г. Киров |
|
18 февраля 2010 г. |
Дело N А28-14320/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Куклиной Т.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2010,
рассмотрев апелляционную жалобу Казакова Николая Викторовича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.11.2009
по делу N А28-14320/2009, принятое судом в составе судьи Кононова П.И.
по заявлению Казакова Николая Викторовича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Казаков Николай Викторович (далее - заявитель, Казаков Н.В.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - ответчик, регистрирующий орган, налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по г. Кирову) о признании недействительным решения от 11.09.2009 N 7111 об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния (далее - решение об отказе в регистрации от 11.09.2009 N 7111).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Казаков Н.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, выводы арбитражного суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в ошибочном истолковании статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 14, 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации), статьи 51 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах), неприменении статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ИФНС России по г. Кирову в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 час. 15 мин. 11.02.2008.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.07.2009 участниками общества с ограниченной ответственностью "Арсенал-комплект", общества с ограниченной ответственностью "ДельтаМет", общества с ограниченной ответственностью "Низковольтник", общества с ограниченной ответственностью "Оникс", общества с ограниченной ответственностью "Перспектива", общества с ограниченной ответственностью "Спецэлектро" принято решение о реорганизации указанных юридических лиц в форме слияния и создании нового юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Спецкомплект" (далее - ООО "Спецкомплект"), заключен договор о слиянии и утвержден устав вновь создаваемого юридического лица. Генеральным директором ООО "Спецкомплект" избран Казаков Н.В. (л. д. 31-42).
04.09.2009 Казаков Н.В. представил в регистрирующий орган заявление по форме Р12001 о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния (далее - заявление по форме Р12001), и необходимые для регистрации документы (л. д. 12, 16-61).
11.09.2009 на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации ИФНС России по г. Кирову принято решение N 7111 об отказе в государственной регистрации ООО "Спецкомплект" в связи с тем, что заявление о государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, поданное до истечения тридцатидневного срока, установленного для предъявления требований кредиторов к реорганизуемым юридическим лицам, содержит недостоверные сведения о соблюдении порядка уведомления кредиторов, и, следовательно, считается непредставленным, а также в связи с тем, что среди поданных на регистрацию документов отсутствуют бланки - заявки на публикацию сообщений в журнале "Вестник государственной регистрации" о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц (л. д. 15).
Не согласившись с решением об отказе в регистрации от 11.09.2009 N 7111, Казаков Н.В. обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (далее - общества), не может быть осуществлена ранее истечения тридцатидневного срока, предусмотренного пунктом 5 статьи 51 Закона об обществах, и подача в регистрирующий орган заявления о регистрации до истечения указанного срока свидетельствует об отсутствии доказательств уведомления кредиторов реорганизуемых обществ в рамках установленного законом тридцатидневного срока, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит отмене исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 9 Закона о регистрации установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом (пункт 4). Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1).
Из пункта 2 статьи 13.1 Закона о регистрации следует, что реорганизуемое юридическое лицо дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации предусматривает отказ в государственной регистрации при непредставлении определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.
В силу пункта 5 статьи 51 Закона об обществах в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
Согласно пункту 5 статьи 52 Закона об обществах при слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к обществу, созданному в результате слияния, в соответствии с передаточными актами.
В силу приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" органом печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, является журнал "Вестник государственной регистрации".
Таким образом, государственная регистрация юридического лица, созданного путем реорганизации в форме слияния, осуществляется при наличии уведомления кредиторов юридических лиц (опубликование сообщений о реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации", направление кредиторам письменных уведомлений), принявших решение о реорганизации. Норма, запрещающая подавать заявление на государственную регистрацию юридического лица, созданного путем реорганизации, или осуществлять его государственную регистрацию ранее тридцатидневного срока, установленного для предъявления требований кредиторами реорганизуемых юридических лиц, в законодательстве отсутствует. При этом государственная регистрация созданного путем реорганизации в форме слияния юридического лица до истечения указанного срока права и законные интересы кредиторов реорганизуемых юридических лиц не нарушает, поскольку права и обязанности этих лиц переходят к вновь созданному юридическому лицу. Публиковать в журнале "Вестник государственной регистрации" сведения о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц не требуется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в Инспекцию представлены все необходимые для государственной регистрации ООО "Спецкомплект" документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации (л. д. 12, 16-61). Заявление по форме Р12001 содержит сведения о том, что кредиторы реорганизуемого лица уведомлены о реорганизации. В журнале "Вестник государственной регистрации" дважды (29.07.2009 и 02.09.2009) публиковались сообщения о реорганизации вышеназванных юридических лиц (л. д. 75-79). Таким образом, предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации основание для отказа в государственной регистрации юридического лица отсутствует. Подача в Инспекцию заявления о государственной регистрации ООО "Спецкомплект", создаваемого путем реорганизации в форме слияния, до истечения тридцатидневного срока, установленного для предъявления требований кредиторами реорганизуемых юридических лиц, а также неопубликование в журнале "Вестник государственной регистрации" сведений о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц в силу вышеназванных норм препятствием для государственной регистрации не является.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя и третьих лиц.
Изложенное не позволяет согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации обществ, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляется только после истечения срока, предусмотренного пунктом 5 статьи 51 Закона об обществах, и подача в регистрирующий орган заявления о регистрации до истечения указанного срока свидетельствует об отсутствии доказательств уведомления кредиторов реорганизуемых обществ в рамках установленного законом тридцатидневного срока.
Таким образом, Арбитражным судом Кировской области при вынесении решения от 24.11.2009 допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании пункта 2 статьи 13.1, пункта 1 статьи 14, подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации, пункта 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 51 Закона об обществах в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, неприменении пункта 4.1 статьи 9 Закона о регистрации, что в соответствии с пунктом 4 части 1 и пунктами 1, 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда от 24.11.2009 следует отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Ввиду того, что апелляционная жалоба Казакова Н.В. подлежит удовлетворению, судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины по делу в сумме 100 рублей и по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 50 рублей в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ИФНС России по г. Кирову.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктами 1, 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу Казакова Николая Викторовича удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 24.11.2009 по делу N А28-14320/2009 отменить, принять новое решение.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову от 11.09.2009 N 7111 об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, как не соответствующее пунктам 4, 4.1 статьи 9, пункту 2 статьи 13.1, пункту 1 статьи 14, подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", пункту 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 51 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Кирову произвести государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "Спецкомплект", создаваемого путем реорганизации в форме слияния.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову в пользу Казакова Николая Викторовича 100 рублей расходов по государственной пошлине по делу и 50 рублей расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-14320/2009
Истец: Казаков Николай Викторович
Ответчик: Ответчики, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову
Третье лицо: Третьи лица