г. Санкт-Петербург |
|
|
Дело N А56-70063/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Поповой Н.М., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиминой Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (регистрационный номер 13АП-3441/2010)
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2009
по делу N А56-70063/2009 (судья Филиппов А.Е.), принятое
по заявлению ЗАО "Интернешнл Пейпер"
к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
при участии Прокуратура Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от истца: Деревянко О.В. по доверенности N 221-1369 от 16.04.2010, Скворцов О.Ю. по доверенности N 221-1369 от 16.04.2010
от ответчика: Денисов В.В. по доверенности N 6 от 11.01.2010, Галиуллин А.М. по доверенности N 1191 от 02.06.2010, Кузьмин М.В. по доверенности N 85 от 18.01.2010
прокурора Хрипуна А.А. (служебное удостоверение N 066446)
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Интернешнл Пейпер" (далее также Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее также Администрация) об отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 47:02:01-01-002:0032, расположенного по адресу: 188991, Ленинградская область, г.Светогорск, ул.Спортивная, д.1. Заявитель просит обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав Общества путем принятия решения о предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:02:01-01-002:0032, расположенного по адресу: 199991, Ленинградская область, г.Светогорск, ул.Спортивная, д.1, площадью 12600 кв.м. в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка N 01/08-15407 от 17.12.2008; совершения всех иных действий, необходимых для предоставления указанного земельного участка в собственность Общества, в том числе подготовки и направления Обществу проекта договора купли-продажи указанного земельного участка. Свои требования заявитель основывает на статье 36 Земельного кодекса РФ с учетом положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001 (в редакции Федерального закона N 93-ФЗ от 08.05.2009).
Решением от 30.12.2009 требования Общества удовлетворены, установлен двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу для принятия решения о предоставлении Обществу в собственность за плату спорного земельного участка и направления заявителю проекта договора купли-продажи.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой на решение суда, в которой в обоснование своих доводов о нарушении судом норм материального и процессуального права ссылается на следующие обстоятельства.
Заявление Администрации об отводе судьи Филиппова А.Е. рассмотрено лицом, не имевшим права его рассматривать, следовательно, заявление об отводе не рассмотрено по существу.
Податель жалобы полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований Общества, поскольку не подлежат приватизации земельные участки, которые полностью или частично заняты территориями общего пользования. На спорном земельном участке находится сквер, который относится к территориям общего пользования.
В заявлении Общество никоим образом не обосновало необходимость предоставления ему в собственность земельного участка, по площади значительно превосходящего земельный участок, занятый гостиницей "Светогорск".
Заявитель, ссылаясь на часть 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ, указывает на то, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Администрация указывает, что заявитель является юридическим лицом со 100% иностранным капиталом, единственным акционером которого является юридическое лицо, зарегистрированное в Нидерландах, в то время как вся территория г. Светогорска находится не только в приграничной зоне, но и в пограничной зоне.
Общество с отзыве на апелляционную жалобу выразило свое согласие с обжалуемым решением.
В судебном заседании прокурор обратился с заявлением в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ о рассмотрении дела с участием прокурора.
Определением от 29.04.2010 заявление прокурора удовлетворено.
В судебном заседании Администрация отказалась от поданного при обращении с апелляционной жалобой ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве 3-го лица Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской.
При рассмотрении апелляционной жалобы апелляционным судом исследован вопрос о наличии безусловных оснований для отмены оспариваемого судебного акта, в качестве которых заявитель указывает рассмотрение спора незаконным составом суда.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателем арбитражного суда, заместителем председателя арбитражного суда, заместителем председателя или председателем судебного состава.
Заявление об отводе судьи Филиппова А.Е. было рассмотрено первым заместителем председателем Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Хохловым Д.В.
Таким образом, нарушений статьи 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрение заявления об отводе апелляционным судом не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не установил оснований для рассмотрения спора по правилам, установленным для суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав пояснения участвующих в деле лиц в судебном заседании, апелляционный суд установил несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, что является основанием для отмены оспариваемого решения.
По существу спора апелляционным судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Интернешнл Пейпер" является собственником объекта недвижимости - пятиэтажного гостиничного комплекса "Светогорск", площадью 4867,9 кв.м., инв. N 5131, лит. А, этажность - 5, условный номер 47-01-5/2000-2491, расположенного по адресу Ленинградская область, Выборгский район, г.Светогорск, ул.Спортивная, д.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.05.2009 (т.1 л.д. 74).
ЗАО "Интернешнл Пейпер" было образовано в результате изменения типа акционерного общества и фирменного наименования ОАО "Светогорск". В свою очередь последнее является правопреемником прав и обязанностей государственного предприятия "Производственное объединения "Светогорск" (пункт 1.1. Устава Общества, т.1 л.д. 60).
Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 29.07.1998 N 463-рг "О предоставлении акционерному обществу "Светогорск" и обществу с ограниченной ответственностью "Светогорск Тишью" земельных участков в Выборгском районе" было принято решение о предоставлении из земель, ранее находившихся в бессрочном (постоянном) пользовании производственного объединения "Светогорск", 207,52 гектара земли в аренду сроком на 49 лет, в том числе: ОАО "Светогорск" в границах города Светогорска под промышленными и социальными объектами по фактическому пользованию 177,67 га земли, из них: под промышленными объектами 176,26 га (древесно-биржевое производство 28,29 га, водонасосная станция 2,57 га, промышленная площадка целлюлозно-бумажного производства 136,55 га, биржа круглого леса 8,85 га); под социальными объектами 1,41 га (гостиница "Светогорск" 1,26 га, сауна 0,15 га).
На основании указанного Распоряжения между Правительством Ленинградской области в лице Губернатора Ленинградской области (арендодатель) и ОАО "Светогорск" (арендатор) 26.08.1998 был заключен договор аренды земельного участка (т.1 л.д. 10), по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду сроком на 49 лет участок земли под промышленными объектами, расположенный в городе Светогорск Выборгского района Ленинградской области, ул.Заводская, 17, общей площадью 176,26 га (участок 1), участок земли, расположенный в городе Светогорске Выборгского района Ленинградской области, ул.Конторовича, 29, общей площадью 0,15 га (участок 2), и участок земли, расположенный в городе Светогорске Выборгского района Ленинградской области по адресу ул.Спортивная, 1, общей площадью 1,26 га (участок 3).
08.07.2009 Администрацией в адрес Общества было направлено письмо исх. N 1983, содержащее отказ в предоставлении указанного выше земельного участка в собственность, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с иском о признании незаконным решения, а также об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предоставлении заявителю в собственность указанного земельного участка в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка N 01/08-15407 от 17.12.2008 и совершения всех иных действий, необходимых для предоставления земельного участка в собственность заявителя, в том числе подготовки и направлении заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка.
Как следует из статьи 36 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Истцом в нарушение указанной нормы права не были представлены кадастровые паспорта на земельные участки, сформированные с целью выкупа. Данный факт подтверждается письмом управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области от 24.05.2010 N 1296, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 47:02:01-01-002:0032, имеет "временный" статус кадастровых сведений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 47:02:01-01-002:0032 был сформирован для целей аренды, в соответствии с Распоряжением Губернатора Ленинградской области N 463-рг от 29.07.1998.
Таким образом, истцом не был представлен надлежаще оформленный кадастровый паспорт на земельный участок для целей выкупа, что является нарушением статьи 36 Земельного кодекса РФ и самостоятельным основанием для отказа в предоставлении заявителю в собственность указанного земельного участка.
Апелляционный суд считает обоснованными доводы подателя жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок значительно превосходит по площади участок, необходимый для использование под объектом недвижимости.
Из представленных в материалы дела документов следует, что заявителем был указан для целей выкупа земельный участок площадью 12600 кв.м.
Поскольку, как было указано выше, земельный участок для целей выкупа не был сформирован надлежащим образом, площадь земельного участка под объектом недвижимости определена не была. Вместе с тем, в силу статьи 33 Земельного кодекса РФ и статьи 552 Гражданского кодекса РФ заявителю необходимо было обосновать необходимую для использования площадь земельного участка.
Предельные размеры земельных участков определяются в соответствии с градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ).
На момент постройки гостиничного комплекса (1986-1989) с учетом СНиП П-60-75 (табл.32), размер земельного участка из расчета 30 кв.м. на 1 место при вместимости от 100-500 мест составил 6300 кв.м.
Вместимость гостиницы в настоящее время составляет 198 мест. С учетом СНиП 2.07.01-89 площадь земельного участка составит 5940 кв.м.
Таким образом, площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь территории, занимаемой принадлежащим ЗАО "Интернешнл Пейпер" на праве собственности объектом недвижимости.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решении и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным является совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что рассматривая такие дела, судам надлежит оценить доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка.
Рассмотрев возражения Администрации о невозможности предоставления заявителю земельного участка в испрашиваемом 12600 кв.м размере, апелляционный суд пришел к выводу о правомерности этих возражений, поскольку испрашиваемый земельный участок превышает площадь, которая занята объектами недвижимости заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ площадь земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ, то есть необходимо руководствоваться нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта. Противоположное толкование ведет к тому, что, злоупотребляя положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ, можно без аукциона приобрести в собственность участок, размер которого многократно превышает площадь недвижимости и размер земли, необходимый для ее эксплуатации, исключительное право на приобретение участка, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса РФ, должно распространяться на экономически обоснованный размер участка в соответствии с нормами статьи 33 Земельного кодекса РФ.
Заявителем не было доказано право приобретения в собственность земельного участка в заявленном размере, поскольку он не представил надлежащих доказательств в подтверждение соответствия площади земельного участка, на который он претендует, установленным действующим законодательством нормам отвода земель для конкретного вида деятельности, в частности для использования под гостиничный комплекс.
Апелляционный суд считает обоснованными доводы подателя жалобы о том, что согласно части 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В силу части 5 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков в собственность иностранным лицам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях" коммерческая организация с иностранными инвестициями - это коммерческая организация, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли (вклада) в уставном капитале указанной организации. В соответствии с пунктом 6 статьи 4 названного Закона российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора.
ЗАО "Интернешнл Пейпер" - юридическое лицо со 100% иностранным капиталом, единственным акционером которой является юридическое лицо, зарегистрированное в Нидерландах.
На основании статьи 16 Федерального закона "О государственной границе", Приказа ФСБ России от 02.06.2006 N 239 "О пределах пограничной зоны на территории Ленинградской области" (в редакции Приказа ФСБ России от 05.05.2007 N222), пограничная зона, прилегающая к государственной границе Российской Федерации с Финляндской Республикой, Эстонской Республикой, морскому побережью Российской Федерации, установлена в пределах полосы местности до рубежа, проходящего в муниципальном образовании Выборгский район Ленинградской области, исключая железнодорожное полотно, железнодорожные станции и переезды на участке "Пукиниеми-Каменногорск" Октябрьской железной дороги, населенные пункты Зайцево, Бородинское, Боровинка, Каменногорск, городское поселение Выборг, включая населенные пункты Липовка, Возрождение, Гвардейское, Красный холм, Пальцево, Селезнево, Отрадное.
Приграничной территорией в силу статьи 3 Федерального закона "О государственной границе" является, в числе прочих, и территория административного района, прилегающая к государственной границе.
С учетом изложенного вся территория г.Светогорска находится не только на пограничной территории, но и в пограничной зоне.
Поскольку вся территория г.Светогорска находится в пограничной зоне, а пункт 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ не допускает обладание на праве собственности земельными участками на приграничных территориях иностранными юридическими лицами, заявителю со 100% долей иностранного капитала в уставном капитале земельный участок в собственность предоставлен быть не может.
Следовательно, по заявленным основаниям требования ЗАО "Интренейшнл Пейпер" удовлетворению не подлежат.
В силу вышеизложенного апелляционная жалоба Администрации подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с ЗАО "Интренейшнл Пейпер" в доход федерального бюджета ввиду удовлетворения жалобы Администрации, освобожденной от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.09 отменить. Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления ЗАО "Интернешнл Пейпер" отказать.
Взыскать с ЗАО "Интернешнл Пейпер" в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-70063/2009
Истец: ЗАО "Интернешнл Пейпер"
Ответчик: Ответчики, Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
Третье лицо: Третьи лица, Прокуратура Ленинградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17508/10
11.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17508/10
17.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17508/10
16.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17508/10
13.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17508/10
08.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9444/2010
09.06.2010 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3441/2010