Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2010 г. N 06АП-5978/2009
г. Хабаровск |
|
01 февраля 2010 г. |
N 06АП-5978/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Песковой Т. Д., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конфедератовой К.А.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Мешкова Романа Васильевича: не явились;
от Администрации города Благовещенска: не явились;
от Министерства имущественных отношений Амурской области: не явились;
от третьего лица - Министерства природных ресурсов Амурской области: не явились;
от третьего лица - федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области": не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 10.11.2009
по делу N А04-6975/2009 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Антоновой С.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Мешкова Романа Васильевича
к Администрации города Благовещенска, Министерству имущественных отношений Амурской области
третьи лица: Министерство природных ресурсов Амурской области, федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области"
об оспаривании ненормативных правовых актов
Индивидуальный предприниматель Мешков Роман Васильевич (далее - ИП Мешков Р.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным отказов Администрации города Благовещенска (далее - администрация г. Благовещенска, орган местного самоуправления) и Министерства имущественных отношений Амурской области в выборе земельного участка под строительство гаражей боксового типа, расположенного в квартале 46, в районе ул. Островского, д. 6, размерами 14х10м, выраженных в письмах: Администрации г. Благовещенска N 02-19/4131 от 27.07.2009; Министерства имущественных отношений Амурской области N 07-27/6448 от 06.08.2009, соответственно, по заявлению Мешкова Р.В., входящий номер Министерства имущественных отношений N 3319з от 27.04.2009.
В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что отказ администрации г.Благовещенска и Министерства имущественных отношений Амурской области является незаконным, поскольку выбора земельного участка со стороны обеспечено не было. Земельный участок позволяет осуществить его корректировку по площади в сторону уменьшения, или сдвиг в ту или иную сторону, как это установлено статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 10.11.2009 заявленные ИП Мешковым Р.В. требования удовлетворены. Отказ администрации города Благовещенска в выборе земельного участка под строительство гаражей боксового типа, расположенного в городе Благовещенске в районе ул. Островского, д. 6, (квартал 46), выраженный в письме N 02-19/4131 от 27.07.2009 и отказ Министерства имущественных отношений Амурской области в выборе земельного участка под строительство гаражей боксового типа, выраженный в письме N 07-27/6448 от 06.08.2009 в части рассмотрения заявления предпринимателя признаны недействительными. Администрация г. Благовещенска обязана повторно рассмотреть вопрос выбора земельного участка по заявлению ИП Мешкова Р.В.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ органа местного самоуправления противоречат положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", Закона Амурской области от 26.12.2008 N 166-03 "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области".
Не согласившись с судебным актом, администрация г. Благовещенска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы орган местного самоуправления указывает на ошибочность вывода суда о том, что администрация обязана разработать варианты выбора земельного участка, а также, что администрация не рассматривала возможность корректировки данных предпринимателя по размеру или месту размещения земельных участков, поскольку варианты размещения предполагаемого объекта в соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ могут определяться только в границах запрашиваемого земельного участка согласно заявлению лица, поданного в уполномоченный орган.
Считает, что подача предпринимателем в уполномоченный орган соответствующего заявления не влечет безусловной обязанности последнего осуществить выбор земельного участка, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность отказа в осуществлении земельного участка.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали.
Предпринимателем заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ, с учетом мнения лица, участвующего в деле, удовлетворил указанное выше ходатайство.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд находит, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 27.04.2009 (входящий номер 3319з) ИП Мешков Р.В. обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области с заявлением о рассмотрении возможности выбора и оформлении акта выбора земельного участка для размещения и строительства гаражей боксового типа (земельный участок 14х10м), а также согласовании места размещения объекта и принятия решения о предоставлении данного земельного участка в долгосрочную аренду. Место расположения земельного участка: г. Благовещенск, в районе ул. Островского, д. 6. К заявлению приложена схема расположения земельного участка, копия паспорта.
Минимущество 18.05.2009 направило в администрацию г. Благовещенска обращение "О выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта" N 14-35/2774 для рассмотрения заявления ИП Мешкова Р.В. от 27.04.2009 с входящим номером Министерства 3319з.
27.07.2009 администрацией г. Благовещенска был подготовлен ответ N 02-19/4131 на обращение Минимущества по заявлению Мешкова Р.В., в котором указано следующее.
Запрашиваемый предпринимателем земельный участок рассмотрен на комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов от 24.06.2009 N 22/2.
В результате рассмотрения установлено, что в соответствии со статьей 61 ФЗ-7 от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функции экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Строительство гаража на запрашиваемом земельном участке повлечет за собой уничтожение дерева.
На основании изложенного, администрация сообщила, что завершить процедуру выбора земельного участка и согласовать акт о выборе земельного участка для размещения гаражей в квартале 46 не представляется возможным.
Минимущество письмом от 06.08.2009 N 07-27/6448 сообщило ИП Мешкову Р.В. о невозможности выбора земельного участка по его заявлению от 27.04.2009 вх. N 3319з.
Предприниматель, посчитав, что отказы являются необоснованными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Предоставление земельных участков для строительства осуществляется в установленном законом порядке, который, в том числе, предусматривает соблюдение установленных законом сроков, а также представление соответствующих документов. Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), Постановлением Губернатора Амурской области от 26.01.2009 N 15 "Об уполномоченном органе" уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим распоряжение в городе Благовещенске, являющемся административно-политическим центром области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определено Министерство имущественных отношений Амурской области.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (часть 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (часть 2 статьи 30 ЗК РФ).
Следовательно, по общему правилу, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов, в том числе предоставление названных участков в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) утратил силу - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (часть 5 статьи 30 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В названном заявлении должны быть указаны: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 2 статьи 31 ЗК РФ).
Из заявления ИП Мешкова Р.В. (л.д.12), адресованного Министерству имущественных отношений Правительства Амурской области, усматривается, что заявитель обратился с вопросом об оформлении акта выбора земельного участка для размещения и строительства гаражей боксового типа, принятии решения о согласовании места размещения и предоставления в аренду земельного участка 14х10 м., расположенного в городе Благовещенске, в районе ул. Островского, 6 в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка.
Таким образом, в названном заявлении предпринимателя указаны все реквизиты, предусмотренные частью 1 статьи 31 ЗК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, суд первой инстанции путем толкования выше названных норм пришел к обоснованному выводу о том, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением мэра города Благовещенска от 16.03.2009 N 422 утвержден состав и регламент комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска (далее - Регламент).
Согласно названному Регламенту, процедура выбора земельного участка не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен запрашиваемый участок (п. 1.2). При отсутствии утвержденной документации комиссия обеспечивает выбор земельного участка для размещения объекта строительства в соответствии с порядком согласования акта о выборе земельного участка членами комиссии.
Пунктом 2.1. Регламента установлено, что выбор земельного участка для размещения объекта строительства оформляется актом о выборе земельного участка.
Члены комиссии обеспечивают подготовку заключения органа, организации, представителями которых они являются, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующего органа, организации, в случаях, предусмотренных законодательством.
На основании имеющихся документов член комиссии в графе акта о выборе "решение" делает отметку "согласовано (не согласовано)" со ссылкой на заключение и указанием его реквизитов.
В соответствии с пунктом 2.5 Регламента при выявлении в ходе согласования членами комиссии акта выбора обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка. Измененная (окончательная) схема расположения земельного участка подлежит повторному согласованию всеми членами комиссии в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Пункт 2.6 Регламента предусматривает, что согласованный всеми членами комиссии акт о выборе земельного участка подписывается председателем комиссии, при его отсутствии - заместителем председателя комиссии.
К акту о выборе земельного участка прилагается утвержденная заместителем мэра города Благовещенска схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пункт 2.7 Регламента).
Следовательно, Земельным кодексом РФ и названным Регламентом, утвержденным постановлением мэра города Благовещенска, установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка (часть 5 статьи 31 ЗК РФ, пункт 2.1 Регламента). Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 2 статьи 31 ЗК РФ). При выявлении в ходе согласования членами комиссии акта обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка (пункт 2.5 Регламента).
Учитывая, что земля (земельный участок) является особым объектом права (земельного, гражданского, муниципального и т.д.), при предоставлении земельного участка, в том числе в аренду, соблюдение процедуры такого предоставления, одним из элементов которой является выбор земельного участка, оформляемый актом, предусмотренным законодательством, необходимо строгое соблюдение вышеназванной процедуры.
Судом установлено, что Администрация города Благовещенска, отказывая ИП Мешкову Р.В. в выборе запрашиваемого спорного участка и предварительном согласовании места размещаемых объектов по причине невозможности обеспечить выбор названного земельного участка, не предприняла мер для соблюдения вышеназванной процедуры выбора земельных участков.
Так, заключение, подготовленное в установленном порядке, направляется в Комиссию в течение недели, за исключением Управления Государственного пожарного надзора ГУ "ГОЧС" - 2 недели.
На основании имеющихся документов член Комиссии в графе акта о выборе "Решение" делает отметку "Согласовано (не согласовано)" со ссылкой на заключение и указанием его реквизитов.
Члены Комиссии - представители организаций коммунального комплекса, иных держателей сетей обеспечивают отображение мест размещения сетей на схеме расположения земельного участка.
Из акта выбора земельного участка для размещения объекта от 24.06.2009 N 22/2 следует, что член комиссии - Южный межрайонный отдел по охране окружающей природной среды министерства имущественных отношений, природных ресурсов, лесного хозяйства Амурской области проставляя в графе акта "решение" отметку "не согласовано" не сослался на заключение и его реквизиты. Указав в акте статью 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", данный орган не пояснил, в чем выразилось несоответствие запрашиваемого земельного участка данной норме закона.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации утверждены приказом Госстроя от 15.12.1999 N 153.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что при принятии решения Южный межрайонный отдел по охране окружающей природной среды министерства имущественных отношений, природных ресурсов, лесного хозяйства Амурской области руководствовался фактом нахождения на запрашиваемой территории дерева либо иного насаждения.
Таким образом, отсутствие в материалах дела заключения данного органа, которое в соответствии с Регламентом должно быть подготовлено органом и направлено в Комиссию в недельный срок не позволяют определить основания отказа в согласовании.
Администрацией, а также Минприроды не представлено доказательств того, что указанный член комиссии при принятии решения обладал информацией о факте нахождения зеленого насаждения на запрашиваемой территории - в схеме расположения земельного участка к заседанию комиссии по выбору земельного участка для строительства объекта от 24.06.2009 N 22 на запрашиваемом земельном участке дерево не обозначено, тогда как подготовка материалов для рассмотрения на Комиссии осуществляется отделом подготовки исходных данных и градостроительных планов управления организации городского строительства администрации г. Благовещенска и включает в себя выезд специалиста на запрашиваемый участок, подготовку схемы расположения земельного участка на топооснове в удобном для работы масштабе, обеспечение членов Комиссии необходимыми графическими материалами.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что стадию согласования акта выбора должны пройти все члены комиссии, поименованные в составе комиссии с тем, чтобы совместно при выявлении в ходе согласования обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, внести необходимые изменения в схему расположения земельного участка.
В то же время, из материалов дела следует, что не все члены комиссии вынесли решение по согласованию места размещения объекта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, разрешая вопрос выбора спорного земельного участка и отказывая в выборе этого участка, Администрация города Благовещенска и Министерство имущественных отношений не выполнили обязанности по осуществлению процедуры выбора земельного участка, предусмотренной частью 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы об отсутствии у администрации обязанности по осуществлению выбора земельного участка, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность отказа в осуществлении земельного участка, подлежит отклонению.
В связи с тем, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств и оценки представленных по делу доказательств, с правильным применением норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Амурской области от 10 ноября 2009 года по делу N А04-6975/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6975/2009
Истец: ИП Мешков Роман Васильевич
Ответчик: Ответчики, Министерство имущественных отношений Амурской области, Администрация г.Благовещенска, Министерство имущественных отношений
Третье лицо: Третьи лица, Министерство природных ресурсов, ФГУЗ"Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемологии в Амурской области"
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7768/2010
05.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2905/2010
01.02.2010 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5978/2009