53-29140/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.И. Ткаченко |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29140/2009
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N24 по Ростовской области
Ответчик: Ответчики, ООО "ФОРТУНА"
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 17013/10
28.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17013/10
22.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17013/10
06.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17013/10
20.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А53-29140/2009
11.05.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1720/2010