г. Томск |
Дело N 07АП-9172/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Жданова Л. И. Солодилов А. В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым АВ.
при участии:
от заявителя: без участия (извещено)
от заинтересованного лица: Курмаз Е.В. - представитель (доверенность от 15.01.2010)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Тог-Алтай"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.08.2010 года
по делу N А03-5976/2010 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тог-Алтай", г. Барнаул Алтайского края
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю, г. Барнаул
о признании недействительным решения от 09.04.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Тог-Алтай" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю, г. Барнаул (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 09.04.2010г. "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", необходимых для государственной регистрации документов.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 16.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы и дополнениям к ней, апеллянт указывает на то, что ООО "Тог-Алтай" представило полный пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации, и в заявлении о государственной регистрации изменений Общество подтвердило, что сведения, вносимые в учредительные документы, являются достоверными. Сослался на то, что недостоверность представленных сведений (по мнению налогового органа) не является основанием для отказа в государственной регистрации изменений на основании учредительных документов.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Налоговый орган отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не представил.
Представитель заявителя надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ), в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 5 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Общества.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено материалами дела, 01.04.2010 ООО "Тог-Алтай" было принято решение N 3 о внесении изменений в устав Общества в связи со сменой адреса Общества.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, Общество представило в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" следующий пакет документов: Решение участника ООО "Тог-Алтай" N 3 от 01.04.2010 о смене адреса ООО "Тог-Атай", список участников ООО "Тог-Алтай" по состоянию на 01.04.2010, заявление в Межрайонную ИФНС N 15 по Алтайскому краю г. Барнаулу о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица Формы N Р13001, Устав ООО "Тог-Алтай", документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.
В соответствии с регламентом действий налоговых органом по противодействию создания и функционирования фирм однодневок по запросу Межрайонной ИФНС России N 15 по Алтайскому краю от 06.04.2010 N 05-24/09753@ Межрайонная ИФНС России N 3 по Алтайскому краю провела обследования по адресу местонахождения ООО "Тог-Алтай".
Из акта обследования от 08.04.2010 следует, что на земельном участке по адресу ул. Трактовая 10 В находится вагончик на колесах с наименованием предприятия. Режим работы не указан. Вагончик закрыт на замок. Встретиться с представителями общества не предоставляется возможным.
В связи с чем, 09.04.2010 Межрайонной ИФНС N 15 по Алтайскому граю г. Барнаула вынесено решение об отказе в государственной регистрации на основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц (далее по тексту - Закон о государственной регистрации), ввиду отсутствия заявления по Форме Р13001 с достоверными сведениями о месте нахождения юридического лица.
Считая Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица Межрайонной ИФНС N 15 по Алтайскому краю от 09.04.2010 не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Тог-Алтай" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что Общество представило на государственную регистрацию заявление и Устав, имеющие недостоверную информацию о месте нахождения юридического лица, в связи с чем налоговый орган правомерно отказал в государственной регистрации юридического лица ООО "Тог- Алтай".
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 1 ст. 4 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту Закон N 129-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из п.п. "в" п. 1 ст. 5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
На основании п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а)подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
При этом в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Следовательно, является законодательно установленным требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
Федеральный закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, документов юридического лица, однако, исходя из приведенных положений Закона N 129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, полного пакета документов в соответствии со ст. 17 названного Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Статья 23 названного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации предусматривает только непредставление определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В силу ст. 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В связи с чем, действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Иное толкование вышеизложенных норм права означало бы признание законодательного закрепления в ЕГРЮЛ любых, в том числе, ложных сведений, что входило бы в противоречие с требованиями о достоверности данных ЕГРЮЛ, изложенных в статье 12, пункте 1 статьи 14, статье 17 Закона N 129-ФЗ.
При этом, отказывая налогового органа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, исходил из того, что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с Обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, препятствует проведению налогового контроля.
Согласно заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, местом нахождения Общества определено: Алтайский край, Солонешенский район, п. Тог-Алтай, ул. Трактовая, д. 10 В.
Поскольку адрес юридического лица является обязательным реквизитом заявления о государственной регистрации (пункт 2.3 формы Р11001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2002), достоверность сведений о котором заявитель должен подтверждать в установленном законом порядке (пункт 12 формы Р11001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439), указание недостоверного адреса юридического лица (или иных недостоверных обязательных сведений в заявлении) может быть приравнено к отсутствию соответствующего сведения в заявлении о государственной регистрации.
Из представленных в материалы дела фотографий видно, что объектом местонахождения юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "Тог-Алтай" является вагончик на колесах.
Пунктом 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты строительство которых не завершено, иначе именуемые объектами незавершенного строительства, не включая временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки.
При этом объекты капитального строительства должны быть соединены фундаментом с земельным участком и подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Следовательно, перемещение данного объекта без несоразмерного ущерба его назначению возможно, так как объект не отвечает критериям недвижимого имущества согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ.
При этом как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю N 01/047/2010-36 от 01.07.2010 строение на земельном участке по адресу: Алтайский край, Солонешенский район, п. Toг-Алтай, ул. Трактовая, д. 10 В отсутствует.
Заявителем в заявлении по форме N Р13001 указано, что он намерен зарегистрировать юридическое лицо на земельном участке, что действующим законодательством не предусмотрено.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что у ООО "Toг-Алтай" отсутствует в собственности, либо на праве аренды или в пользовании земельный участок по адресу ул. Трактовая, 10В.
На данном земельном участке не находится никакого объекта недвижимого имущества, которое можно было бы предоставить юридическому лицу в пользование, аренду и т.п.
Таким образом, регистрирующий орган правомерно отказал заявителю в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав в связи с предоставлением недостоверных данных о месте нахождения юридического лица.
Доводы апеллянта о возможности зарегистрировать юридическое лицо по адресу Алтайский край, Солонешенский район, п. Toг-Алтай, ул. Трактовая, д. 10 В, апелляционный суд отклоняет как противоречащие обстоятельствам и материалам дела.
В нарушение ст. 65 АПК РФ заявитель не представил никаких доказательств того, что исполнительный орган общества находится по адресу Алтайский край, Солонешенский район, п. Toг-Алтай, ул. Трактовая, д. 10 В.
Согласно п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии противоречия обжалуемых решений действующему законодательству, в связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет; нарушений норм материального и процессуального права не установлено; оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены решения, а также для принятия доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 16 августа 2010 года по делу N А03-5976/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т.В. |
Судьи |
Жданова Л.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5976/2010
Истец: ООО "Тог-Алтай"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N15 по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8643/11
23.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8643/11
11.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-5976/2010
01.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9172/10