г. Томск |
Дело N 07АП-8759/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии:
от заявителя: Егорова Т.В. по доверенности от 15.06.2010 г. (сроком до 31.12.2010)
от заинтересованного лица: Окулова Л.В. по доверенности от 11.01.2010 (сроком до 31.12.2010)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Ночная жизнь"
на решение Арбитражного суда Томской области от 06.08.2010 г.
по делу N А67-3797/2010 (судья Кузнецов А.С.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ночная жизнь"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску
Третье лицо: ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томске Томской области
о признании недействительным решения от 04.05.2010 года "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных ФЗ N 129 от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов",
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ночная жизнь" (далее - общество, заявитель, ООО "Ночная жизнь") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к ИФНС России по г. Томску (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 04.05.2010 года "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов" мотивируя его тем, что для регистрации в ЕГРЮЛ сведений о прекращении своей деятельности со стороны ООО "Ночная жизнь" был представлен полный перечень документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица.
Определением Арбитражный суд Томской области от 21.06.2010 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томске Томской области (далее - Пенсионный фонд).
Решением Арбитражного суда Томской области от 06.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом ООО "Ночная жизнь" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив требования общества в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что суд не указал норму права, на основании которой налоговому органу надлежало отказать в государственной регистрации ООО "Ночная жизнь" в связи с его ликвидацией. Ликвидатором ООО "Ночная жизнь" Подкорытовой О.И. были представлены все предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, при этом регистрирующий орган не проверяет представленные для государственной регистрации документы на предмет их соответствия законам или иным нормативным правовым акта, не вмешивается в хозяйственную деятельность субъектов гражданских правоотношений.
В заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали свои позиции.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу (представлен в материалы дела 11.102010 года) просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на то, что ООО "Ночная жизнь" не был соблюден порядок расчетов с бюджетом, что повлекло отражение в ликвидационном балансе недостоверных сведений и послужило основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации данного юридического лица.
Пенсионный фонд в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. Также просит рассмотреть дело без участия представителей фонда.
Пенсионный фонд извещенный в порядке статьи 123 АПК РФ о дате и времени судебного заседания, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.12.2009 общим собранием участников ООО "Ночная Жизнь" принято решение о ликвидации ООО "Ночная Жизнь", ликвидатором общества назначена Подкорытова О.И.
Инспекцией ФНС России по г. Томску 29.12.2009 направлено уведомление о явке для проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам N 6483 с 14.00 до 16.00 13.01.2010 по адресу юридического лица ООО "Ночная жизнь": ул.Енисейская, 37, 1 . г.Томск, в соответствии с данными о мете нахождения общества, указанными в уставе.
Данное уведомление вернулось с отметкой почтовой связи "истек срок хранения".
Письмом б/н от 24.12.2009 ликвидатор ООО "Ночная Жизнь" известил ИФНС РФ по г. Томску об опубликовании сведений о ликвидации ООО "Ночная Жизнь" и о приеме требований о взыскании задолженности по адресу: 623388. г. Полевской. ул. Меркулова, д.20.
В ходе сверки была выявлена задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Данный акт совместной сверки N 6743 вернулся с отметкой почтовой связи "истек срок хранения".
14.04.2010 ООО "Ночная Жизнь" направило в ИФНС РФ по г. Томску заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, представив в регистрирующий орган, в том числе заявление по форме N Р16001. ликвидационный баланс на 14.04.2010 г., протокол общего собрания участников от 14.04.2010 г. (об утверждении ликвидационного баланса), справку из ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области, подтверждающую представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", документ об уплате государственной пошлины, копию публикации сообщения о ликвидации из журнала "Вестник государственной регистрации".
Полагая, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества нарушает его права и законные интересы, оно обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из подтверждения материалами дела факта недостоверности сведений в ликвидационном балансе Общества с учетом положений гражданского законодательства (статей 61 - 65 ГК РФ) и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о регистрации), регламентирующих порядок ликвидации юридического лица и его государственную регистрацию в связи с ликвидацией, а также положений статей 44, 49 НК РФ, предусматривающих обязанность ликвидационной комиссии общества исполнить обязательства по налогам, уплата которых прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со статьей 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1).
В силу пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами (пункт 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Исходя из смысла приведенных норм, ликвидационный баланс Общества считается не представленным (отсутствующим), если содержащиеся в нем сведения являются недостоверными.
Суд первой инстанции, установив, что представленный в налоговый орган ликвидационный баланс не содержит сведений о наличии задолженности по итогам перед бюджетом; данный ликвидационный баланс имеет определенные показатели на начало отчетного периода (в единицах измерения - тыс. руб.) и показатели "0" на конец отчетного периода; тогда как из материалов дела следует, что у общества имелась задолженность перед внебюджетными фондами в размере 7739, 93 рублей и которая с учетом положений, закрепленных в статье 57 Конституции РФ, статьях 44, 49 НК РФ, статьях 63, 64 ГК РФ, подлежала погашению за счет имущества организации, до момента составления ликвидационного баланса, правомерно указал на несоблюдение обществом обязанности по предоставлению установленного законом документа - ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения и, как следствие, правомерности в связи с этим отказа в регистрации ликвидации юридического лица.
В соответствии с положениями статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации.
В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Выводы арбитражного суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 по делу ВАС-8486/09, указавшего, что при наличии непогашенной задолженности в период осуществления ликвидационных процедур, ликвидация такого юридического лица не может быть завершена, а ликвидационный баланс не может быть признан достоверным.
Ссылка апеллянта на не обращение налогового органа в установленный срок к ликвидатору с требованием о погашении какой-либо задолженности Общества по налогам и сборам, отклоняется, поскольку в силу статей 61 - 65 ГК РФ, статьи 21 Закона о регистрации, регламентирующих порядок ликвидации юридического лица и его государственную регистрацию в связи с ликвидацией, а также положений статей 23, 44, 49 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность исполнить обязательства по налогам, уплата которых прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика, а равно достоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе возлагается на ликвидационную комиссию (ликвидатора) общества; в данном случае инспекцией отказано в регистрации ликвидации общества по основаниям недостоверности сведений ликвидационного баланса, что приравнивается к его не представлению.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы об отсутствии подтвержденной соответствующими документами какой-либо задолженности у общества, а равно о соответствии его действий путем подачи полного пакета документов в регистрирующий орган, а равно об отсутствии предусмотренного законом основания отказа в регистрации ликвидации юридического лица, необоснованны; оценка соответствия обжалуемого решения налогового органа нормам материального права невозможна без исследования вопросов о наличии фактической задолженности ликвидируемого Общества перед бюджетом и другими кредиторами, которая существовала на момент проведения процедуры ликвидации данного юридического лица.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, оснований для переоценки которых, при правильном установлении судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств по делу, применении норм материального права, подлежащих применению, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Ночная жизнь" отказано, в соответствии со статьей 102 АПК РФ и в связи с предоставлением отсрочки уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 102, 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Томской области от 06.08.2010 года по делу N А67-3797/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ночная жизнь" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Колупаева Л.А. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3797/2010
Истец: ООО "Ночная Жизнь"
Ответчик: ИФНС России по г. Томску
Третье лицо: ГУ УПФ России в г. Томске Томской области