г. Киров |
|
|
Дело N А28-10597/2009 |
(резолютивная часть).
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Лобастова М.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2010,
рассмотрел апелляционную жалобу Патрушева Евгения Александровича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2009
по делу N А28-10597/2009, принятое судом в составе судьи Едоминой С.А.
по заявлению Патрушева Евгения Александровича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Мастер Хим",
о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации.
УСТАНОВИЛ:
Патрушев Евгений Александрович (далее - заявитель, Патрушев Е.А.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция, ИФНС России по г. Кирову), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения от 01.07.2009 N 5295 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (далее - решение от 01.07.2009 N 5295), решения от 01.07.2009 N 5294 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, возложении на ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию указанных изменений, взыскании с регистрирующего органа судебных расходов в сумме 8200 рублей (расходы, связанные с уплатой государственной пошлины и оплатой услуг представителя).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мастер Хим" (далее - третье лицо, Общество, ООО "Мастер Хим").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Патрушев Е.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права, что выразилось в ошибочном истолковании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации), статей 26, 27, 29, 45, 333.16, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, неприменении подпункта 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации. Патрушев Е.А. просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
ООО "Мастер Хим" в заявлении от 13.01.2010 выражает согласие с требованиями заявителя, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
ИФНС России по г. Кирову в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.02.2008 осуществлена государственная регистрация ООО "Мастер Хим" в качестве юридического лица (л. д. 21, 48).
24.06.2009 решением учредителя Общества Пашкина А.Г. Патрушев Е.А. с 24.06.2009 назначен директором ООО "Мастер Хим" (л. д. 15). В этот же день по договору купли-продажи Патрушев Е.А. приобрел у Пашкина А.Г. долю в уставном капитале Общества в размере 100%. Патрушевым Е.А. внесены изменения в устав ООО "Мастер Хим", связанные с составом участников Общества и видами его деятельности (л. д. 16-18, 45).
24.06.2009 Патрушев Е.А. обратился в ИФНС России по г. Кирову с заявлением по формам Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Мастер Хим" (далее - заявление по форме N Р13001, заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы) и заявлением по форме Р14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений в сведения об Обществе, не связанных с внесением изменений в его учредительные документы (далее - заявление по форме N Р14001, заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице). Вместе с указанными заявлениями в регистрирующий орган были представлены устав ООО "Мастер Хим", решение о внесении изменений в учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины (квитанция) от 22.06.2009, протокол общего собрания участников юридического лица, решение учредителя Общества Пашкина А.Г., договор купли-продажи доли от 24.06.2009 (л. д. 28-45). 01.07.2009 Инспекция приняла решение N 5295 об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы Общества в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, и решение N 5294 об отказе во внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. Последнее мотивировано тем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения, внесенные в учредительные документы Общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а поскольку решением от 01.07.2009 в государственной регистрации изменений учредительных документов, касающихся состава учредителей, отказано, внесение изменений по форме Р14001 без представления документов в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации, не представляется возможным (л. д. 26, 27). Не согласившись с указанными решениями, Патрушев Е.А. обжаловал их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя выводу о том, что оспариваемые решения соответствуют законодательству и являются обоснованными, в удовлетворении заявленных требований отказал.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Спорные правоотношения между заявителем и Инспекцией возникли в момент обращения Патрушев Е.А. в налоговый орган с заявлениями о государственной регистрации (24.06.2009). Следовательно, в силу статьи 1 Закона о регистрации, статьи 1 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закона об обществах), статей 3, 4 Гражданского кодекса Российской Федерации данные нормативные акты подлежат применению в редакции, действующей до 01.07.2009. В соответствии с подпунктом "д" пункта 1, пунктом 5 статьи 5 Закона о регистрации государственный реестр содержит, в том числе сведения об учредителях (участниках) юридического лица. Юридическое лицо обязано в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в государственном реестре, сообщить об этом в регистрирующий орган. В случае, если изменение сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI данного закона.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Формы заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению".
Пунктом 2 статьи 18 Закона о регистрации установлено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесе ния в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 данного закона.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 9 Закона о регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом.
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации предусматривае т отказ в государственной регистрации при непредставлении определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражд анские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Согласно пункту 1 статьи 11, статьям 12, 13 Закона об обществах учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества. Устав общества должен содержать сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества. Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества. Изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации. Изменения, внесенные в учредительные документы общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
В соответствии со статьей 39 Закона об обществах в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.
В силу статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 40 Закона об обществах лицо, не являющееся единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью, не вправе действовать без доверенности от имени данного общества.
В соответствии со статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями главы четвертой Кодекса следует, что обязанность по уплате налога исполняется налогоплательщиком как самостоятельно, так и через представителя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.01.2004 N 41-О, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что от имени общества с ограниченной ответственностью государственную пошлину за государственную регистрацию может заплатить его представитель, действующий в силу закона либо на основании доверенности. При этом в платежном документе должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого юридического лица. В случае изменения состава учас тников общество с ограниченной ответственностью обязано обратиться в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р13001 и представить изменения в учредительные документы. Без осуществления государственной регистрации изменений в учредительные документы, изменения, касающиеся состава участников общества, не будут соответствовать сведениям и документам, содержащимся в государственном реестре. Следовательно, внесение в ЕГРЮЛ изменений в сведения об участниках общества (на основании заявления по форме N Р14001) непосредственно связано с фактом государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (на основании заявления по форме N Р13001), и не может быть осуществлено без регистрации таких изменений.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в квитанции об уплате государственной пошлины от 22.06.2009, представленной в регистрирующий орган, плательщиком является Патрушев Е.А. (л. д. 40), выступающий как физическое лицо с указанием адреса места регистрации физического лица, а не места нахождения Общества. Сведений о том, что Патрушев Е.А. при оплате государственной пошлины выступает от имени ООО "Мастер Хим" указанная квитанция не содержит. Документы, подтверждающие, что на момент уплаты государственной пошлины (22.06.2009) Патрушев Е.А. имел право действовать от имени Общества, в регистрирующий орган не подавались. В графе квитанции "наименование платежа" указано "госпошлина за регистрацию изменений в учредительные документы ООО "Мастер Хим". Но решение о внесении изменений в устав Общества, за государственной регистрацией которых заявитель обратился в ИФНС России по г. Кирову, принято Патрушевым Е.А.
24.06.2009. Доказательства, указывающие на то, что по квитанции от 22.06.2009 уплачена государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы Общества 24.06.2009, не представлены. При таких обстоятельствах квитанция об уплате государственной пошлины от 22.06.2009 не может являться доказательством уплаты ООО "Мастер Хим" государственной пошлины за регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы Общества 24.06.2009. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за регистрацию вышеназванных изменений лицом, уполномоченным действовать от имени ООО "Мастер Хим", и за счет средств Общества, в регистрирующий орган не представлялись, что противоречит пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации и в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации изменений, внесенных в учред ительные документы юридического лица.
С учетом изложенного решение от 01.07.2009 N 5295 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Мастер Хим", в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату Обществом государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, принято в соответствии с действующим законодательством, прав и законных интересов Общества не нарушает. При наличии данного отказа основания для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, отсутствуют.
Следовательно, решение от 01.07.2009 N 5294 соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что 22.06.2009 между Пашкиным А.Г. и Патрушевым Е.А. заключен договор о намерениях продажи 100% доли в уставном капитале Общества Патрушеву Е. А., в связи с чем ООО "Мастер Хим" имело объективную возможность произвести оплату госпошлины 22.06.2009; Патрушев Е. А. на момент оплаты государственной пошлины являлся сотрудником Общества и 18.05.2009 ему была выдана доверенность для представления интересов ООО "Мастер Хим"; государственная пошлина уплачена заявителем за счет средств Общества, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку указанные сведения в регистрирующий орган не представлялись и, следовательно, не могли быть оценены регистрирующим органом при вынесении обжалуемых решений.
Утверждения заявителя о том, что подача документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением по форме N Р14001 законодательством не предусмотрено; на государственную регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица предоставляются только документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации; в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию изменений в учредительные документы уплачивается плательщиками до подачи заявлений и (или) иных документов на регистрацию; факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет на то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств, судом апелляционной инстанции не принимаются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
Ссылка Патрушева Е. А. на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что вышеназванная квитанция не содержит информацию об уплате государственной пошлины от имени ООО "Мастер Хим" представителем Общества, судом апелляционной инстанции не может быть принята за основу, как не подтверждаемая материалами дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Согласно квитанции от 08.11.2009 Патрушев Е.А. уплатил государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 100 руб.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда физическое лицо уплачивает государственную пошлину в размере 50 рублей.
Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 50 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2009 по делу N А28-10597/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Патрушева Евгения Александровича - без удовлетворения.
Возвратить Патрушеву Евгению Александровичу из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции от 08.11.2009 государственную пошлину в размере 50 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10597/2009
Истец: Патрушев Евгений Александрович
Ответчик: Ответчики, ИФНС России по Кировской области
Третье лицо: Третьи лица, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову, ООО "Мастер Хим", представитель Патрушева Е.А. - Рассохина Наталья Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2010 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5753/2009