г. Киров |
|
|
Дело N А29-1587/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Наймушина А.Л. по удостоверению N 107814,
ответчика - Осипова А.А. по доверенности от 23.12.2009 N 203/9,
рассмотрев апелляционную жалобу и.о. Сыктывкарского транспортного прокурора
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2010
по делу N А29-1587/2010, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,
по заявлению и.о. Сыктывкарского транспортного прокурора
к федеральному государственному унитарному предприятию "Комиавиатранс"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
и.о. Сыктывкарского транспортного прокурора (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Комиавиатранс" (далее - ответчик, Предприятие, ФГУП "Комиавиатранс"), к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 30.03.2010 в удовлетворении данного требования отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит решение от 30.03.2010 отменить. Заявитель указывает, что Предприятие осуществляет деятельность по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта - участка транспортирования нефтепродуктов железнодорожным транспортом, а также деятельность по разгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте, то есть два самостоятельных вида деятельности. Из статьи 5, подпунктов 28, 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) следует, что на деятельность по разгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте требуется отдельная лицензия. Данный вид деятельности не охватывается лицензией на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов. На момент выдачи ответчику такой лицензии перечень работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывоопасных объектов, установлен не был (Постановление Правительства от 04.06.2002 N 328). Прокурор считает неверными доводы суда о том, что деятельность ответчика о разгрузке опасных грузов является частью производственного процесса и производится для собственных нужд Предприятия, поскольку названная деятельность связана с извлечением прибыли от оказания услуг по заправке воздушных судов авиаГСМ, и включена в состав тарифа за обеспечение авиационным топливом.
ФГУП "Комиавиатранс" просит оставить решение суда от 30.03.2010 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте входит в работы по авиатопливообеспечению, то есть отдельным видом деятельности не является. Уставом Предприятия такая деятельность также не предусмотрена. По мнению ответчика, предпринимательской, в смысле статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является деятельность по авиатопливообеспечению воздушных судов, то есть определенный комплекс действий, а не каждый составляющий ее элемент. Следовательно, получение отдельной лицензии на непредусмотренный уставом вид деятельности не требуется.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проверки ФГУП "Комиавиатранс" на предмет исполнения законодательства о лицензировании Сыктывкарской транспортной прокуратурой было установлено, что срок действия имеющейся у ответчика лицензии серии ПРД N 1101084 на право осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам не железно-дорожном транспорте истек 20.01.2010. Данная лицензия не была продлена в связи с тем, что при проведении проверки на предмет возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий комиссия пришла к выводу об отсутствии у Предприятия возможности их выполнения. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются ФГУП "Комиавиатранс" без привлечения каких-либо сторонних организаций. За период с 20.01.2010 по 08.02.2010 Предприятие получило 84 вагона нефтепродуктов. Установленный им тариф на обеспечение заправки воздушного судна авиационным топливом составляет 1490 руб. за тонну без НДС и включает расходы на осуществление разгрузочной деятельности (32,2 руб. за тонну без НДС).
Придя к выводу о наличии в действиях ФГУП "Комиавиатранс" по разгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте без лицензии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, Прокурор 26.02.2010 в присутствии законного представителя ответчика вынес постановление о возбуждении в отношении Предприятия производства об административном правонарушении.
В связи с этим Прокурор обратился Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении ФГУП "Комиавиатранс" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении данного требования, суд первой инстанции исходил из того, что требование законодательства о необходимости иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте распространяется на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых такая деятельность является основной. Прокурором не представлено доказательств того, что Предприятие при осуществлении своей деятельности получает прибыль непосредственно от такой услуги как погрузочно-разгрузочная деятельность с опасными грузами. Производимые ответчиком разгрузочные работы с ГСМ, квалифицированные Прокурором как подлежащая лицензированию деятельность, не являются отдельным видом деятельности ФГУП "Комиавиатранс", они представляют собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса, то есть является составной частью осуществляемой ответчиком деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и оказанию услуги по обеспечению воздушного судна авиаГСМ. Конечной услугой, оказываемой в целях получения прибыли, является в данном случае авиатопливное обслуживание воздушных судов. Данный вывод подтверждается содержанием устава Предприятия, которым такой вид деятельности, как погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, не предусмотрен. Кроме того, ФГУП "Комиавиатранс" имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов. К работам и услугам, выполняемым при эксплуатации врзывопожароопасных объектов, относятся, в том числе, получение, использование, переработка, хранение, транспортирование, уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Приложение к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 599), то есть и те работы, выполнение которых без лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, ставится в вину Предприятию. Таким образом, Прокурор не доказал факт совершения ответчиком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и ответчика, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно статье 2 Закона N 128-ФЗ лицензируемым является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Законом.
В силу подпункта 70 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ и Положения о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
На основании статей 1 и 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит, в том числе, из железнодорожного транспорта необщего пользования, к которому относятся железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасный груз определен как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Правилами безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными МЧС России 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС России 25.11.1996 N ЦМ-407, различные виды топлива, в том числе топливо дл реактивных двигателей, отнесены к опасным грузам.
На основании пункта 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Гостехнадзора России от 16.08.1994 N 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.
Из названных норм права следует, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте возможна лишь при наличии лицензии на осуществление данной деятельности независимо от того, имеет ли лицо, осуществляющее такую деятельность, лицензии на иные виды деятельности, и осуществляет ли такое лицо погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в составе иной деятельности либо в качестве самостоятельной.
Поэтому отсутствие среди видов деятельности ФГУП "Комиавиатранс", перечисленных в пункте 2.2 Устава (л.д. 17 - 33), погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и наличие у него лицензии на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта (л.д. 54) не освобождает его от получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность в части опасных грузов на железнодорожном транспорте.
Факт осуществления Предприятием указанной деятельности без специального разрешения (лицензии) в период, указанный Прокурором в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 26.02.2010, а именно: с 20.01.2010 по 08.02.2010, подтверждается материалами дела (л.д. 7 - 8, 12 - 13, 35).
Включение ответчиком затрат на выполнение разгрузочных работ в тариф за обеспечение авиаГСМ в аэропорту г. Сыктывкара (л.д. 39) свидетельствует, что рассматриваемая деятельность направлена на реализацию услуг по авиатопливному обслуживанию воздушных судов, то есть на получение прибыли. Данный вывод подтверждается тем, что при расчете тарифа учтена рентабельность соответствующих услуг (3104,1 руб.), в том числе и разгрузочных работ (67 руб.).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии необходимости в получении Предприятием лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не соответствует действующему законодательству.
Наличие обстоятельств, создающих непреодолимые препятствия для получения ответчиком такой лицензии, не установлено.
Таким образом, действия ФГУП "Комиавиатранс" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Установленный КоАП РФ порядок производства по делу об административном правонарушении заявителем соблюден.
Однако требования Прокурора о привлечении Предприятия к административной ответственности не могут быть удовлетворены, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела апелляционным судом истек установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокурора - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 202, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2010 по делу N А29-1587/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. Сыктывкарского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1587/2010
Истец: и.о. Сыктывкарского транспортного прокурора
Ответчик: Ответчики, ФГУП Комиавиатранс
Третье лицо: Третьи лица