г. Москва |
|
26 февраля 2010 г. |
N А40-114066/09-21-789 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Москвиной Л.А., Свиридова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ремстройсервис-30"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.2009,
по делу N А40-114066/09-21-789, принятое судьей Каменской О.В.,
по заявлению ООО "Ремстройсервис-30"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным бездействия
третье лицо: ОАО "Специализированное управление 180"
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Федеченко Е.Н. по дов от 16.07.2009, паспорт 95 02 292318;
от заинтересованного лица - Галичук Ю.В. уд.N 882 по дов. от 28.12.2009;
от третьего лица - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ
ООО "Ремстройсервис-30" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР г.Москвы), выразившееся в не принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и не выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленные земельным законодательством сроки.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие ДЗР г.Москвы соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить. В обоснование этого указывается, что в силу ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ именно ДЗР г. Москвы наделен полномочиями по выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, вместе с тем ДЗР г. Москвы не совершено оспариваемых действий, в установленный данной нормой месячный срок.
Суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица - ОАО "Специализированное управление 180", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ДЗР г. Москвы в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы. Указывает, что ДЗР г.Москвы получены отказы в согласовании плана границ земельного участка, поэтому ДЗР г.Москвы сообщил о невозможности оформления земельно-правовых отношений, о чем сообщил заявителю письмом от 26.06.2009.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что заявитель имеет долю в праве собственности 5129/10000 помещений, площадью 1892,7кв.м., находящихся по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д. 30А (кадастровый номер 241883).
22.12.2008 заявитель обратился в ДЗР г.Москвы с заявлением об оформлении договора аренды на земельный участок.
Поскольку земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, 16.02 2009 заявитель обратился в ДЗР г. Москвы с заявлением об организации и обеспечении проведения работ по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Как следует из письма от 13.05.2009, ДЗР г. Москвы подготовлен план границ земельного участка и передан в Префектуру Южного административного округа для согласования.
Письмом от 26.06.2009 ДЗР г. Москвы сообщило заявителю о том, что использование земельного участка утверждено Постановлением Правительства Москвы от 22.11.2005 N 911-ПП "О проектировании и строительстве Центра всесезонных видов спорта по адресу: Электролитный проезд, владение 7Б и реорганизации прилегающей территории производственной зоны N 33 "Верхние Котлы", в связи с этим Департамент науки и промышленной политики Москвы, а также Префектура ЮАО отклонили от согласования материалы, представленные для оформления земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д. 30А для эксплуатации помещений в соответствующем здании. Заявителю предложено направить в ТУ ЮАО ответственного представителя для получения ранее представленных документов.
Заявитель, полагая, что оспариваемое бездействие ДЗР г.Москвы, выразившееся в не принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и не выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленные земельным законодательством сроки, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ДЗР г. Москвы принимаются все возможные меры, направленные на рассмотрение заявление ООО "Ремстройсервис-30" об оформлении земельно-правовых отношений на запрашиваемый земельный участок и проводимые Департаментом работы полностью соответствуют регламенту подготовки документов в режиме "одного окна", установленного 168-ПП "О порядке работы в режиме "одного окна" Департамента земельных ресурсов г. Москвы".При этом суд первой инстанции указал, что ДЗР г.Москвы получены отказы в согласовании плана границ земельного участка, ДЗР г.Москвы дан письменный отказ от 26.06.2009 в выдаче запрашиваемого документа.
Вместе с тем данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, исходя из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2005 N 11 рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Согласно ч.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица- собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п.7 указанной статьи, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка, орган местного самоуправления, на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти, на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации, в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения, обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов (п.п. 1.1., 2.2.2.,2.2.7), утвержденном Постановлением Правительства Москвы N 949-ПП от 30.10.2007 и Постановлением Правительства Москвы N 168-ПП от 12.03.2007 "О порядке работы в режиме "одного окна" Департамента земельных ресурсов г. Москвы", действовавшими в период спорных правоотношений, Департамент земельных ресурсов является уполномоченным органом Москвы, обеспечивающим подготовку и принятие необходимых распорядительных документов о предоставлении земельных участков, а также выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из обстоятельств дела, оформление земельных отношений с Обществом производилось в соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 168-ПП от 13.03.2007 "О порядке работы в режиме "одного окна" Департамента земельных ресурсов г. Москвы".
В соответствии с п. 2.1. Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов г. Москвы в режиме "одного окна" заявители обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы "одного окна" Департамента и представляют: заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа по установленной форме, необходимый комплект документов.
Материалами дела установлено, что Общество 22.12.2008 общество обратилось в ТУ в ЮАО в режиме "одного Окна" по вопросу оформления земельно-правовых отношений на земельный участок, на котором расположено здание по адресу: г. Москва, Варшавское ш., д.30А. Земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
16.02 2009 заявитель обратился в ТУ ЮАО с заявлением об организации и обеспечении проведения работ по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Каких-либо замечаний к форме, содержанию или комплектности представленных документов Департамент не предъявил.
Однако, до настоящего времени, ДЗР г. Москвы не принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и заявителю не выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Письмом от 26.06.2009 ДЗР г. Москвы сообщило заявителю о том, что использование земельного участка утверждено Постановлением Правительства Москвы от 22.11.2005 N 911-ПП "О проектировании и строительстве Центра всесезонных видов спорта по адресу: Электролитный проезд, владение 7Б и реорганизации прилегающей территории производственной зоны N 33 "Верхние Котлы", в связи с этим Департамент науки и промышленной политики Москвы, а также Префектура ЮАО отклонили от согласования материалы, представленные для оформления земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д. 30А для эксплуатации помещений в соответствующем здании. Заявителю предложено направить в ТУ ЮАО ответственного представителя для получения ранее представленных документов.
Согласно пункту 4.1.4 Постановления Правительства Москвы N 168-ПП от 13.03.2007 "О порядке работы в режиме "одного окна" основанием для отказа в выдаче документов "в режиме одного окна" может служить отрицательное заключение органа исполнительной власти города Москвы, которое отнесено к полномочиям данного органа (организации) в соответствии с законодательством.
Судебными решениями по делу А40-18707/09-152-82 было установлено отсутствие незаконного бездействия со стороны ДЗР г. Москвы по решению вопросов, связанных с оформлением земельно-правовых отношений с Обществом, поскольку было установлено на момент вынесения судом первой инстанции решения 16 июня 2009 г. Департаментом осуществлялись действия, направленные на оформление земельно-правовых отношений.
Однако, после указанной даты Департаментом не было осуществлено каких-либо действий, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ связанных с надлежащим оформлением земельно-правовых отношений с заявителем, в частности, действий, предусмотренных ч. 7 указанной нормы.
При этом следует признать, что письмо ДЗР г. Москвы от 26.06.2009 носит информативный характер, поскольку ни отрицательного, ни положительного заключения ДЗР г. Москвы по заявлению Общества в нем не содержится. Какое-либо основание для отказа в выдаче документов в режиме "одного окна", в данном письме не приведено.
Отказ Департамента науки и промышленной политики Москвы, а также Префектуры ЮАО в согласовании плана границ земельного участка, вопреки выводам суда первой инстанции об обратном, не мог служить основанием для бездействия ДЗР г.Москвы, связанного с не принятиям решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку согласование проекта границ земельного участка, предусмотренного Постановлением Правительства Москвы N 168-ПП от 13.03.2007 "О порядке работы в режиме "одного окна" Департамента земельных ресурсов г. Москвы", является технической процедурой, которая в последующем выражается в принятии соответствующего решения надлежащим органом.
Данные обстоятельства свидетельствует о незаконности соответствующего бездействия ДЗР г. Москвы, вопреки выводам суда первой инстанции об обратном.
Более того, письмо от 26.06.2009 ДЗР г. Москвы не содержит правового обоснования, каким образом нормы Постановления Правительства Москвы от 22.11.2005 N 911-ПП "О проектировании и строительстве Центра всесезонных видов спорта по адресу: Электролитный проезд, владение 7Б и реорганизации прилегающей территории производственной зоны N 33 "Верхние Котлы", препятствуют принятию ДЗР г.Москвы соответствующего решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с целью последующего формирования земельного участка для оформления арендных правоотношений. При этом данное обстоятельство дополнительно свидетельствует о том, что какое-либо решение по заявлениям Общества, в частности по заявлению от 16.02.2009 г. ответчиком принято не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и полагает возможным вынести новый судебный акт о признании незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов города Москвы, выраженное в непринятии решения по заявлению ООО "Ремстройсервис-30" об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поданному в Департамент земельных ресурсов города Москвы 16.02.2009
Заявитель в качестве восстановления нарушенного права просит обязать ответчика принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, на основании заявления, поданного в Департамент земельных ресурсов города Москвы 16.02.2009, утвердить и выдать соответствующую схему.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что по настоящему делу оспаривается бездействие ответчика и судом в рамках настоящего дела установлен только факт непринятия ответчиком какого-либо решения по обращению заявителя. Оценка наличия правовых оснований для принятия решения, утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка не входит в предмет заявленного ответчиком требования. Следовательно, судебная коллегия считает, что в рамках заявленных требований о признании незаконным именно бездействия ответчика, полагает в соответствии со ст. 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенного права заявителя суд апелляционной инстанции полагает возможным возложить на Департамент земельных ресурсов города Москвы обязанность устранить допущенное нарушение сроков, установленных ст. 36 ЗК РФ путем принятия решения по соответствующему заявлению Общества.
руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.2009 по делу N А40-114066/09-21-789 отменить.
Признать незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов города Москвы, выраженное в непринятии решения по заявлению ООО "Ремстройсервис-30" об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поданному в Департамент земельных ресурсов города Москвы 16.02.2009.
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы устранить соответствующие нарушения путем принятия решения по вышеуказанному заявлению.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113501/2009
Истец: ООО "Ремстройсервис-30"
Ответчик: Ответчики, ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Третье лицо: Третьи лица, ОАО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 180