г. Томск |
Дело N 07АП-8753/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии:
от заявителя: Гераськина М.Н. по доверенности от 29.07.2010 года (сроком на 1 год),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области: без участия,
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва: без участия,
от третьего лица - Федеральное государственное унитарное предприятие " Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.08.2010 года
по делу N А27-8839/2010 (судья Плискина Е.А.)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Технология, монтаж, торговля",г. Кемерово
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово;
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва
третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие " Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки, о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество "Технология, монтаж, торговля" (далее по тексту - ЗАО "ТМТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (далее по тексту - Управление Росреестра по Кемеровской области, правопреемник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва (далее по тексту - Росреестр, правопреемник Федерального агентства кадастра объектов недвижимости) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263, площадью 11262 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Свободы, д. 6/1, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в размере кадастровой стоимости 66 587 276 рублей 01 копейки и удельного показателя кадастровой стоимости 5 912 рублей 41 копейки за кв.м; о признании незаконными действий Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ЗАО "ТМТ" земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263, площадью 11 262 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Свободы, д. 6/1, в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5 912 рублей 41 копейка за кв.м, выразившиеся в ненадлежащем контроле за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263, площадью 11 262 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Свободы, д. 6/1, в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка; о признании незаконными действий Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ЗАО "ТМТ" земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263, площадью 11 262 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Свободы, д. 6/1, в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5 912 рублей 41 копейка за кв.м, выразившиеся в ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области; обязании Управления Росреестра по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ЗАО "ТМТ" земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263, площадью 11 262 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Свободы, д. 6/1, в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263, площадью 11 262 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Свободы, д. 6/1; в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5 912 рублей 41 копейка за кв.м. (дело N А27-8839/2010).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие " Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.08.2010 года заявление ЗАО "ТМТ" удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Кемеровской области совместно с Росреестром обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ЗАО "ТМТ" в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалуемом решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы мотивированы тем, что суд, оценивая отчет ООО "Группа комплексных решений", не привлек указанную организацию к участию в деле, экспертиза отчета не проводилась; не дал оценку представленным в дело Управлением Росреестра по Кемеровской области документам; представленный заявителем отчет ООО "Бизнес" об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, не имеет доказательного значения; в мотивировочной части решения отсутствуют обоснования признания незаконными действий Росреестра по проверке отчета; из содержания судебного акта невозможно сделать вывод о том, каким нормативным правовым актом утверждена оспариваемая заявителем кадастровая стоимость.
Подробно доводы Росреестра и Управления Росреестра по Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
ЗАО "ТМТ" в отзыве (поступил в суд 21.10.2010 г.), дополнениях к нему, возражает против доводов апелляционной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, а принятый по делу судебный акт - без изменения, считая его законным и обоснованным.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве (поступил в суд 18.10.2010 г.) просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.08.2010 по делу А27-8839/2010 отменить и принять по делу новый судебный акт, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ЗАО "ТМТ" в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу с учетом дополнений к нему.
Представители Росреестра, Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГУП "ФКЦ "Земля" в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. В представленном отзыве на апелляционную жалобу третье лицо заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 2, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее с учетом дополнений к нему, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ТМТ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263, площадью 11262 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул.Свободы, д. 6/1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 24.05.2006 серии 42 АВ N 340776.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 22.03.2010 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263 (сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 24.11.2005), составила 66 587 276 рублей 01 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости - 5 912 рублей 41 копейка за кв.м.
Ссылаясь на отчет независимого оценщика (Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес") от 05.05.2010 N 01-05-10, которым стоимость этого земельного участка определена в сумме 23 143 000 рубля, полагая, что при определении кадастровой стоимости были нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, процедура проверки результатов кадастровой оценки, ЗАО "ТМТ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее по тексту - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Апелляционный суд считает, что оспариваемые действия Росреестра и Управления Росреестра по Кемеровской области не соответствуют статьям 6, 66 ЗК РФ.
Из отчета независимого оценщика - ООО "Бизнес" следует, что рыночная стоимость принадлежащего Обществу спорного земельного участка составляет 23143000 рублей, что меньше размера его кадастровой стоимости, обозначенной Управлением Росреестра по Кемеровской области в кадастровом плане. При этом Управление Росреестра по Кемеровской области не оспорило величину рыночной стоимости.
В материалы дела Росреестром и Управлением Росреестра по Кемеровской области не представлено достаточных данных, на основании которых кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в данном случае в размере, намного превышающем его рыночную стоимость.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель осуществляется на основе построения статистических моделей и строится с учетом факторов стоимости земельных участков, сведений об их значении, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости путем сбора достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
Указанные положения согласуются с пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель, предусматривающих осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка должен основываться на статистическом анализе рыночных цен земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Однако, доказательств, свидетельствующих о том, что указанный в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний порядок построения статистической модели соблюден, в том числе, определен состав факторов стоимости, проведен сбор сведений о значении этих факторов, проведен сбор рыночной информации, а также расчет кадастровой стоимости с учетом перечисленных элементов, в материалы дела не представлено.
Заинтересованными лицами не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N254 (далее по тексту - Федеральный стандарт) предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
Однако в представленных Управлением Росреестра по Кемеровской области документах не содержится достаточных данных об используемых исходных данных, позволяющих оценить их объективность, достоверность.
В апелляционной жалобе заинтересованные лица ссылаются на достаточность использования тех факторов стоимости, которые указаны в приложении к отчету и отобраны исполнителем работ - ФГУП "ФКЦ "Земля" с помощью специального программного обеспечения для расчета кадастровой стоимости земли на всей территории Кемеровской области, а не конкретно для земельных участков, отнесенных к 5 группе 9 ВРИ.
Между тем, судом первой инстанции правомерно указано, что из Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не следует, что проводился анализ рынка недвижимости Кемеровской области по 9-му виду разрешенного использования, к которому принадлежит земельный участок заявителя.. В Отчете содержится указание на недостаточность имеющейся информации об объектах-аналогах, не прослеживается однородная динамика цен по сегментам рынка. В связи с этим, в целях обеспечения построения статистической значимости моделей осуществлена дополнительная оценка объектов путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости (страница 71, том N 1 Отчета). В доказательство Управлением Росреестра представлен отчет ООО "Группа комплексных решений" N1/ГКР/140-025д "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу: РФ, Кемеровская область, г. Кемерово".
В отчете ООО "Группа комплексных решений" N 1/ГКР/140-025д отсутствуют данные, позволяющие идентифицировать объекты-аналоги, отсутствуют характеристики объектов-аналогов, позволяющие сопоставить их с земельным участком заявителя.
Учитывая, что приложения (таблицы) к Отчету, а также иные материалы дела не содержат доказательства использования при определении кадастровой стоимости земельного участка конкретных сделок купли-продажи земельных участков, цен сделок аренды, ипотеки, цен предложений по земельным участкам, рыночной информации о конкретных объектах недвижимости, отсутствуют сведения об использовании информации, предоставленной УФРС по Кемеровской области (в настоящее время - Управление Росреестра по Кемеровской области), информации о конкретных сделках, совершенных с муниципальным, региональным, федеральным имуществом, информация из баз данных риэлторских, рекламных организаций, сети Интернет, газет, апелляционный суд приходит к выводу, что Отчет не содержит конкретной рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости (не приложены копии материалов и распечаток).
В нарушение пункта 10 Федерального стандарта в тексте отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток; в нарушение пункта 13 Федерального стандарта, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержится описания последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263 и других участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 и пункту 15 Федерального стандарта.
Судом первой инстанции установлено, что при построении статистической модели расчета кадастровой стоимости ФГУП "ФКЦ "Земля" отобран фактор стоимости - расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений, без указания на причину, по которой остальные факторы во внимание не приняты.
Управлением Росреестра по Кемеровской области не представлено достаточных сведений об используемых исходных данных, которые бы позволяли оценить их достоверность и объективность, сделать вывод о наличии оснований для расчета удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 5912,41 рублей за 1 кв.м., и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263 в размере 66587276, 01 рублей.
Соответственно, Управлением не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263 в размере 66587276, 01 рублей определена с соблюдением требований пункта 13 Правил проведения государственной оценки земель.
Кроме того, согласно отчёту ООО "Бизнес" от 05.05.2010 N 01-05-10 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263 составляет 23143000 рублей, несмотря на отсутствие в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, заинтересованные лица не обосновали, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка, определенная в 2007 году, в несколько раз выше рыночной стоимости, определенной в 2010 году.
Анализ абзаца 2 пункта 2 статьи 66 ЗК РФ, пункта 10 Правил позволяет сделать вывод, что правомочия по утверждению результатов среднего уровня государственной кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, в соответствии с которым определяется последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и территориальных органов Роснедвижимости, Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 8.1 Административного регламента, контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет один экземпляр отчета на проверку в Федеральную службу.
В случае несоответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет исполнителю работ извещение о несоответствии состава отчета условиям технического задания, в котором предписывает исполнителю работ произвести доработку отчета и представить доработанный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в установленные сроки на предварительную проверку (пункт 9.7 Административного регламента).
Федеральная служба производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 9.9 Административного регламента).
Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10 Административного регламента).
Сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации после проверки соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации (пункты 11.1-11.2 Административного регламента).
Изложенное свидетельствует о том, что процедура государственной кадастровой оценки земель состоит из обязательных последовательных этапов, на каждом из которых должно быть обеспечено соответствие результатов государственной кадастровой оценки земель требованиям Методических указаний N 39, а проверка результатов государственной кадастровой оценки земель должна быть проведена Роснедвижимостью и Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Совокупностью указанных процедур должна обеспечиваться достоверность результатов государственной кадастровой оценки земель.
Формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, а также расчёта кадастровой стоимости без учёта перечисленных элементов.
Расчет удельного показателя стоимости земельного участка должен производиться с учетом сведений о рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что ФГУП "ФКЦ "Земля", Росреестром, Управлением Росреестра не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Управлением Росреестра по Кемеровской области, Росреестром Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области утвержден без проведения надлежащей проверки, что повлекло внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ЗАО "ТМТ" земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:263 в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и удельном показателе кадастровой стоимости 5 912 рублей 41 копейка за кв.м.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами.
Доводы апеллянта не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Росреестр и Управление Роснедвижимости по Кемеровской области освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.08.2010 года по делу N А27-8839/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8839/2010
Истец: ЗАО "ТМТ"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
Третье лицо: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8839/10
17.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-205/11
26.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7303/11
27.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7303/11
31.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7303/11
15.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-8839/2010
01.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8753/10
13.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8839/10