Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 января 2007 г. N КА-А40/13603-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2007 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 20.10.2005 N 57-14/31-р, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога по уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за март 2005 года в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в размере 413 003 руб., организации предложено уплатить суммы неполностью уплаченного налога на добавленную стоимость за март 2005 года на сумму 2 065 018 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 4 956 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2006, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2006, заявленные требования удовлетворены, поскольку оспариваемое решение налогового органа не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, нарушает права налогоплательщика.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать, поскольку у заявителя отсутствуют договор аренды, заключенный между железнодорожными администрациями, перевозочные документы, на которые ссылается заявитель, являются в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" документами, подтверждающими заключение договора перевозки груза, и к предоставлению вагонов иностранным железным дорогам отношения не имеют, то есть денежные средства, получаемые Обществом от иностранных железных дорог не являются арендными платежами; в нарушение п. 4 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик не представил документы, подтверждающие место выполнения работ (оказания услуг), а именно: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, а также документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что услуги по аренде (предоставление в пользование) изотермических вагонов ОАО "РЖД" (арендодатель) оказывало иностранным железным дорогам (арендаторам), не осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации (АО "Литовские железные дороги", АО "Национальная компания "Казакстан темир жолы", государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, государственно-акционерной железнодорожной компании "Железные дороги Узбекистана"), что подтверждено представленными в налоговый орган перевозочными документами и реестрами перевозочных документов, в которых указаны наименования железнодорожных администраций -пользователей вагонов, номера вагонов, номера перевозочных документов станции входа и выхода, а также размер платы за пользование.
На основании подпункта 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Правила определения места реализации работ (услуг) установлены статьей 148 НК РФ, в соответствии с подпунктом 4 п. 1 которой при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Следовательно, если местом нахождения покупателя не является территория Российской Федерации, то местом реализации этих услуг территория Российской Федерации не признается, и объекта налогообложения не возникает.
Согласно п. 1 Соглашения об использований и техническом обслуживании изотермических вагонов и взаиморасчетах, связанных с перевозками в них грузов между государствами - участниками Содружества, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской республикой, заключенного 10.12.94, железнодорожные администрации государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в целях обеспечения перевозок скоропортящихся грузов в межгосударственных сообщениях согласились использовать в межгосударственном сообщении изотермические вагоны всех типов, находящиеся в собственности государств - участников настоящего Соглашения, удовлетворяющие требованиям единых положений Правил технической эксплуатации железных дорог и другой действующей нормативно-технической документации, имеющие обозначение государства-собственника в соответствии с Соглашением о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении" от 20 октября 1992 года.
В соответствии с п. 1.1 Правил расчетов за перевозки скоропортящихся грузов и пользование парком изотермических вагонов государств - участников Соглашения (Приложение 2 к данному Соглашению) перевозки грузов в межгосударственном и международном сообщениях в не арендованных железнодорожными администрациями-пользовательницами изотермических вагонах производятся при условии участия в перевозке железнодорожной администрации-собственницы вагонов. Перевозки грузов без участия железнодорожной администрации-собственницы вагонов производятся на условиях аренды изотермических вагонов железнодорожными администрациями-пользовательницами.
Таким образом, аренда используется в случае, если железнодорожная администрация-собственница вагона не участвует в перевозке груза в межгосударственном сообщении.
В этом случае Правилами предусмотрено заключение между железнодорожными администрациями отдельного договора аренды в письменной форме, что следует из п. 3.3 Правил и п. 1.5 Служебной инструкции к Правилам расчетов за перевозки скоропортящихся грузов и пользование парком изотермических вагонов Соглашения (письмо МПС России от 11.01.96 N С-367).
Правовое регулирование пользования изотермическими вагонами регулируется п.п. 1.1, 3.1, 3.2 Правил, которое осуществляется в случае участия в международной перевозке железнодорожной администрации-собственницы вагонов. При этом начисление платежей по ставке, установленной Правилами, за пользование вагонами осуществляется железнодорожной администрацией-пользовательницей железнодорожной администрации-собственнице на основании перевозочных документов за перевозку грузов, и не требуется оформления отдельного договора в письменной форме, поскольку все существенные условия данного вида арендного договора определены непосредственно в названных Правилах и перевозочных документах.
Дорожными ведомостями и железнодорожными накладными (т. 2 л.д. 40-51) подтверждается пересечение вагонами границ Российской Федерации, о чем свидетельствуют соответствующие отметки.
При наличии указанного международного Соглашения у суда в силу ч. 4 ст. 13 АПК РФ отсутствуют законные основания руководствоваться регулирующими порядок заключения договоров аренды нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые ссылается налоговый орган.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 27.06.2006 по делу N А40-10173/06-112-101 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 25.09.2006 N 09АП-11442/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 января 2007 г. N КА-А40/13603-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании