г. Владимир |
|
25 января 2010 г. |
Дело N А43-32890/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.01.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Садековой Аси Дмитриевны
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.10.2009
по делу N А43-32890/2009, принятое судьей Ивановым А.В.
по заявлению Министерства инвестиционной политики Нижегородской области
о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Нижегородского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области от 26.08.2009 о взыскании исполнительского сбора,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Садековой Аси Дмитриевны - Садекова Р.А. по доверенности от 10.09.2009 сроком действия три года;
Министерства инвестиционной политики Нижегородской области- Шубиной О.И. по доверенности от 21.12.2009 N 225 сроком действия до 31.12.2010.
и УСТАНОВИЛ:
Министерство инвестиционной политики Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Нижегородского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области (далее - судебный пристав-исполнитель) от 26.08.2009 о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N 52/26307/1364/9/2008.
К участию в деле также привлечен взыскатель по исполнительному производству индивидуальный предприниматель Садекова Ася Дмитриевна (далее- Садекова А.Д., взыскатель по исполнительному производству).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20.10.2009 заявление удовлетворено и постановление судебного пристава-исполнителя Нижегородского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области от 26.08.2009 о взыскании исполнительского сбора признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, взыскатель по исполнительному производству Садекова Ася Дмитриевна (далее - Предприниматель) обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Садековой А.Д. поддержал апелляционную жалобу, настаивая на ее удовлетворении.
Представитель Министерства указал на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Нижегородский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей службы судебных приставов.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 19.08.2008 в Нижегородский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области поступил для принудительного исполнения исполнительный лист от 08.08.2008 N 001793, выданный Первым арбитражным апелляционным судом, согласно которому на Министерство возложена обязанность осуществить выполнение мероприятий, определенных пунктом 2.1 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления по вопросам формирования и предоставления земельных участков на территории Нижегородской области при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46.
В этот же день, 19.08.2008, судебный пристав-исполнитель вынес постановление о возбуждении исполнительного производства N 52/26307/1364/9/2008.
Взыскателем по данному исполнительному производству является индивидуальный предприниматель Садекова Ася Дмитриевна.
Поскольку в добровольном порядке в установленный пятидневный срок должник не исполнил исполнительный документ, 26.08.2009 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, должник по исполнительному производству обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 5, 30, 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 224-ФЗ "Об исполнительном производстве", суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, исходя из отсутствия оснований в признании должника виновным в несвоевременном исполнении действий, указанных в исполнительном документе.
Выслушав представителей Министерства, индивидуального предпринимателя Садековой А.Д., изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции с учетом следующего.
Согласно статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта либо незаконными оспариваемых действий (бездействия), необходимо, чтобы они не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту и нарушали права и законные интересы лица, обратившегося с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создавали ему иные препятствия для их осуществления либо незаконно возлагали на него какие-либо обязанности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иными федеральными законами.
Статья 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" указывает, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав - исполнитель:
принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим законом (части 11 и 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.
Арбитражный суд Нижегородской области правильно указал, что исполнительский сбор является мерой юридической ответственности за совершение должником правонарушения, выраженного в неисполнении в добровольном порядке в установленный срок исполнительного документа по требованию должностного лица органа принудительного исполнения, что предполагает исследование вопроса об объективной и субъективной сторонах правонарушения.
Согласно статье 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законом субъектов Российской Федерации. Нормы земельного законодательства, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
-без предварительного согласования мест размещения объектов;
-с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В рассматриваемом случае земельный участок предоставлялся Предпринимателю по процедуре с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что первым этапом в процедуре предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной и санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления по вопросам формирования и предоставления земельных участков на территории Нижегородской области при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещении временных объектов, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46, при принятии инвестиционным советом при губернаторе Нижегородской области решения о возможности реализации представленного инвестиционного проекта Министерство организует реализацию данного решения.
В подпунктах 2.1.5 - 2.1.9 последовательно регламентированы действия, которые Министерство должно совершить для этого в определенные сроки.
Согласно подпункту 2.1.9 Порядка Министерство осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Нижегородской области о предоставлении земельного участка. Проект распоряжения готовится в течение двух недель с момента получения кадастрового плана земельного участка.
Установлено, что в данном случае в соответствии с подпунктом 2.1.7 Порядка Министерство обеспечило подготовку Департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области совместно с администрацией города Нижнего Новгорода проекта границ земельного участка. Орган местного самоуправления утвердил проект границ, Министерство оформило совместно с Министерством строительства и Министерством топливно-энергетического комплекса технические условия по участку, с государственным предприятием Нижегородской области "Нижтехинвентаризация" заключался государственный контракт от 09.10.2006 N 23 на выполнение работ по межеванию и постановке земельного участка на кадастровый учет.
Однако в процессе исполнения мероприятий, определенных Порядком, выяснилось, что земельный участок для реализации инвестиционного проекта Садековой А.Д. не может быть сформирован в испрашиваемом размере 1400 кв.метров в связи с необходимостью соблюдения границ красных линий магистрали районного значения по улице Памирской, обеспечения противопожарного расстояния до существующего капитального здания, расположенного на смежном земельном участке, а также сохранения существующего проезда к данному строению со стороны улицы Памирской. Фактически представлялось возможным сформировать земельный участок площадью 560 кв.метров.
При таких обстоятельствах Правительство Нижегородской области как уполномоченный в Нижегородской области орган по распоряжению земельными участками при предоставлении их для строительства в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации приняло решение об отказе Садековой А.Д. в размещении объекта строительства, которое изложило в письме от 31.05.2007 N 201/1751/07-0-0.
Это решение государственного органа Предприниматель оспорил в судебном порядке. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по делу N А43-26006/2007 Садековой А.Д. отказано в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Правительства Нижегородской области в размещении объекта строительства, выраженного в письме от 31.05.2007 N 201/1751/07-0-0. Одновременно арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2007 в части отказа индивидуальному предпринимателю Садековой А.Д. в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Правительства Нижегородской области, выраженного в том числе в несовершении действий, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления по вопросам формирования и предоставления земельных участков на территории Нижегородской области при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещении временных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46.
Вышеуказанное постановление Первого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.06.2008.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии основании для признания Министерства совершившим виновное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена в статье 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Принимая во внимание все вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом, однако не соответствует Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и нарушает права Министерства как должника по исполнительному производству.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Апелляционная жалоба Садековой А.Д. по приведенным в ней доводам признается необоснованной и не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта судом не допущеноризнании недействительными ненормативных правовых актов, нобственность окодекса и Федеральных законов.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений, действий судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.10.2009 по делу N А43-32890/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Садековой Аси Дмитриевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-32890/2009
Истец: Министерство инвестиционной политки Нижегородской области г.Н.Новгород
Ответчик: Ответчики, УФССП по Нижегородской области Нижегородский районный отдел г.Н.Новгород, Садекова А.Д. г.Н.Новгород
Третье лицо: Третьи лица