Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2010 г. N 04АП-5146/2009
г. Чита |
Дело N А19-12112/09 |
"19" января 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Л.В. Капустиной, Е.Н. Скажутиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красильниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца по делу Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству
на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2009 года
по делу N А19-12112/09
по иску Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству
к Закрытому акционерному обществу "Управление лесазаготовок и лесосплава"
о взыскании 388 859 рублей вреда, причиненного нарушением лесного законодательства
(суд первой инстанции С.Н.Швидко);
при участии в судебном заседании:
от истца ТУ агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству: не явился, извещен;
от ответчика ЗАО "УЛиЛ": не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству (далее - ТУ агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Закрытого акционерного общества "Управление лесазаготовок и лесосплава" (далее - ЗАО "УЛиЛ", ответчик) убытков в размере 388 859 рублей, составляющих причиненный вред лесам в результате рубки деревьев за пределами лесосеки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о недоказанности истцом ни одного из условий ответственности ответчика.
Истец, не согласившись с решением суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права, просит принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью, указывая на то, что факт причинения ответчиком вреда решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.05.2009г. не оспорен, суд первой инстанции необоснованно руководствовался нормами статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и материалами дела об административном правонарушении, считает, что при рассмотрении спора подлежат применению нормы статьи 1064 ГК РФ и статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ответчику на основании договора аренды участков лесного фонда от 25.08.1999 года и соглашения об изменении договора от 01.10.2002 года, зарегистрированных в установленном законом порядке, в долгосрочное возмездное пользование на 49 лет были переданы участки лесного фонда общей площадью 400865 га. в лесах III группы лесного фонда Приморского лесхоза, расположенные в Братском районе Иркутской области, в том числе участок в квартале N 86 Карахунского лесничества, находящиеся в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права 38 АГ824030, выданное 16 июня 2008 года).
На основании указанного договора ТУ агентство лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству 22 октября 2008 года выписало лесорубочный билет N 295 на заготовку растущей, сухостойной древесины в квартале 86 деляна 5 площадью 37,0 га. Чамской дачи Карахунского участкового лесничества, с общим запасом ликвидной древесины 7189 куб.м.
Соглашением от 05.12.2008 года, зарегистрированным 31.12.2008 г. за N 38-38-03/049/2008-361, вышеназванный договор аренды был расторгнут с 31.12.2008 года.
Приказом N 10 от 26.01.2009 года ТУ агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству в связи с расторжением договора аренды в срок со 02.02.2009г. по 03.03.2009г. было предписано провести проверку соблюдения лесного законодательства в отношении ЗАО "УЛиЛ", в том числе на территории Карахунского участкового лесничества, и утверждена комиссия.
24.02.2009 года произведена плановая выездная проверка соблюдения ответчиком лесного законодательства по лесорубочному билету N 295 от 22.10.2008г., по результатам которой составлен акт N 9 от 24 февраля 2009 года, где отражено, что в квартале 86 деляна 5 Чамской дачи Карахунского участкового лесничества имела место незаконная рубка леса до степени прекращения роста за пределами лесосеки на 0,8 га., что является нарушением пункта 8(б) Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007г. N 184.
Статьей 100 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом общие основания ответственности за причинение вреда установлены статьей 1064 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
Согласно статье 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В пункте 2 статьи 15 ГК РФ указано, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктами 1 и 2 "Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду. Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.
Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.
Таким образом, суд первой инстанции при определении обстоятельств, подлежащих установлению по настоящему делу, правомерно руководствовался нормами пункта 1 статьи 1064 и статье 15 ГК РФ, при этом в решении суда не содержится вывод о размере причиненного ущерба и его составляющих, в том числе размере затрат, связанных с восстановлением лесных насаждений.
Возмещение причиненного вреда является мерой гражданско-правовой ответственности, и с учетом положений части 1 статьи 65 АПК РФ и пункта 1 статьи 1064 ГК РФ и статьи 100 Лесного кодекса РФ истец по настоящему делу должен доказать, что рубка древесины за пределами лесосеки, отведенной по лесорубочному билету N 295, была произведена ответчиком в результате неправомерных действий (с нарушением лесного законодательства) и размер причиненного ущерба (убытков). Согласно статей 64, 67, 68 АПК РФ указанные обстоятельства подтверждаются любыми доказательствами, отвечающими признакам относимости, допустимости, достоверности, при условии получения их в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке. В связи с этим, материалы дела об административном правонарушении, отвечающие указанным условиям, могут являться доказательствами по спорам о возмещении вреда.
Доводы апелляционной жалобы, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.05.2009 года по делу N А19-6887/09 факт причинения вреда оспорен не был, являются обоснованными, а вывод суда о недоказанности истцом ни одного из условий ответственности ответчика, не соответствует обстоятельствам дела и нормам процессуального права, однако неправильное применение норм процессуального права не привело и не могло привести к принятию судом неправильного решения по настоящему делу.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.05.2009 года по делу N А19-6887/09, вступившим в законную силу, установлено, что в действиях ЗАО "УЛиЛ", имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - незаконная в нарушение требований Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007г. N 184, рубка лесных насаждений (деревьев) за пределами отвода лесосеки при заготовке древесины по лесорубочному билету N 295, выписанному 22.10.2008г., в квартале 86 деляна 5 Чамской дачи Карахунского участкового лесничества. Следовательно, указанным решением установлен факт причинения неправомерными действиями ответчика вреда лесным насаждениям. Однако размер причиненного ответчиком ущерба истцом не доказан.
Представленная истцом перечетная ведомость незаконной рубки леса за пределами деляны, положенной в основу расчета произведенного истцом размера ущерба, в силу части 3 статьи 64 АПК РФ является недопустимым доказательством по делу, так как получена с нарушением федерального закона.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394 (в редакции на день проведения проверки), государственные лесные инспектора при осуществлении государственного лесного контроля и надзора обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и граждан.
Пунктом 16 названного Положения установлено, что мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Пунктом 1 статьи 7 и статьей 8 указанного Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлено, что распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей.
В перечетной ведомости отсутствует дата её составления и подпись руководителя или представителя ЗАО "УЛиЛ", представитель ответчика при перечете не присутствовал и истцом не представлены доказательства уведомления ответчика - лесопользователя о проведении перечета рубки леса за пределами отведенной деляны.
С учетом изложенного решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2009 года по делу N А19-12112/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12112/2009
Истец: Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству
Ответчик: ЗАО "Управление лесозаготовок и лесосплава"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5146/2009