Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2010 г. N 07АП-2749/2010
г. Томск |
N 07АП-2749/10 |
28 апреля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2010 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.,
судей Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кривошеиной С.В.
при участии: Балалаевой И.В., доверенность от 19.11.2009 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форнстронг"
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 27 января 2010 года по делу N А03-13442/2009 (судья Русских Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форнстронг"
к Администрации города Бийска
о признании недействительным постановления от 06.07.2009г. N 1197 "Об отмене постановления Администрации города Бийска от 03.08.2006г. N 1565" и обязании предоставить в аренду земельный участок ориентировочно площадью 750 кв.м. восточнее жилого дома N 219/4 по ул. Советская для строительства торгово-гостиничного комплекса
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Форнстронг" (далее по тексту ООО "Форнстронг", Общество) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Администрации города Бийска о признании недействительным постановления от 06.07.2009г. N 1197 "Об отмене постановления Администрации города Бийска от 03.08.2006г. N 1565" и обязании предоставить в аренду земельный участок ориентировочно площадью 750 кв.м. восточнее жилого дома N 219/4 по ул. Советская для строительства торгово-гостиничного комплекса.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2010г. в удовлетворении требований ООО "Форнстронг" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Форнстронг" подало в арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ООО "Форнстронг" требований, в том числе по следующим основаниям:
- неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение обстоятельств, которые суд посчитал установленными: границы территориальных зон не были утверждены ни данным постановлением Думы города, ни иным нормативным актом органа местного самоуправления; схема функционального зонирования города Бийска, подзоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости по каждой из функциональных зон опубликованы не были, следовательно, Правила не вступили в силу, так как не были опубликованы в полном объеме; из представленного фрагмента разбивочного чертежа красных линий нельзя сделать вывод о соответствии всего разбивочного чертежа требованиям строительным нормам СН 345-66 "Инструкция по составлению проектов планировки и застройки городов", утвержденные Госстроем СССР 23.03.1966г.;
- неправильное применение судом норм материального права: п. 5, 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку заявителем оформлены все необходимые документы по предварительному выбору земельного участка для строительства.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в апелляционный суд 19.04.2010г.) возражал против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Общества в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2010г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 03.08.2006г. Администрацией города Бийска принято постановление N 1565, которым ООО "Форнстронг" предварительно согласовано место размещения торгово-гостиничного комплекса на земельном участке ориентировочной площадью 750 кв.м. восточнее жилого дома N 219/4 по ул. Советской, утвержден акт выбора земельного участка от 18.03.2004г. N 95 для проектирования и строительства указанного объекта.
Постановлением Администрации г. Бийска от 06.07.2009г. N 1197 вышеуказанное постановление отменено как принятое с нарушением земельного и градостроительного законодательства.
ООО "Форнстронг", считая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Форнстронг" требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку постановление о предварительном согласовании обществу места размещения объекта не соответствовало закону, Администрация г. Бийска имела право в порядке самоконтроля отменить данный правовой акт.
Не согласиться с выводами суда первой инстанции апелляционный суд оснований не усматривает.
Как видно из оспариваемого постановления, основаниями для отмены постановления о предварительном согласовании обществу места размещения торгово-гостиничного комплекса явились следующие обстоятельства:
- большая часть земельного участка находится за красной линией, что исключает
возможность строительства на данном участке зданий;
- приложенный к акту выбора проект границ земельного участка не утвержден органом местного самоуправления;
- земельный участок находится в двух территориальных зонах, тогда как земельный участок, предоставляемый для строительства, не может формироваться за счет различных территориальных зон;
- в территориальных зонах, к которым относится земельный участок, Правилами
землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования
"Город Бийск" строительство гостиниц и торгово-гостиничных комплексов к разрешенным
видам использования не отнесено.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка обеспечивается, в том числе, с учетом градостроительных условий использования соответствующей территории.
Как указано в пункте 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Пунктом 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Учитывая изложенное, суд перовой инстанции правильно указал, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут быть предоставлены юридическим и физическим лицам.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, красные линии улицы Советская установлены проектом детальной планировки центральной части города Бийска, утвержденным решением исполкома Бийского городского Совета народных депутатов от 27.11.1980 N 240.
Администрацией г. Бийска в судебное заседание представлен фрагмент разбивочного чертежа красных линий проекта детальной планировки центральной части города Бийска, который содержит, в том числе, красные линии улицы Советская.
Разбивочный чертеж красных линий содержит координаты, дирекционные углы и длины сторон красных линий. Красные линии также обозначены на проекте границ спорного земельного участка, на котором зафиксирован выход большей его части за пределы красных линий.
Поскольку проект детальной планировки центральной части города Бийска утвержден в 1980 году, положения инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30, в данном случае применены быть не могут, а, следовательно, ссылка заявителя на данную инструкцию является необоснованной.
Пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Согласно пункту 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в городе Бийске правила землепользования и застройки утверждены в составе Правил землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования "Город Бийск", утвержденных постановлением Думы г. Бийска от 19.02.2004 N 884 (глава 1 Правил).
Указанными Правилами на территории города Бийска установлены территориальные зоны и градостроительный регламенты для указанных зон.
Из материалов дела следует, что, одна часть земельного участка располагается в жилой зоне Ж-2 "Зона многоквартирной жилой застройки", другая (за красной линией) - в зоне инженерной и транспортной инфраструктур Т-1 "Зона автомагистрали", что нарушает требования вышеприведенных норм закона.
Статьей 14 Правил землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования "Город Бийск" для зоны Ж-2 "Зона многоквартирной жилой застройки" установлены основные разрешенные виды использования земельных участков, разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам и виды использования недвижимости, которые требуют специального согласования.
К основным разрешенным видам использования земельных участков относятся:
- Многоквартирные жилые дома от 2-х до 6-и этажей;
- Отдельно стоящие жилые дома усадебного типа;
- Блокированные жилые дома;
- Магазины торговой площадью до 200 кв. м;
- Библиотеки; -
- Аптеки площадью до 70 кв. м; -
- Почтовые отделения, переговорные пункты;
- Детские сады и другие объекты дошкольного воспитания;
- Школы начальные и средние;
- Спортзалы;
- Предприятия общественного питания;
- Парикмахерские;
- Кабинеты практикующих врачей;
- Юридические, проектные фирмы.
К разрешенным видам использования, сопутствующим основным видам, относятся:
- Для многоквартирных жилых домов - встроенные, подземные или полузаглубленные гаражи или стоянки из расчета: 1 место на 1 квартиру;
- Открытые стоянки временного хранения транспорта - согласно строительным нормам и правилам.
К видам использования недвижимости, которые требуют специального согласования, относятся:
- Магазины и другие объекты обслуживания населения;
- Помещения для занятия спортом;
- Поликлиники, другие объекты здравоохранения;
- Клубные помещения многоцелевого и специализированного назначения;
- Объекты культа;
- Предприятия коммунального обслуживания населения;
- Другие объекты, предусмотренные генеральным планом города и проектами детальной планировки.
Для зоны Т-1 "Зона автомагистрали" также установлены разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам и виды использования недвижимости, которые требуют специального согласования.
К основным разрешенным видам использования земельных участков относятся:
- Мотели и другие объекты дорожного сервиса;
- Предприятия по обслуживанию транспортных средств (не более 3 постов);
- Предприятия общественного питания со стоянкой транспорта;
- Предприятия торговли общей площадью до 300 кв. м и стоянкой транспорта.
К разрешенным видам использования, сопутствующим основным видам, относятся:
- Открытые стоянки транспорта;
- Инженерные дорожные сооружения;
- Защитные зеленые насаждения.
К видам использования недвижимости, которые требуют специального согласования, относятся:
- Сооружения для постоянного и временного хранения транспортных средств;
- Сервисные центры и крупные автомастерские;
- Стационарные рекламные щиты и другие аналогичные объекты.
Для зон Т-1 и Ж-2 предусмотрены различные градостроительные регламенты.
При этом градостроительными регламентами строительство гостиниц допускается в зонахЖ-1,0-1,0-ЗиР-2.
В зонах Ж-2 и Т-1 строительство гостиниц и торгово-гостиничных комплексов к разрешенным видам использования не отнесено.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что Правила землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования "Город Бийск" не были опубликованы в установленном порядке, не может быть принята во внимание, т.к. из материалов дела следует, что указанные Правила опубликованы в газете "Бийский рабочий" N 62-63 от 30.03.2004.
Как указано в части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Суд первой инстанции правильно установил, что в нарушение требований вышеназванной нормы закона приложенный к акту выбора от 18.03.2004 N 95 проект границ земельного участка не был утвержден органом местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления или должностным лицам местного самоуправления предоставлено право отменить или приостановить действие муниципальных правовых актов.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда перовой инстанции о том, что поскольку постановление о предварительном согласовании обществу места размещения объекта не соответствовало закону, Администрация г. Бийска имела право в порядке самоконтроля отменить данный правовой акт.
Требование об обязании Администрации г. Бийска предоставить в аренду земельный участок площадью ориентировочно 750 кв.м. восточнее жилого дома N 219/4 по ул. Советская для строительства торгово-гостиничного комплекса также обосновано оставлено судом без удовлетворения.
Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта администрацией отменено, тогда как решение о предварительном согласовании места размещения объекта является в данном случае необходимым правовым основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Кроме того, в соответствии с частями 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в аренду для строительства может быть предоставлен только земельный участок определенной площади и имеющий конкретный кадастровый номер.
Между тем согласно справке Бийского отдела обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю от 04.12.2009 N 251, земельный участок площадью 750 кв.м. по адресу: г. Бийск, ул. Советская, восточнее жилого дома N 219/4 государственный кадастровый учет не проходил.
С учетом приведенных выше оснований суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного ООО "Форнстронг" требования.
Судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, оценены доводы лиц, участвующих в деле, и доказательства, как в отдельности, так и в их взаимосвязи и совокупности, применены нормы права, подлежащие применению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы по рассмотрению апелляционной жалобы по правилам ч. 1, ч.5 ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя ООО "Форнстронг".
Руководствуясь статьями 110,статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Алтайского края от 27 января 2010 г. по делу N А03-13442/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13442/2009
Истец: ООО "Форнстронг"
Ответчик: Администрация города Бийска Алтайского края