г. Томск |
Дело N 07АП-9098/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.11.2010
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Музыкантова М. Х. Солодилов А. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М., с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Дворников С.Ю. - представитель (доверенность от 30.06.2010)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены),
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.08.2010
по делу N А27-10796/2010 (судья Титаева Е.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Ядадияева Рафика Ханукаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области,
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии,
Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля"
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области,
о признании незаконными действий по формированию недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, недостоверным результата государственной кадастровой оценки, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ядадияев Рафик Ханукаевич (далее - заявитель, ИП Ядадияев Р.Х) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным 23.08.2010 о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659 площадью 23482 кв.м. в размере 118 128 314, 38 руб., а также удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5030,59 руб.; признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управления Росреестра), выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка; обязании Управления Росреестра исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659 в размере 118 128 314, 38 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5030,59 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.08.2010 по делу N А27-10796/2010 заявление ИП Ядадияева Р.Х удовлетворено:
- признан недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659 площадью 23482 кв.м. в размере 118 128 314 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 5030,59 руб.
- признаны незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659 площадью 23482 кв.м. в размере 118 128 314 руб., удельного показателя кадастровой стоимости размере 5030,59 руб.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление кадастра и картографии обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что решение суда вынесено при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, не применении норм материального права, подлежащих обязательному применению.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в отзыве.
ИП Ядадияев Р.Х в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов и указывает, что доводы жалобы необоснованны, решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, выводы соответствуют материалам дела.
Росреестр, Коллегия Администрации Кемеровской области отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не представили.
Подробно доводы ФГУП "ФКЦ "Земля", ИП Ядадияева Р.Х изложены в отзывах на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу по изложенным в нем основаниям, настаивал на отказе в ее удовлетворении.
Заинтересованные лица и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве на апелляционную жалобу просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии его представителей.
В порядке частей 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Заслушав пояснения представителя ИП Ядадияева Р.Х, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, ИП Ядадияев Р.Х является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659, площадью 23482 кв.м., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 42 АГ 030882 от 09.07.2009.
Согласно кадастрового паспорта указанного земельного участка от 15.03.2010, полученного заявителем 15.03.2010, его кадастровая стоимость составляет 118 128 314, 38 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 5030,59 руб.
Полагая, что при определении величины кадастровой стоимости земельного участка были допущены отступления от установленного нормативно-правовыми актами порядка, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования ИП Ядадияева Р.Х, суд первой инстанции исходил из того, что указание Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в пункте 7 акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659 в сумме 5030,59 руб. за кв.м., а также внесение Управлением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной с нарушением установленной процедуры и без надлежащего анализа и учета информации о рыночной стоимости нарушает права и законные интересы ИП Ядадияева Р.Х, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 НК РФ, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости каждого земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктом 11 Правил установлено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Однако, доказательств, свидетельствующих о том, что указанный в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний порядок построения статистической модели соблюдён, в том числе, определён состав факторов стоимости, проведён сбор сведений о значении этих факторов, проведён сбор рыночной информации, а также расчёт кадастровой стоимости с учётом перечисленных элементов, в материалы дела не представлено.
Заинтересованными лицами не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
Пункт 2.2.5 Методических указаний в целях определения достоверности собранной рыночной информации предписывает провести ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в качестве исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области Управлением в соответствии с требованиями, установленными ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", было привлечено ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании государственного контракта от 29.06.2007 г. N 140.
ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании договора от 25.08.2007 г. N 1/ГКР/140 на проведение работ по оценке привлекло ООО "Группа комплексных решений", которое произвело оценку рыночной стоимости и представило отчет N 1/ГКР/140-023д об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенных по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, г. Кемерово.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что доказательства, свидетельствующие о том, что указанный в Методических указаниях N 39 порядок построения статистической модели при определении кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов на территории Кемеровской области, к числу которых относился и земельный участок заявителя до уточнения его площади, был соблюден, в том числе, определен состав факторов стоимости, произведен сбор сведений о значении этих факторов, произведен сбор рыночной информации, а также расчет кадастровой стоимости с учетом перечисленных элементов, в представленных в суд материалах отсутствуют.
Из представленных в суд материалов усматривается и не опровергается участвующими в деле лицами, что при построении статистической модели расчета кадастровой стоимости ФГУП "ФКЦ "Земля" использовало только 2 из возможных 56 факторов, влияющих на данную стоимость, без указания на причину, по которой остальные факторы не были приняты во внимание при построении данной модели.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет один экземпляр отчета на проверку в Федеральную службу кадастра и картографии.
Федеральная служба кадастра и картографии производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Согласно материалам дела отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента.
На основании изложенного, следует, что не представлено достаточных сведений об используемых исходных данных, которые позволили бы оценить их достоверность и объективность, сделать вывод о наличии оснований для расчета как удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 5030,59 руб. за кв.м., так и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659 в размере, определенном до уточнения площади земельного участка, следовательно, не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659 составила 118 128 314, 38 руб., внесенная Управлением в государственный кадастр недвижимости, определена на основе результатов государственной оценки земель, то есть с соблюдением требований, предъявляемых к такой оценке.
Вместе с тем, в материалах дела имеется отчет Кузбасской Торгово-промышленной палаты N 7/80 от 20.08.2010, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659 составляет 58 600 000 руб., то есть государственная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком.
Что касается действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659 в размере 118 128 314, 38 руб., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул.Сибиряков - Гвардейцев, д.275 и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5030,59 руб., суд апелляционной инстанции считает необходимым пояснить следующее.
Содержание административной процедуры "проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков", в части действий Управления регламентировано пунктами 9.4., 9.5., 9.6., 9.7. Административного регламента.
Из указанных норм следует, что при проверке Отчета Управление обязано, в том числе, оценить Отчет на предмет соответствия последнего законодательству об оценочной деятельности, и в случае несоответствия Отчета таковому сделать вывод о несоответствии Отчета техническому заданию и совершить действия, предусмотренные пунктом 9.7. Административного регламента.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, акт проверки отчета от 24.11.2008 в разделе 6 содержит сведения о должностном лице Роснедвижимости, осуществившего проверку отчета, которым являлся Ковалев Д.В. - начальник управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля", т.е. фактически отчет проверило лицо, которое проводило оценку и утвердило соответствующий отчет. При изложенных обстоятельствах суд принимает как состоятельный довод заявителя о том, что в данном случае имеет место нарушение пункта 9.8 Административного регламента, поскольку проверка результатов отчета была осуществлена неуполномоченным на то лицом.
Исполняющий обязанности директора ФГУП "ФКЦ "Земля" Фомин Н.П. (утвердивший отчет) и начальник оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалев Д.В., должностными лицами Роснедвижимости не являются. Обратного государственными органами, участвующими в деле, в порядке части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано. О невозможности представления соответствующих доказательств по независящим от Управления и Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, причинам не заявлено, не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном.
Согласно определении Верховного Суда Российской Федерации по делу N КАС09-691 от 11.02.2010, в рамках которого оспаривался пункт 5 Приложения N 7 к Административному регламенту, по своему содержанию данный пункт является ясным и определенным, не вызывающим никаких сомнений при его толковании, из его буквального толкования однозначно следует, что проверку отчета должны производить должностные лица Роснедвижимости, а не представители оценщика. Не предусматривает указанный пункт и возможности передачи полномочий по проверке отчета исполнителю работ по государственной кадастровой оценке земли.
Апелляционный суд соглашается с мнением суда первой инстанции, что процедура утверждения кадастровой оценки земельных участков является многоступенчатой и многостадийной, каждый этап и стадия утверждения отчета должен соответствовать действующему законодательству, в противном случае утверждение отчета ведет к нарушению прав и законных интересов владельца земельного участка, в том числе, связанных с исполнением обязанностей налогоплательщика и уплачивать в бюджет только законно установленные налоги и сборы.
С учетом изложенного, незаконными являются действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выразившиеся в осуществлении ненадлежащей проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, в направлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:659 в размере 118 128 314, 38 руб., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул.Сибиряков - Гвардейцев, д.275, и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5030,59 руб. кв.м.
Управление Росреестра обоснованно указало в апелляционной жалобе о том, что действующим законодательством не устанавливается сопоставимость кадастровой стоимости и рыночной, а также запрет превышения кадастровой стоимости над рыночной стоимостью, возможность утверждения органом исполнительной власти рыночной стоимости земель и внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости. Однако, как обоснованно указал суд первой инстанции, Росреестром и Управлением Росреестра не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, на основании которых кадастровая стоимость земельного участка была определена исполнителем работ в размере, превышающем его рыночную стоимость в 2 раза, а также о том, что те или иные критерии, относящиеся к данному земельному участку, позволили определить кадастровую стоимость данного участка с превышением рыночной стоимости именно в указанном соотношении.
Ссылка Управления на то, что кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2007, в то время как рыночная стоимость по представленному заявителем отчету оценщика на 20.08.2010 судом также не принимается, поскольку в ходе судебного разбирательства заинтересованными лицами не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных обстоятельств для указанного несоответствия в стоимости, в том числе - с учетом периода ее определения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 156, пунктом 1статьи 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.08.2010 по делу N А27-10796/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т.В. |
Судьи |
Музыкантова М.Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10796/2010
Истец: Ядадияев Рафик Ханукаевич
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области