г. Томск |
Дело N 07АП-6160/09 (4) |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Ждановой Л.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Колупаевой Л.А.
при участии:
от заявителя: Голобородовой Е.Ю. - по доверенности от 11.01.2010 года,
от заинтересованных лиц:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области: Пальяновой С.С. - по доверенности от 21.12.2009 года,
от Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.08.2010 года
по делу N А27-5405/2009-6 (судья Потапов А.Л.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь"
о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Кемеровской области от 30.06.2009 года по делу N А27-5405/2009-6
по заявлению Открытого акционерного общества "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" (далее по тексту - ОАО "ОУК "Южкузбассуголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Кемеровской области от 30.06.2009 года по делу N А27-5405/2009-6 в части эпизода, связанного с доначислением Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, апеллянт) налога на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ) за 2005-2006 годы работникам организации на сумму компенсационных выплат за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно, начисления соответствующей суммы пени и привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.08.2010 года заявление ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" удовлетворено и решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.06.2009 года по делу N А27-5405/2009-6 отменено в части эпизода, связанного с доначислением НДФЛ за 2005-2006 годы работникам организации на сумму доплат за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно, начисления по данному эпизоду соответствующей суммы пени и привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 03.08.2010 года, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества в связи с нарушением норм материального права, в том числе по следующим основаниям:
- постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.01.2010 N 10280/09 по делу N А27-13916/2008-6 не является вновь открывшимся обстоятельством, поскольку его резолютивная часть была известна Обществу при рассмотрении кассационной жалобы;
- в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.01.2010 N 10280/09 отсутствует прямое указание на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами;
- по делам N А27-5405/2009-6 и N А27-13916/2008-6 имеются различные фактические обстоятельства дела.
Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" в отзыве (поступил в суд 27.09.2010 г.) возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (далее по тексту - УФНС по Кемеровской области) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители Общества и Инспекции в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Представитель УФНС по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФНС по Кемеровской области.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Общества и Инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.06.2009 года по итогам рассмотрения дела N А27-5405/2009-6 заявленные Обществом требования удовлетворены в части.
Согласно данному решению оспариваемые Обществом решение Инспекции N 18 от 29.12.2008 года и решение УФНС по Кемеровской области от 17.03.2009 N 124 признаны недействительными как несоответствующие нормам НК РФ, в части по следующим эпизодам:
- доначисления единого социального налога, соответствующих сумм пени, привлечения к штрафу, доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также соответствующих сумм пени за налоговые периоды 2005, 2006 годы по эпизоду правильности исчисления налогов по единовременной компенсации из расчета 20 % среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности;
- предложения налоговому агенту ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" исчислить, удержать и перечислить налог с доходов полученной иностранной организацией от источников в Российской Федерации, доначисления соответствующих сумм пени и штрафа, а также привлечения Общества к штрафу по статье 126 НК РФ по данному эпизоду;
- привлечения Общества к штрафу по пункту 3 статьи 122 НК РФ в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (эпизод по п. 2.2.2 решения Инспекции);
- предложения удержать и перечислить в бюджет суммы НДФЛ, оплаченной за питание работников в гостинице за налоговые периоды 2005, 2006 года, соответствующих сумм пени и налоговых санкций по статье 123 НК РФ (эпизоды по п. 5.2.11, 5.3.11 решения Инспекции);
- предложения удержать и перечислить в бюджет суммы НДФЛ, доначисления соответствующих сумм пени и налоговых санкций с суммы выданных в подотчет и необоснованно списанных с подотчета денежных средств (эпизод по п. 5.2.23, п. 5.3.22 решения Инспекции).
В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 года, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.02.2010 года, решение суда первой инстанции отменено только в части возвращения Обществу из федерального бюджета уплаченной им при обращении в суд государственной пошлины. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2010 N ВАС-4197/10 в передаче дела N А27-5405/2009-6 Арбитражного суда Кемеровской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора судебных актов по делу отказано.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Определении от 24.06.2010 N ВАС-4197/10 по эпизоду доначисления НДФЛ работникам общества на суммы компенсационных выплат за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно указала, что заявитель не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о пересмотре оспариваемых судебных актов в указанной части по вновь открывшимся обстоятельствам.
ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" обратилось с заявлением о пересмотре решения от 30.06.2009 года Арбитражного суда Кемеровской области по вновь открывшимся обстоятельствам.
Удовлетворяя заявление Общества о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Кемеровской области от 30.06.2009 года по делу N А27-5405/2009-6 в части эпизода, связанного с доначислением НДФЛ за 2005-2006 годы работникам организации на сумму доплат за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно, начисления по данному эпизоду соответствующей суммы пени и привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 309 АПК РФ арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены главой 37 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 311 АПК РФ основаниями пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
В соответствии с пунктом 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 года "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 года N 14) судебный акт, оспариваемый в порядке надзора и основанный на положениях законодательства, практика применения которых определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, может быть пересмотрен в соответствии с пунктом 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по вновь открывшимся обстоятельствам.
При этом в абзаце 2 пункта 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 17 предусмотрено, что установив данные обстоятельства при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором указывает на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Формирование Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правовой позиции не является основанием пересмотра дел, по которым утрачена возможность обращения с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Из содержания приведенных норм следует, что по вновь открывшимся обстоятельствам может быть пересмотрен судебный акт, оспоренный заявителем в порядке надзора и основанный на положениях законодательства, практика применения которых была определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации после принятия оспариваемого судебного акта. Именно установление двух названных условий является основанием для отказа в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с тем чтобы оспариваемый судебный акт мог быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам принявшим его судом и этим судом повторно проверен на соответствие правовой позиции, сформулированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.01.2010 N 1-П указал, что толкование положений статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данное в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14, корреспондирует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации относительно юридической силы его постановлений и определений, в которых выявляется конституционно-правовой смысл тех или иных нормативных положений. Соответственно, и для арбитражных судов не исключается возможность пересмотра, в том числе по вновь открывшимся обстоятельствам, судебных актов, основанных на норме, которой ранее в ходе применения в конкретном деле было придано истолкование, расходящееся с ее правовым смыслом, выявленным впоследствии Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Как вытекает из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также допускает в таких случаях пересмотр вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда (притом, как следует из правоприменительной практики арбитражных судов, независимо от его реального исполнения) по вновь открывшимся обстоятельствам.
Согласно выявленного конституционно-правового смысла положений пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 АПК РФ в их истолковании Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, данном в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14, в системе действующего правового регулирования пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам - как направленные на обеспечение справедливости судебных решений, полную и эффективную судебную защиту прав и свобод - не противоречат Конституции Российской Федерации по содержанию норм и являются общеобязательными.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в порядке пункта 1 статьи 311 АПК РФ допускается пересмотр вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам, основанных на норме, которой ранее в ходе применения в конкретном деле было придано истолкование, расходящееся с ее правовым смыслом, выявленным впоследствии Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. С учетом положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14 пересмотр таких судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам направлен на обеспечение справедливости судебных решений, полную и эффективную судебную защиту прав и свобод.
Судом первой инстанции исследовался довод о том, что в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.01.2010 N 10280/09, на которое ссылается Общество как на основание пересмотра судебного акта, отсутствует прямое указание на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами, и обоснованно отклонен, поскольку указанное Постановление принято ранее Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 21.01.2010 года.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П положения статей 311 и 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их истолковании Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, данном в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14, подлежат применению в выявленном Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовом смысле с момента вступления в силу настоящего Постановления.
Как правильно указал суд первой инстанции, на момент формирования Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума от 12.01.2010 N 10280/09, необходимость прямого указания в постановлении на возможность придания приведенному в нем толкованию норм права обратной силы не была сформулирована Конституционным Суда Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции учитывал постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П, в котором указано, что не исключается возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов на основании правовой позиции, впоследствии сформулированной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если это необходимо для восстановления и защиты таких прав и интересов, которые в силу их конституционно-правового значения не допускают сохранение судебного акта в силе, в том числе если в результате нового толкования улучшается положение лиц, привлекаемых к налоговой, административной или иной публично-правовой ответственности, а также в исключительных случаях по делам, вытекающим из гражданских правоотношений, если этого требуют - по своему существу публичные - интересы защиты неопределенного круга лиц или заведомо более слабой стороны в правоотношении.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для пересмотра решения Арбитражного суда Кемеровской области от 30.06.2009 года по делу N А27-5405/2009-6 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Доводы апеллянта не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.08.2010 года по делу N А27-5405/2009-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5405/2009-6
Истец: ОАО "ОУК "Южкузбассуголь"
Ответчик: УФНС России по Кемеровской области, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N2 по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6160/09
20.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4197/10
16.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4197/10
29.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4197/10