г. Хабаровск |
|
28 января 2010 г. |
N 06АП-5883/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Гричановской Е.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т. Н.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий": Гуляева Анна Георгиевна, паспорт 9904 175732, выдан 23.07.2004 Биробиджанским ГОВД ЕАО, представитель по доверенности от 11.01.2010 N 02;
от отдела государственного пожарного надзора Индустриального района города Хабаровска: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий"
на решение от 17.11.2009
по делу N А73-17533/2009 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий"
к отделу государственного пожарного надзора Индустриального района города Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2009 N 531/02
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" (далее - МУП г. Хабаровска "СЗСМО", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора Индустриального района г. Хабаровска (далее - ОГПН по Индустриальному району г. Хабаровска, административный орган) от 29.10.2009 N 531/02 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В обоснование требований предприятие указало на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения, поскольку как управляющая компания не является ни собственником, ни лицом, уполномоченным пользоваться муниципальными общежитиями. Считает, что у него отсутствует обязанность выполнять не заказанные и не оплаченные услуги и работы по договору управления муниципальными общежитиями.
Решением суда от 17.11.2009 в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, МУП г. Хабаровска "СЗСМО" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, а также неправильным установлением фактических обстоятельств дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы предприятие указывает, что оно не является субъектом правонарушения, а также на отсутствие события правонарушения и его вины.
Считает, что предприятие не могло обеспечить соблюдение требований норм пожарной безопасности в связи с отсутствием финансовых средств.
Представитель МУП г. Хабаровска "СЗСМО" в заседании суда апелляционной инстанции настаивала на доводах, изложенных в жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
ОГПН по Индустриальному району г. Хабаровска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя стороны, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 26.10.2009 на основании распоряжения начальника ОГПН по Индустриальному району г. Хабаровска от 22.10.2009 N 531 в целях осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности государственным инспектором ОГПН по Индустриальному району г. Хабаровска проведена внеплановая выездная проверка помещений общежития, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Оборонная, 4.
В ходе проверки были выявлены факты нарушений правил пожарной безопасности, а именно:
- ППБ 01-03 пункт 61, пути эвакуации (1 корпус общежития) не оборудованы объемными самосветящимися знаками "ВЫХОД";
- ППБ 01-03 пункт 98, автоматическая пожарная сигнализация неисправна;
- ППБ 01-03 пункт 3, ГОСТ Р 12.2.143-2002 план (схемы) эвакуации людей в случае пожара выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.10.2009 N 466/531.
Государственным инспектором Индустриального района г. Хабаровска по пожарному надзору Светенок В.А. с участием представителя по доверенности Полторацкой О.Ю., при надлежащем уведомлении юридического лица о времени и месте составления протокола, по выявленным фактам 27.10.2009 в отношении МУП г. Хабаровска "СЗСМО" был составлен протокол N 531/02 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ.
29.10.2009 Главным государственным инспектором по пожарному надзору Индустриального района г. Хабаровска Вяльшиным С.Р. по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление N 531/02 о привлечении МУП г. Хабаровска "СЗСМО" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из совершения предприятием вменяемого ему административного правонарушения, доказанности вины в его совершении, а также соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности) определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 61 ППБ 01-03, объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. В зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах они могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
В соответствии с пунктом 98 ППБ 01-03 установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.
Пунктом 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно ГОСТу Р 12.2.143-2002, план эвакуации - это заранее разработанный план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации. Планы эвакуации следует использовать для систематического обучения и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации; привлечения внимания к путям эвакуации и ориентации людей, находящихся в здании, сооружении, транспортном средстве или объекте (в общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морских (речных) судах и т.п.), в целях организации эвакуации и спасания при возникновении чрезвычайной ситуации; проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации.
Из акта проверки от 26.10.2009 N 466/531(л.д. 44-45) следует, что в ходе мероприятий по надзору соблюдения требований пожарной безопасности в общежитии, расположенном по адресу: г. Хабаровска, ул.Оборонная, 4, установлены нарушения требований норм пожарной безопасности, в частности: пути эвакуации (1 корпус общежития) не оборудованы объемными самосветящимися знаками "ВЫХОД"; автоматическая пожарная сигнализация неисправна; план (схемы) эвакуации людей в случае пожара выполнены не в соответствии с ГОСТом Р 12.2.143-2002.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что МУП г. Хабаровска "СЗСМО" является субъектом ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, поскольку ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, кроме собственников и лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, также организации независимо от их организационной формы и формы собственности.
Согласно пункту 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
На основании статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации между администрацией города, предоставляющей в муниципальных общежитиях жилые и нежилые помещения по адресу г. Хабаровск, ул. Оборонная, 4 (согласно приложению N 1) и МУП г. Хабаровска "СЗСМО" был заключен договор управления муниципальными общежитиями, все помещения которых находятся в муниципальной собственности от 19.06.2007.
Согласно данному договору предприятие, выполняя функции управляющей организации, приняло на себя обязанности по управлению муниципальными общежитиями в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством.
Пунктом 1.1 указанного договора определено, что МУП г. Хабаровска "СЗСМО" обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества муниципальных общежитий, обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания нанимателям жилых помещений.
В соответствии с пунктом 2.1.2 договора управляющая организация обязуется самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, организовывать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества муниципальных общежитий в соответствии с действующим законодательством согласно приложению N 3.
Приложением N 3 договора к числу таких работ отнесено планирование работ по проведению технических осмотров, содержанию многоквартирного дома, подготовка его к сезонной эксплуатации; заключение договоров с подрядными организациями на выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и подготовке его к сезонной эксплуатации.
Исходя из положений Устава МУП г. Хабаровска "СЗСМО", предприятие создано с целью выполнения функций управления общим имуществом по всему комплексу работ, связанных с использованием, содержанием и ремонтом муниципальных общежитий, поддержания их эксплуатационных качеств, а также благоустройство дворовых территорий для обеспечения удобства и комфортности проживания нанимателей, арендаторов и собственников жилых и нежилых помещений предоставления им жилищно-коммунальных услуг требуемого качества (пункт 2.1 Устава).
Для достижения своих целей предприятие осуществляет выполнение функций заказчика по содержанию и ремонту муниципальных общежитий и подготовке их сезонной эксплуатации, капитальному ремонту, модернизации и реконструкции общежитий, благоустройству придомовых территорий, предоставлению жилищно-коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений (пункт 2.2.1 Устава).
Имущество предприятия является муниципальной собственностью и закрепляется за предприятием для производственной деятельности на праве хозяйственного ведения или передается в безвозмездное пользование по договору (пункт 8.1 Устава).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий".
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что общество не является субъектом правонарушения по основаниям, изложенным выше.
Довод апелляционной жалобы о том, что предприятие не могло обеспечить соблюдение требований норм пожарной безопасности в связи с отсутствием финансовых средств, судом отклоняется ввиду следующего.
Как следует из пункта 6.4 Устава МУП г. Хабаровска "СЗСМО", источниками доходов предприятия являются:
- средства, выделенные из местного бюджета на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с бюджетом, утвержденным Хабаровской городской Думой;
- платежи населения, поступающие в качестве оплаты за жилищно-коммунальное обслуживание;
- другие источники денежных средств, не противоречащие действующему законодательству.
Указанные финансовые средства подлежат целевому использованию исключительно на покрытие расходов на содержание и ремонт общежитий.
Следовательно, взяв на себя обязательства по управлению общежитиями, Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" не предприняло достаточных действий по осуществлению контроля и выполнению требований и норм пожарной безопасности.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении административного правонарушения заключается в том, что оно не обеспечило соблюдение норм, правил и требований пожарной безопасности.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем предприятия заявлено ходатайство об изменении меры наказания - применении предупреждения вместо наложения административного штрафа.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, отклонил заявленное ходатайство.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения предприятия к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 ноября 2009 года по делу N А73-17533/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17533/2009
Истец: МУП гор.Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий", МУП г.Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий"
Ответчик: Ответчики, Главный государственный инспектор Индустриального района г.Хабаровска по пожарному надзору С.Р.Вяльшин, ОГПН по Индустриальному району города Хабаровска
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2010 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5883/2009