г. Владимир |
|
"29" января 2010 г. |
Дело N А79-11905/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2010.
Полный текст постановления изготовлен 29.01.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Урлекова В.Н.,
судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гавриловой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.10.2009
по делу N А79-11905/2009, принятое судьей Бойко О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственности "Эксперт"
о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 17.09.2009 N 04-09/286 о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители:
От Межрегионального управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (уведомление N 41898);
от ООО "Эксперт" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (уведомление N 41899).
Первый арбитражный апелляционный суд
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эксперт" (далее -ООО "Эксперт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) от 17.09.2009 N 04-09/286 о привлечении к административной ответственности по стать 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000руб.
В обоснование своего заявления указало, что при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям совершенное им правонарушение в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является малозначительным.
Управление с доводами общества не согласилось, ссылаясь на законность оспариваемого постановления.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.10.2009 заявленные требования удовлетворены. Постановление управления от 17.09.2009 N 04-09/286 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
Податель апелляционной жалобы считает неприменимой к рассматриваемым правоотношениям категории малозначительности.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.07.2009 должностным лицом Управления проведена проверка по соблюдению ООО "Эксперт" требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В ходе проверки установлено, что в нарушение положений статьи 7 указанного Закона и постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом" Обществом не соблюдены сроки направления правил внутреннего контроля на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного в статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило протокол об административном правонарушении от 04.09.2009 N 04-09/286, рассмотрев который, руководитель Управления принял постановление от 17.09.2009 N 04-09/286 о привлечении ООО "Эксперт" к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Чувашской Республики посчитал совершенное ООО "Эксперт" правонарушение малозначительным и на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободил общество от административной ответственности.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 5 и пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества), обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Как усматривается из материалов дела, государственная регистрация ООО "Эксперт" осуществлена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Чувашской Республике 07.10.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 21 N 001980573 (л.д.11).
Таким образом, Правила внутреннего контроля должны были быть разработаны руководителем общества не позднее 07.11.2008 и направлены на согласование в Управление в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения, то есть не позднее 13.11.2008. Однако Правила внутреннего контроля, разработанные и утвержденные руководителем общества 27.10.2008, направлены на согласование в Управление 17.11.2008, то есть с нарушение установленного законодательством срока на 4 дня.
Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля является административным правонарушением, ответственность за которое установлена в статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц- от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
При таких данных Арбитражный суд Чувашской Республики правомерно усмотрел в действиях ООО "Эксперт" признаки состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившиеся в неисполнении обществом соответствующего законодательства в части организации внутреннего контроля.
При этом суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что допущенное обществом нарушение срока постановки на учет в уполномоченном органе к числу административных правонарушений, перечисленных в диспозиции статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не относится, и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не образует.
Порядок привлечения общества к административной ответственности Управлением соблюден.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Приняв во внимание такие обстоятельства, как признание вины, совершение правонарушения впервые, незначительная (4 дня) просрочка в направлении Управлению Правил внутреннего контроля, а также оперативное устранение выявленного нарушения, Арбитражный суд Чувашской Республики, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о малозначительности совершенного ООО "Эксперт" правонарушения.
Правовых оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения апелляционной суд не усматривает.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба Управления подлежит отклонению.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.10.2009 по делу N А79-11905/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11905/2009
Истец: ООО "Эксперт" г. Канаш, ООО "Эксперт"
Ответчик: Ответчики, Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5721/2009