Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2010 г. N 07АП-6778/08
г. Томск |
Дело N 07АП-6778/08 (8) |
|
N А67-4774/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 октября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Емашовой Л.Н.,
судей: Логачева К.Д., Усенко Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Усенко Н.А.,
при участии:
от уполномоченного органа: Соколовой В.А., доверенность от 26.10.2009, удостоверение УР N 643350, Николаевой О.В., доверенность от 18.11.2009, удостоверение УР N 644257
от конкурсного управляющего: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ОАО "Ролтом" Петрущенкова Ю.М.
на определение Арбитражного суда Томской области от 29.07.2010 (судья Иванов О.А.)
по делу N А67-4774/08
о признании ОАО "Ролтом" несостоятельным (банкротом),
(заявление ФНС России о включении в реестр требований кредиторов ОАО "Ролтом" требования в размере 12 794 991, 81 руб.)
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба в лице представителя - Инспекции ФНС России по г.Томску (далее - ИФНС России по г. Томску, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о включении задолженности по уплате капитализируемых платежей в размере 12 794 991,81 руб. в реестр требований кредиторов Открытого акционерного общества "Ролтом" (далее - ОАО "Ролтом", должник).
Определением Арбитражного суда Томской области от 29.07.2010 требования уполномоченного органа признаны обоснованными и включены в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, конкурсный управляющий ОАО "Ролтом" Петрущенков Ю.М. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований уполномоченного органа. Конкурсный управляющий ссылается на нарушения судом первой инстанции нормы материального и процессуального права. ФНС России не обладает правом заявлять требования по капитализируемым платежам, таким правом обладает Фонд социального страхования России, в связи с чем, требования уполномоченного органа неправомерно включены в реестр требований кредиторов должника. Кроме того, судом не дана правовая оценка факту несоблюдения процедуры, порядка расчета, возникновения капитализированных платежей.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить определение Арбитражного суда Томской области от 29.07.2010 без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего без удовлетворения.
Представители уполномоченного органа апелляционную жалобу не признали по основаниям, изложенным в отзыве, считают судебный акт суда первой инстанции законным и обоснованным.
Конкурсный управляющий, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося конкурсного управляющего.
Выслушав представителей уполномоченного органа, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.10.2008 в Арбитражный суд Томской области от ОАО "Ролтом" поступило заявление о признании несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Томской области от 08.10.2008 в отношении ОАО "Ролтом" введена процедура банкротства - наблюдение.
Определением Арбитражного суда Томской области от 31.10.2008 временным управляющим ОАО "Ролтом" утвержден Петрущенков Ю.М.
Решением Арбитражного суда Томской области от 10.09.2009 ОАО "Ролтом", признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Ролтом" возложено на временного управляющего Петрущенкова Ю.М.
Определением Арбитражного суда Томской области от 09.10.2009 конкурсным управляющим ОАО "Ролтом" утвержден Петрущенков Ю.М.
ИФНС России по г.Томску обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о включении задолженности по уплате капитализируемых платежей в размере 12 794 991,81руб. в реестр требований кредиторов должника.
В пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве предоставлено право кредиторам предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного производства. Требование направляется кредитором в арбитражный суд и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию в силу закона по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Из материалов дела усматривается, что сообщение об открытии конкурсного производства в отношении ОАО "Ролтом" опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 26.09.2009 N 179.
Уполномоченным органом заявление о включении задолженности в реестр требований кредиторов должника подано 23.10.2009, что подтверждается отметкой на заявлении. Таким образом, срок на подачу требования не пропущен.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Законом.
Установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства, как следует из пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.
Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном страховании) установлено, что при ликвидации страхователя - юридического лица, в том числе в связи с его банкротством, он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В силу пунктов 4, 5 Порядка ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. Рассчитанный размер капитализируемых платежей согласовывается ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) со страховщиком в 2-недельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому страхователю.
Уполномоченным органом в обоснование заявленного требования представлен расчет размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве), приказы о назначении застрахованным лицам ежемесячных страховых выплат, акты о несчастном случае на производстве, акты расследования профессионального заболевания, справки-расчеты сумм ежемесячных страховых выплат, выписки из актов освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы, справки о суммах заработка.
Указанными документами подтверждается, что заявленная ФНС России сумма задолженности представляет собой капитализируемые платежи, которые ОАО "Ролтом" обязано внести как страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для последующего обеспечения лиц, застрахованных по обязательному социальному страхованию.
Расчет размера капитализируемых платежей выполнен в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001г. N 72. Лица, указанные в данном расчете, имеют право на получение денежных сумм по обязательному социальному страхованию в качестве застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о правильности представленного отчета.
В соответствии с пунктом 6 Порядка внесение капитализируемых платежей осуществляется ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по месту регистрации страхователя путем их перечисления в установленном порядке на счет страховщика. Сроки перечисления капитализированных платежей определяются ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по согласованию со страховщиком.
Из материалов дела следует, что должником не представлено доказательств перечисления денежных средств на счет страховщика. Конкурсным управляющим не оспорен факт неперечисления денежных сумм и наличия задолженности.
Фонд социального страхования Российской Федерации, представляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей таким лицам и выплаты фонду капитализированной суммы (статья 23 Закона об обязательном страховании).
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663) Федеральная налоговая службы России в настоящее время является единственным государственным органом, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
На основании изложенного ИФНС России по г.Томску в рамках предоставленных ей полномочий правомерно обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по капитализированным платежам.
Доводы конкурсного управляющего о том, что правом предъявления требований обладает Фонд социального страхования России, являются несостоятельными и отклоняются судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с рекомендациями, изложенными в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве", требование по выплате капитализированных платежей предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой, в то время как до вступления этих изменений в силу оно предъявлялось и представлялось в деле о банкротстве самим Фондом.
Ссылка конкурсного управляющего на несоблюдение процедуры, нарушение порядка расчета, вследствие чего обязательства по уплате капитализируемых платежей у ОАО "Ролтом" не возникло, является несостоятельной.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обязанность по расчету размера капитализируемых платежей возложена на конкурсного управляющего. Возникновение этой обязанности связано с неполучением каких-либо данных от страховщика.
Кроме того, как предусмотрено пунктом 2 Порядка уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляется страховщику по месту регистрации страхователя ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим в 10-дневный срок с даты их назначения.
Доводы конкурсного управляющего о необоснованности требований по выплате капитализируемых платежей Яновской Г.П. основаны на неправильном толковании норм права.
Пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве установлено, что состав и размер обязательства следует определять на дату открытия конкурсного производства в отношении ОАО "Ролтом", то есть на 14.09.2009.
Справкой о смерти N 546 от 25.05.2010 подтверждается, что на указанную дату Яновская Г.П. была жива. Расчет капитализируемых платежей правомерно выполнен с учетом сумм, приходящихся на Яновскую Г.П. Законодательство не содержит правовых норм, предусматривающих возможность уменьшения размера капитализируемых платежей в случае последующей смерти застрахованного лица.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что требование Федеральной налоговой службы в размере 12 794 991,81 руб. является обоснованным и подлежит включению в реестр требований кредиторов ОАО "Ролтом" с очередностью удовлетворения в составе третьей очереди.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого определения.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Томской области от 29.07.2010 по делу N А67-4774/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Емашова Л.Н. |
Судьи |
Логачев К.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4774/08
Заявитель: ОАО "РОЛТОМ"
Иные лица: ФНС России в лице ИФНС России по г.Томску, Петрущенков Ю М
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6778/08
21.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7936/09
26.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7936/09
15.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6778/08
15.07.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6778/08
15.06.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7936/09
15.12.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6778/08
21.11.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6778/08