г. Киров |
|
|
Дело N А82-15538/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Губиной Л.В., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Поляшовой Т.М.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Рекламная группа "Дрим"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.12.2009
по делу N А82-15538/2009-36, принятое судом в составе судьи Систеровой Н.А.,
по иску Департамента социально-экономического развития города мэрии г.Ярославля
к обществу с ограниченной ответственностью Рекламная группа "Дрим"
о расторжении договора и демонтаже рекламной конструкции,
УСТАНОВИЛ:
Департамент социально-экономического развития города мэрии г. Ярославля (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Рекламная группа "Дрим" (далее - ответчик, заявитель, Общество) о расторжении договора N 0281/08-Р от 15.02.2008 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте N 2.098.2.0797, находящуюся по адресу: г.Ярославль, пр.Машиностроителей, 75м от пересечения с ул.С.Орджоникидзе, справа при движении в центр (далее - рекламная конструкция) и обязании ответчика демонтировать рекламную конструкцию с приведением земельного участка в первоначальное состояние с выполнением благоустройства территории.
Предъявленные истцом требования основаны на статьях 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 19 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
Ответчик исковые требования считает необоснованными.
Решением от 24.12.2009 суд первой инстанции расторг договор N 0281/08-Р от 15.02.2008, а также обязал ответчика произвести демонтаж рекламной конструкции, установленной на рекламном месте N 2.098.2.0797 и привести земельный участок в первоначальное состояние с выполнением благоустройства.
Ответчик с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.12.2009 отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя, рекламная конструкция на указанном месте находится на законных условиях. Считает, что Департамент умышленно не выдает новое разрешение. Указывает, что отсутствие разрешения на установку рекламной конструкции не является основанием для расторжения договора. Заявитель считает, что единственным основанием для возникновения гражданско-правовых отношений, складывающихся по поводу использования чужого недвижимого имущества для размещения средств наружной рекламы, является договор. Разрешение лишь акт, оформляющий отношения административно-правового характера. Условие договора о его получении не является существенным. Кроме того, в апелляционной жалобе заявитель указывает на процессуальные нарушения, а именно, на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3, статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствии представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.02.2008 между сторонами заключен договор N 0281/08-Р (с учетом дополнительного соглашения N 390/08 от 29.09.2008), по условиям которого Департамент предоставил обществу городское рекламное место N 2.098.2.0797 и обязался осуществлять контроль за размещением, эксплуатацией, техническим и эстетическим состоянием рекламной конструкции (пункт 2.1.2. договора).
Общество, в свою очередь, обязалось использовать рекламное место и эксплуатировать рекламную конструкцию в строгом соответствии с утвержденным проектом и разрешительной документацией (пункты 2.2.2., 2.2.3. договора).
В силу пункта 2.2.8 ответчик обязался выполнять требования Департамента, связанные с устранением нарушений, возникающих при установке, эксплуатации и демонтаже рекламных конструкций.
В соответствии с пунктом 5.2 договора в случае установки рекламной конструкции не в соответствии с заявленным проектом, установки рекламной конструкции иного типа, аннулирования, признания недействительным или окончания срока действия разрешения на установку рекламной конструкции рекламная конструкция в установленной порядке может быть демонтирована. При этом рекламораспространитель обязан возместить расходы на демонтаж и хранение рекламной конструкции.
Пунктом 5.3 Договора предусмотрена обязанность ответчика демонтировать или перенести Рекламную конструкцию по требованию Истца, если такая необходимость связана с градостроительной деятельностью, строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, дорожным строительством, вопросами организации движения транспорта и другими условиями.
При демонтаже рекламной конструкции Общество приняло на себя обязанность привести за свой счет в первоначальное состояние земельный участок, поверхность здания, сооружения с выполнением благоустройства с использованием аналогичных материалов и технологий (пункт 2.2.13. договора).
Согласно разделу 7 договора срок его действия сторонами определен с 15.02.2008 по 14.02.2013.
26.11.2009 муниципальным учреждением "Агентство по рекламе и праздничному оформлению города" произведено обследование городского рекламного места N 2.098.2.0797 и составлен акт, согласно которому разрешение на установку рекламной конструкции отсутствует, владелец рекламного средства ООО Рекламная группа "Дрим".
Поскольку рекламная конструкция размещена и эксплуатировалась Обществом без необходимого разрешения, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции договор N 0281/08-Р от 15.02.2008 сторонами в установленном законом порядке не оспорен и не признан недействительным.
Пунктами 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5 ответчик обязался произвести установку рекламной конструкции в течение года со дня заключения договора, а также использовать рекламное место и эксплуатировать рекламную конструкцию в строгом соответствии с разрешительной документацией.
Пунктом 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения не допускается (пункт 10 статьи 19 Закона о рекламе). Тем не менее, ответчик установил рекламную конструкцию на указанном в договоре рекламном месте без наличия установленного законом разрешения. Доказательств обратного заявитель не представил.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на нарушение истцом порядка расторжения договора, установленного статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик использовал рекламное место и эксплуатировал рекламную конструкцию без разрешения уполномоченного органа, что не соответствует требованиям пункта 10 статьи 19 Закона о рекламе и, соответственно, является существенным нарушением ответчиком условий заключенного договора (пункты 2.2.2, 2.2.3, 2.2.7 договора).
В силу пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
О намерении расторгнуть договор и демонтировать рекламную конструкцию истец уведомил ответчика заказным письмом с уведомлением от 07.08.2009 N 2517/02-20, направленным ответчику по адресу: г.Ярославль, ул.Флотская, д.1/18. Указанное почтовое отправление получено ответчиком согласно почтовому уведомлению 12.08.2009. Фактическое нахождение Общества по адресу, указанному в письме, заявителем не оспаривается.
Исковое заявление принято к производству 28.09.2009.
Таким образом, истцом до принятия искового заявления к производству был соблюден порядок расторжения договора, предусмотренный статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в частности защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц, а также укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Продолжение существующих правоотношений сторон на согласованных в договоре условиях не может быть продолжено, поскольку ответчиком не выполнены требования статьи 19 Закона о рекламе.
Учитывая в совокупности установленные судом первой инстанции обстоятельства данного дела, представленные сторонами доказательства, законодательно установленные требования статьи 19 Закона о рекламе, а также отсутствие реальной возможности для продолжения экономических правоотношений между сторонами в рамках заключенного договора (разрешение отсутствует, действия Департамента не обжалованы и не признаны незаконными), апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены и признаются несостоятельными, поскольку не влияют на правильность вынесенного решения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.12.2009 по делу N А82-15538/2009-36 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Рекламная группа "Дрим" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15538/2009
Истец: Департамент социально-экономического развития города мэрии г. Ярославля
Ответчик: Ответчики, Рекламная группа "Дрим"
Третье лицо: Третьи лица