г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от истца - не явился, извещен,
от ответчика - Тупикова М.В., доверенность от 28.12.2009 г. N 5800/1,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2010 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2010 года
по делу N А55-2954/2008 (судья Плотникова Н.Ю.),
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
третье лицо: Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара,
о признании права собственности Российской Федерации на лесные участки,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - истец, ТУ Росимущества по Самарской области) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к мэрии городского округа Тольятти (далее - ответчик, Мэрия) о признании права собственности Российской Федерации на лесные участки, относящиеся к категории защитности "городские леса":
- в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 5472 га;
- в кварталах 29-59 Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1727 га;
- в кварталах 29, 49, 50, 69-86 Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 843 га.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2008 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 г., в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.11.2008 г. судебные акты оставлены без изменения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2009 г. N 1831/09 отказано в передаче дела N А55-2954/2008 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора.
При этом в определении указано, что согласно пункту 5.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 14 оспариваемые в порядке надзора судебные акты могут быть пересмотрены в соответствии с п. 1 ст. 311 АПК РФ по вновь открывшимся обстоятельствам, если Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации определена практика применения норм действующего законодательства, в том числе и по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 г. N 16490/07 определил практику применения земельного и лесного законодательства относительно права федеральной собственности на земли лесного фонда.
Истец обратился в суд с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2008 г.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 29.05.2009 г. заявление ТУ Росимущества по Самарской области оставлено без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 г., оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.11.2009 г., определение Арбитражного суда Самарской области от 29.05.2009 г. отменено, заявление ТУ Росимущества по Самарской области о пересмотре вступившего в законную силу решения суда от 24.06.2008 г. по делу N А55-2954/2008 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Решением суда первой инстанции от 20.11.2009 г. решение Арбитражного суда Самарской области по настоящему делу от 24.06.2008 г. отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением суда от 21.12.2009 г. судом произведена замена третьего лица - Департамента лесного хозяйства Самарской области на Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
С учетом представленных истцом документов о переименовании (т. 4 л.д. 52-59) истцом по делу определено считать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2010 г. в удовлетворении иска ТУ Росимущества по Самарской области отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Податель апелляционной жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что отнесение спорных лесных участков к федеральной собственности в силу прямого указания закона неправомерно, поскольку закон такого положения не содержит. Статьей 19 Лесного кодекса РФ 1997 г. предусмотрено, что формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Вследствие того, что до настоящего времени такой закон не принят, городские леса продолжают оставаться в собственности Российской Федерации и подлежат учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд.
ТУ Росимущества по Самарской области также указывает, что согласно ст. 59 Лесного кодекса РФ 1997 г. и ст. 101 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 16.02.2006 г. N 160-ФЗ) отграничение земель лесного фонда от земель иных категорий осуществлялось на основании материалов лесоустройства. В соответствии с материалами лесоустройства, выполненными Поволжским, Западным и Центральным лесоустроительными предприятиями, утвержденными приказом Самарского управления лесами от 29.04.1997 г. N 56, в границах городских округов Самара, Тольятти, Новокуйбышевска и Кинеля находятся 18,365 тыс. га земель лесного фонда, относящихся к категории защитных лесов "городские леса". В силу ст. 23 Лесного кодекса РФ 2006 г. земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Следовательно, нахождение лесных участков в составе земель населенных пунктов в собственности Российской Федерации не противоречит действующему законодательству. Кроме того, согласно п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Постановление Правительства РФ в соответствии с лесным законодательством о переводе земель лесного фонда, относящихся к категории защитных лесов "городские леса", расположенных в границах городского округа Тольятти, в земли иных категорий не принималось. Таким образом, суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, а именно ст. 84 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 6, 8, 23 Лесного кодекса РФ.
Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции необоснованно установлено, что спорные лесные участки не могут быть объектами гражданского оборота, поскольку они не индивидуализированы в установленном законом порядке ввиду непредставления истцом выписки из лесного реестра. Из системного анализа ст. ст. 7, 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ, ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" следует, что индивидуализирующие характеристики лесных участков определяются именно в порядке ст. 69 Лесного кодекса РФ, а внесение уже данных сведений в государственный лесной реестр необходимо в обязательном порядке лишь при предоставлении лесных участков. Таким образом, судом были неправильно истолкованы вышеприведенные нормы лесного законодательства.
В судебном заседании представитель Мэрии, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу ТУ Росимущества по Самарской области - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Представители истца и третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Истец обратился с требованием о признании права собственности Российской Федерации на лесные участки, относящиеся к категории защитности "городские леса": в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 5472 га; в кварталах 29-59 Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1727 га; в кварталах 29, 49, 50, 69-86 Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 843 га.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что спорные лесные участки Ставропольского лесхоза входят в границы муниципального образования "Городской округ Тольятти".
Ссылка на п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ, согласно которого включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежит отклонению.
Доказательства включения в границы городского округа Тольятти территории, превышающей пределы существующей застройки, занятой спорными лесными участками, истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены.
Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статья 19 Лесного кодекса РФ 1997 г. предусматривала, что формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом, однако до настоящего времени такой закон не принят. В связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, отнесение спорных лесных участков к федеральной собственности в силу прямого указания закона неправомерно.
Учитывая отсутствие федерального закона, которым указанные земельные участки отнесены к федеральной собственности, право собственности на данные земельные участки могло быть приобретено Российской Федерацией только в результате разграничения государственной собственности.
Истец в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил доказательства разграничения государственной собственности в отношении спорных лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" или ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ст. 30.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Обосновывая принадлежность спорных лесных участков к лесному фонду, истец, руководствуясь ст. 59 Лесного кодекса 1997 г., ст. 101 Земельного кодекса РФ, ссылается на материалы лесоустройства, выполненные Поволжским, Западным и Центральным лесоустроительными предприятиями, утвержденные приказом Самарского управления лесами от 29.04.1997 г. N 56, в границах городских округов Самара, Тольятти, Новокуйбышевска и Кинеля находятся 18,365 тыс. га земель лесного фонда, относящихся к категории защитных лесов "городские леса".
Согласно п. 2 ст. 101 Земельного кодекса РФ границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Вместе с тем Федеральным законом от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" п. 2 ст. 101 Земельного кодекса РФ признан утратившим силу.
Кроме того, сам факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с ч. 1 ст. 67 и ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 г. N 10520/09, в котором определена практика соотношения правил Лесного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.
Таким образом, материалы лесоустройства не могут служить надлежащими доказательствами отнесения спорных лесных участков к землям лесного фонда и, как следствие, нахождение их в федеральной собственности.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 указанного Кодекса.
Статья 67 Лесного кодекса РФ устанавливает необходимость проведения лесоустройства, которое согласно ст. 68 Лесного кодекса РФ включает в себя (применительно к рассматриваемому иску) проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов).
Статья 69 Лесного кодекса РФ предусматривает проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
В силу ст. 91 Лесного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий ведут государственный лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном реестре содержится документированная информация, в том числе, как о составе земель лесного фонда, так и составе земель иных категорий, на которых расположены леса.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Статья 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) регламентирует особенности процедуры предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета до 1 января 2010 года.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (ч. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (ч. 3 Вводного закона).
Согласно ст. 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, из содержания ст. 92 Лесного кодекса РФ и ст.ст. 4.1, 4.4 Вводного закона следует, что государственному учету, результатом которого является внесение в государственный лесной реестр сведений, воспроизведенных в планах лесных участков, подлежат лесные участки в составе земель лесного фонда.
Суд первой инстанции неоднократно предлагал истцу представить надлежащие доказательства включения спорных лесных участков в состав лесного фонда. Однако определения суда истцом не исполнены: в нарушение ст. 65 АПК РФ выписки из государственного лесного реестра, планы лесных участков ТУ Росимущества по Самарской области не представлены.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные лесные участки не могут являться объектами гражданского оборота, поскольку они не индивидуализированы в установленном законом порядке.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2010 года по делу N А55-2954/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: Ф06-11704/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Ответчик: Ответчики, Мэрия городского округа Тольятти
Третье лицо: Третьи лица, Департамент лесного хозяйства Самарской области